Принцип раннего запуска или как мы получили первых клиентов еще до старта проекта

Про сервис Giveaways.ru можно прочитать в профиле компании. Скажу лишь, что это личный проект, которым я занимаюсь в нерабочее время. С начала и по сей день в нем работаем только я и программист-фрилансер, изредка привлекаются другие специалисты.

Когда проект финансируется из личных средств, которых хватает только на разработку, а идея проекта и бизнес-модель не проверены, ни о какой рекламе не может быть и речи. Да и как рекламировать сервис, которого еще нет? Тем не менее, мне хотелось как можно раньше начать продвигать проект, чтобы к запуску о нем уже что-то было известно. Так же я хотел убедиться, что проект решает реальные, а не надуманные проблемы людей.

В итоге у меня родился план, который помог мне начать общаться с пользвателями еще до официального запуска, подтвердить свои гипотезы и даже договориться с первыми клиентами о проведении конкурсов через сервис. В этой статье я хочу обобщить опыт запуска проекта и поделиться им с сообществом. О подобных подходах сейчас много теории, особенно в стартап тусовках, я же хочу поделиться своим реальным опытом, возможно кому-то он будет полезен.

В обобщенном виде план выглядел так:

  1. Зарегистрировать домен
  2. Создать сообщества в соц. сетях
  3. Разместить для начала несколько публикаций
  4. Немного “прокачать” сообщества
  5. Создать простой лендинг (с контактами и подпиской на новости о старте)
  6. Привлечь в сообщества потенциальных пользователей
  7. Создать раздел с обучающими статьями для пользователей
  8. Анонсировать скорый запуск сервиса
  9. Сообщить о запуске
  10. Поделиться результатами первых клиентов

Дальше я поясню, зачем нужен каждый из пунктов и что было сделано лично мной.

Зарегистрировать домен

Начиная проект, первым делом я определяюсь с названием. Если оно пока не пришло, можно заняться другими делами, но когда появилась определенность с именем, его тут же нужно зарегистрировать.
Зачем?
При обсуждении проекта с людьми так или иначе фигурирует его название и кто-то может зарегистрировать домен вместо вас, а потом пытаться вам же его продать. Чтобы избежать проблем в будущем, лучше зарегистрировать имя заранее, тем более это недорого.
Что сделано
Я сразу же зарегистрировал домен в зоне .me, хотя впоследствии решил переименовать проект, выкупив более подходящий домен в зоне .ru. Поскольку это случилось за месяц до запуска, переименование прошло безболезненно для сервиса.

Создать сообщества в соц. сетях

В эффективности этого канала уже никто не сомневается. Добавлю лишь, что сегодня многие забыли про старые добрые форумы, а ведь многие професиональные аудитории можно искать там. Сначала нужно найти ваших пользователей, почитать что их волнует, попробовать помочь советом или делом. Затем создать сообщество с полезным для аудитории контентом и общаться от его имени.
Зачем?
В процессе общения люди могут поинтересоваться кто же вы такие, зайдут на страницу и запомнят вас. Только не забудьте описать там что вы из себя представляете и над чем работаете.
Что сделано
Я создал сообщества в Инстаграм, Вконтакте и Facebook. Написал о чем эти профили, настроил автоматический кросспостинг.

Разместить для начала несколько публикаций

Зачем?
В дальнейшем вам нужно будет привлекать в сообщество читателей. А люди подпишутся на вас только если поймут что вы полезны, ведь на пустой аккаунт никто не будет подписываться. О чем писать? Очевидно, ваш будущий сервис направлен на решение какой-то проблемы пользователей. Пока вы программируете инструмент решения проблем, вы можете писать про то, почему эти проблемы важны или как можно решать имеющимися способами, давать какие-то советы и лайфхаки.
Что сделано
Наш аккаунт в Инстаграм был первым в Рунете, кто начал собирать в одном месте все конкурсы.
Я нашел и разместил с десяток самых интересных на мой взгляд конкурсов, прежде чем начал привлекать людей.

Немного прокачать сообщества

Зачем?
Как показала практика, люди охотнее подписываются, когда видят, что у аккаунта хотя бы несколько сотен подписчиков.
Что сделано
Я заказал привлечение подписчиков в группы, за сутки все было готово к работе с потенциальными пользователями.

Создать простой лендинг

Привлеченные в сообщество люди должны иметь возможность перейти на сайт и прочитать хотя бы какую-то минимальную информацию о вас.
Зачем?
Конечная цель — сообщить людям о сервисе, а сообщество лишь средство. Пока полноценного проекта нет, зайдя на сайт люди должны иметь возможность прочитать что это будет за сервис и даже оставить почту, чтобы узнать о его открытии. Не забудьте указать там контакты для обратной связи, чтобы самые заинтересованные могли задать вам вопросы. Кстати, наличие вопросов и оставленных почтовых адресов стал для меня первым показателем заинтересованности в проекте. Не забудьте указать ссылку на сайт в профилях сообществ. Я стараюсь, чтобы название сервиса было отражено и в адресе сайта и в адресе сообществ. Так люди сразу помут, что имеют дело с каким-то сайтом, что в конечном итоге привлечет Type-in трафик, а так же трафик по запросу адреса сайта.
Что сделано
Для начала я воспользовался сервисом launchrock.com, чтобы сделать простой лендинг на скорую руку. Через месяц он был заменен на более содержательную страницу, с возможностью авторизоваться через Инстаграм. Так я получал первые контакты, чтобы сообщить об открытии сервиса через direct-сообщения.

Привлечь в сообщества потенциальных пользователей

Зачем?
Имея лояльную аудиторию, в дальнейшем можно сделать из нее первых и даже постоянных клиентов. К тому же можно понять какой тип пользователей будет ядром вашей аудитории, какие сообщения и способы привлечения более эффективны.
Что сделано
Поскольку первая версия моего сервиса расчитана Инстаграм, основной упор был сделан на эту аудиторию. Комментарии, советы в других конкурсах, лайки фотографий – я пробовал все собственными руками. Оказалось, что приглашения в сообщество в комментариях наиболее эффективны. Аккаунт @giveaways_ru конечно расчитан скорее на участников конкурсов, чем на организаторов. Я даже пытался развивать отдельный аккаунт для организаторов, но отказался от этого, поскольку аудитории обоих аккаунтов почти на 100% пересекались и сообщения для них могут быть едиными.

Создать раздел со статьями для пользователей

О привлечении пользователей через полезный контент написано много хорошего, в том числе и здесь. Я тоже решил этим заняться, пока идет процесс разработки.
Зачем?
Чтобы было о чем рассказать аудитории и попытаться получить статус эксперта в области. И разумеется, уникальные статьи помогают получать seo-трафик, этот эффект не мгновенный, но он стоит потраченных сил.
Что сделано
Я создал раздел для блога (спасибо Drupal, в котором это было сделано за полчаса) и написал первые несколько статей. Затем старался регулярно писать новые статьи. Откуда брать темы для статей? Я смотрел на вопросы аудитории и тематические запросы в поисковых системах. Спустя три месяца после запуска seo-трафик проекта превысил прямой трафик из Инстаграм, что подтверждает полезность затеи.

Анонсировать скорый запуск сервиса

Когда у вас есть примерная дата выхода проекта, а сообщество примерно представляет кто вы и чем можете быть полезны, самое время добавить на главную страницу проекта больше информации о сервисе и анонсировать дату выхода. Нелишним будет продумать какой-то бонус для первых пользователей или участников закрытого тестирования.
Зачем?
Это еще раз напомнит аудитории, что вы не просто сообщество, а новый и полезный сервис. Те, кто когда-то слышал про вас может наконец зайти на сайт и оставить контакты или записаться в добровольцы.
Что сделано
Я анонсировал закрытое тестирование и набрал несколько первых пользователей. Пришлось даже ускорить разработку, чтобы запустить тестирование раньше и не потерять “горячих” клиентов. Мне повезло заполучить до официального старта клиента с довольно крупным Инстаграм-сообществом, благодаря которому всплыли проблемы с производительностью и ограничениями Instagram API. При закрытом тестировании был получен ценный фидбек. Многие задавали вопросы про детали сервиса и писали что им действительно не хватало такого инструмента. Это был второй момент (после вопросов и оставленных email-ов c лендинга), когда я понял, что сервис действительно кому-то нужен.

Сообщить о запуске проекта

Зачем?
Вся предыдущая работа делалась как раз для того, чтобы иметь возможность рассказать о проекте тем, кому он будет интересен. К этому моменту у вас должно быть сообщество (подписчики, читатели, контакты, новые друзья), знакомое с вами и ждущее выхода сервиса. То, сколько первых пользователей вы получите после анонса о запуске и будет показателем эффективности вашей работы. Создайте пост о запуске в соц. сетях, напомните о скидках первым клиентам и готовьтесь к массе вопросов.
Что сделано
Я рассказал о запуске и в первую неделю получил около десятка первых пользователей. Больше нам было и не нужно, поскольку мы активно работали над производительностью и закрывали баги. Еще я повесил онлайн-консультанта на сайт и пожалел лишь о том, что не сделал этого раньше.

Поделиться результатами первых клиентов

Когда появятся клиенты, получившие результаты, сообщите об этом остальным.
Зачем?
Никто не хочет быть первым. Особенно в совершенно новых сервисах, не имеющих аналогов. Покажите то как он работает, чтобы остальные поняли что это надежно, несложно, выгодно и нестрашно.
Что сделано
Я записывал на видео момент определения победителя в конкурсе, публиковал сообщения о завершившихся конкурсах, чтобы люди видели активность и решились сами попробовать.

Подводя итог

На реализацию плана по запуску giveaways.ru у меня ушло не больше тысячи рублей, и по часу времени после работы в течение двух месяцев, пока шла разработка. В первый месяц я получил около 30 клиентов, воспользовавшихся бесплатной возможностью провести первый конкурс, не затратив на рекламу ни рубля. Так же я получил много предложений по улучшению, что помогло мне определить приоритеты для разработки нового функционала.

Основная идея такого подхода – как можно быстрее открыться для пользователей, дав им то, что вызовет начальный интерес, позволит собрать ранний фидбэк, а когда сервис будет готов, сообщить об этом уже подготовленной аудитории. Подход не отменяет традиционную рекламу, он помогает быстрее выйти к пользователям, вместо того, чтобы ждать финального релиза и понять что продукт требует переделки.

Автор: Polar

Источник

Оставить комментарий