История одного Side project

Друзья, всем привет!

Уже больше года мы занимаемся развитием нового проекта на глобальном рынке и я хочу с вами поделиться нашим опытом запуска так называемого side project (стороннего проекта), который сейчас растет на 30% в неделю и служит источником пользователей для основного продукта. Добро пожаловать под кат.

image

Предыстория

Буквально пару слов расскажу о себе и нашем новым продукте, чтобы был лучше понятен контекст. В 2010 году я с товарищем на свои 600 тыс. рублей запустили SaaS сервис для создания сообществ клиентов, о чем лет 5-6 назад писали на Хабре. В этот проект мы привлекли более $1 млн инвестиций и пытались вывести его в международных рынок. В конце 2014 года я был инициатором и бизнес ангелом другого — HelpDesk системы для малого и среднего бизнеса. Этот проект был закрыт через год, когда сменился уже 4й по счету СЕО, потеряв при этом несколько сот тысяч рублей.

И вот, в конце 2015 года с новой командой мы запустили WhatsHelp — платформу для продаж и поддержки клиентов через мессенджеры WhatsApp, Viber и т.п. Этот проект запускает изначально на глобальный рынок и сейчас большинство пользователей платформы из Италии, Испании, Тайваня, Бразилии и т.д. Как раз для этого проекта мы и решили попробовать запустить наш Side project: виджет для чата с клиентами через мессенджеры на сайте.

image

Зачем мы сделали этот продукт? На мой взгляд запуск side-project может быть полезен в трех случаях:

  1. Проверка продуктовой гипотезы. Когда вам кажется что какая-то опция может быть полезна в основном продукте, но не уверены на столько, чтобы сразу встраивать ее в проект.
  2. Как источник лидов для основного продукта. Этот подход отлично работает, когда вы предлагаете клиентам что-то бесплатно в обмен, например, на их контакты. Чтобы получить что-то, они заполняют форму.
  3. Чтобы «пощупать рынок». Вы знаете какие мессенджеры и как используются свадебными агентствами в Тайване? Вот и я не знал до запуска виджета ).

Так вот, мы изначально хотели при помощи этого продукта понять рынок (п.3) и проверить идею о лидогенерации (п.2). Хочу сразу сказать, что все получилось даже лучше, чем мы рассчитывали.

Первый эксперимент

Следую золотому правилу любого стартапа — сделай из говна и палок, но за неделю, мы запустили первую версию виджета с поддержкой только Facebook Messenger. Было решено разместить этот экспериментальный продукт на стороннем домене (http://msgus.io), чтобы не тратить время на интеграцию в основной сервис и в случае провала просто закрыть проект.

На тот момент я не знал с чего начать продвижение на глобальном рынке и, не придумав ничего умнее, просто разместил ссылку на Hacker News в разделе Show HN. Там обычно постят новые проекты для получения обратной связи. Собрав что-то около 12 апвоутов и пару комментариев, мы получили взрывной рост в… Тайване.

image

Первые несколько дней от иероглифов рябило в глазах, но после сотого просмотренного сайта с установленным виджетом. на секунду показалось, что я начал даже что-то понимать. Не знаю на сколько это полезно, но теперь с уверенностью могу отличать иероглифы традиционного Китайского и, например, Японского языков =).

Как оказалось, ссылку на Hacker News заметил редактор самого популярного техноблога в Тайване и опубликовал статью о виджете. Далее были перепосты статьи на других ресурсах и форумах. Так мы получили за месяц более 200 установок виджета на сайты.

Благодаря этом простым шагам мы много узнали о рынке Тайваня, Тайланда и Филлипин, пообщались с местными предпринимателями и убедились, что этот продукт нужно развивать дальше.

Развиваем идею

После запуска Эмэсгуса (там мы между собой называем этот проект) мы поняли, что не FB Messenger’ом единым полон мир, и бизнесы часто используют сразу несколько мессенджеров одновременно. Так родилась идея переработать виджет и добавить поддержку всех популярных платформ: WhatsApp, Viber, Telegram, Вконтакте, Snapchat, Line и т.д.

Сказано — сделано! И через еще пару месяцев у нас рождается наш side-project WhatsHelp Chat Widget. Мы долго думали, развивать ли новый виджет на отдельном домене или сделать его частью основного продукта. Так как п.1 (проверка продуктовой гипотезы) и п.3 (разведка рынка боем) сработали, то нужно было легко и быстро попробовать сгенерировать лиды. Проще всего это было делать, расположив новый виджет непосредственно на сайте основного продукта. Так появился конструктор виджета у нас на сайте (http://whatshelp.ru/widget):

image

Запуск

За время прошедшее с момента запуска первой версии виджета было прочитаны десятки статей по запуску проектов на глобальном рынке и в этот раз я решил попробовать уже свои силы на Product Hunt (сокращенно PH). В последнее время много было написано про эту площадку, но все же поясню для тех кто не знает.

PH — это место, где одни люди (хантеры) публикуют новые продукты, а другие люди (участники сообщества) голосуют за них. Каждые сутки список обновляется и происходит голосование, по итогам которого, в конце дня формируется ТОП проектов. Войти в ТОП 5 — очень сложно и очень круто. За место под солнцем приходится конкурировать с Google, Apple и еще сотнями компаний, с реально крутыми продуктами.

После некоторой подготовки, мы опубликовали наш виджет на PH. Как это было — другая история и достойна отдельной статьи, но спустя 18 часов борьбы мы все таки попали в заветный ТОП 5! Я конечно не плакал от счастья, но это был отличный результат. На скриншоте нижу мы вторые сверху.

image

Результат

Дальше было 100500 публикаций в твиттере, несколько публикаций на сторонних порталах и блогах в Италии, Португалии и т.п. Но вы наверное ждете цифры, и они есть у меня (по стостоянию на 28 октября).

  • Общее количество установок виджета — 1079
  • Количество регистраций в основном продукте — 300+

Цифры говорят сами за себя. Конечно, далеко не все сторонние проекты удачны, но если не тратить много ресурсов и экспериментировать, то такие проекты могут с лихвой окупаться.

Надеюсь было полезно и интересно. Буду рад вопросам в комментариях.
Успехов!

Автор:

Источник

Оставить комментарий