Семейный бизнес в IT. Как мы собирали команду
Если вы не знакомы с предысторией, то обязательно прочтите:
- как мы начали заниматься бизнесом;
- как совершали ошибки и делали выводы;
- как перестроили структуру бизнеса и увеличили прибыль;
- как запустили свой первый сервис;
- как прошли первые полгода жизни нашего стартапа.
Предисловие
Примерно год назад мы решили, что днем рождения нашего Энергослона будет 8-е мая. Как-то так само собой сложилось и, признаться, я не очень хорошо помню почему. То ли в этот день мы начали приглашать первых тестеров, то ли это был день, когда мы создали первую запись в блоге, то ли произошло какое-то другое событие… Не помню. Но так или иначе именно 8-го мая наш Слоник задувает свечи на именинном торте и с удовольствием принимает подарки.
И так случилось, что в преддверии Слоновьего дня рождения Мегамозг преподнес нам неожиданный и очень приятный сюрприз: возможность писать статьи в корпоративный блог. Именно этот подарок подтолкнул меня к написанию очередной статьи из цикла «Семейный бизнес в IT». А рассказать в этой статье я хочу о том, как мы собирали команду.
«Web-дизайнер? Я?! Ребят, да вы шутите…»
Примерно такие слова мы услышали от Маши 3 года назад, когда предложили ей работу в нашей веб-студии. Маша очень здорово рисовала, и порой мы заказывали ей работы по графическому дизайну. Однако, дизайном сайтов она никогда не занималась. Да и не задумывалась об этом.
А нам очень нужен был дизайнер, найти хорошего специалиста на удаленке не получалось. С несколькими местными дизайнерами мы пытались работать по-проектно, чтобы присмотреться друг к другу. Но это всегда заканчивалось плохо. Сроки срывались, работы не дотягивали, расценки были несправедливо завышены. В результате приходилось сидеть по ночам и переделывать все с нуля. Тогда мы поняли, что вместо того, чтобы тратить время на бесполезные поиски дизайнера, нужно этого дизайнера вырастить.
Маша была идеальным кандидатом. Да, она совсем не разбиралась в веб-дизайне, но к работе подходила ответственно. А самое главное, обладала вкусом и просто мастерски умела сочетать цвета.
Помню, тогда мы с Сашей где-то подхватили инфекцию и слегли с воспалением легких. Что послужило последним толчком: высокая температура или присланный Машей логотип для нашей студии, — сказать сложно. Но так или иначе, мы поняли, что пришло время для серьезного разговора.
На собеседовании мы убедили Машу присоединиться к нам. Пообещали помочь ей стать первокласным веб-дизайнером, предоставить возможность работать по гибкому графику и просто заваливать ее интересной и сложной работой. Как можно было сказать «нет»? Спустя 3 года Маша с ужасом смотрит на дизайн своих первых сайтов и удивляется, как вообще можно было такое сделать. Но мы щадим ее тонкую творческую натуру и не показываем, какие ужасы нам пришлось повидать, работая с другими дизайнерами, считающими себя первоклассными специалистами.
Сегодня, несмотря на уже достаточно большой опыт и высокий уровень работ, Маша по прежнему критично относится к себе и продолжает учиться и развиваться. Именно за это мы ее ценим, любим и всячески поощряем.
«Я практически ничего не знаю о seo, но готов днями и ночами учиться»
Чувствуете закономерность? Да, Петр, наш сеошник, когда пришел работать в студию знал о поисковой оптимизации лишь то, что успел прочитать перед собеседованием в интернете. По крайне мере у меня тогда сложилось именно такое впечатление. Но давайте по порядку.
Продвижением сайтов в нашей компании занималась я. И меня это ужас как достало. Клиентов становилось все больше, а на мне висел еще копирайтинг, контент, бухгалтерия и встречи с клиентами. Однажды я поняла, что сил больше не осталось. Да и, если честно, на качестве работы нехватка времени начала сказываться. Позиции не росли, клиенты были недовольны. Я поняла, что пора брать в штат сеошника, муж не был против, но руки все никак не доходили заняться этим вопросом вплотную.
Однажды, к Саше на встречу напросился молодой человек, представляющий фирму, занимающуюся трудоустройством иностранцев. Тогда наш офис представлял собой всего одну комнату, в которой мы и работали, и проводили встречи. Краем уха я подслушивала беседу, в ходе которой молодой человек нахваливал программистов из Индии. А потом речь как-то зашла о нашей студии и парень спросил: «А вы продвижением сайтов тоже занимаетесь? Я этой темой как раз увлекаюсь и в свободное время изучаю seo.».
Первой моей мыслью было: «Это судьба!», но ее тут же сменила вторая: «Какая, блин, судьба? Ты же во всю эту чушь не веришь!». А Саша уже делал молодому человеку предложение, о которого тот не смог отказаться. В общем, казалось, что все складывается как нельзя лучше.
Однако, когда через месяц наш новый сотрудник решил, что seo ему совсем неинтересно, а работа — это вообще бесполезная трата времени, я еще раз убедилась, что «судьба и знаки» в реальном мире не работают, а вот к вопросу поиска сеошника нужно подойти более серьезно.
Поэтому я разместила вакансию на hh.ru и приготовилась проводить собеседование. Вообще поиск сотрудников, отбор резюме и собеседования — это довольно изнурительный труд. Если вы хоть раз этим занимались, то не можете со мной не согласиться. В объявлении я написала, что уровень знаний в области seo не так важен, важно желание расти и развиваться.
Меня просто завалили письма с резюме. Их было на самом деле много. В общей сложности мы провели порядка 20-ти собеседований, я отобрала троих наиболее подходящих кандидатов и уже склонялась к выбору одного из них.
Но тут раздался телефонный звонок и мужской голос спросил, можно ли еще прислать свое резюме или он уже опоздал. На самом деле, прием резюме был закрыт за день до этого, но почему бы не пообщаться еще с одним кандидатом?
Знаете, это было одно из самых сложных решений, которые мне приходилось принимать за все время существования нашей студии. После общения с Петей (а именно он был тем соискателем, который прислал резюме в последний момент), я не спала практически всю ночь. Мне предстояло сделать выбор. Взять на работу специалиста с хорошим опытом работы в seo, но мечтающего переехать в Москву. Или же отдать предпочтение человеку, который очень хочет работать в нашей компании, но при этом мне придется тратить время и силы на его обучение.
Я выбрала второе. И уверена, что не ошиблась. Мы не узнаем, как долго проработал бы в нашей компании первый кандидат, возможно, мы бы тоже замечательно сработались. Однако, я точно знаю, что упустить такого способного и ответственного сотрудника, как Петя, было бы большой ошибкой.
Петр работает в компании практически 2 года. За это время он добился больших успехов в области seo, постоянно изучает и пробует что-то новое и уже учит меня всяким seo-хитростям.
«Если вы сейчас поверите в меня и дадите мне шанс, я всего себя вложу в развитие вашего проекта!»
Разработчика мы искали уже не в веб-студию, а конкретно для Энергослона. Скажу честно, это было больной темой. Нам просто катастрофически не везло с разработчиками. Раньше в студии уже работали несколько web-программистов, но ни один из них не задержался в команде больше полугода. Сейчас же задача была еще сложнее: нам предстояло найти специалиста для работы над таким крупным проектом. Кто-то должен был взять на себя фронт работ по Слону, и чем быстрее мы решим эту проблему, тем быстрее наш сервис будет запущен.
Я разместила объявления на Хантим и hh.ru. Откликов не было. После аншлага при поиске сеошника такое затишье казалось катастрофой. Тогда я купила доступ к базе резюме на том же HeadHunter и принялась обзванивать потенциальных кандидатов.
Практически в 90% случаев мне отвечали, что работа уже найдена и лишь двое кандидатов согласились пройти собеседование. Но ни один из них не произвел на нас должного впечатления. Мы отчаялись…
А потом я получила письмо от еще одного кандидата, в котором говорилось, что он заметил, что мы просматривали его резюме и с удовольствием придет на собеседование. Открыв резюме, я вспомнила, что действительно видела его ранее, но не восприняла всерьез. Молодой человек знал кучу языков, учился в Японии, работал в Китае, недавно переехал в Краснодар из Москвы. Имел кучу дипломов об образовании и еще каких-то сертификатов. Но при этом опыта в программировании практически не было, а опыта в web-программировании не было вовсе. Я с сомнением отнеслась к такому кандидату, так как складывалось впечатление, что мы имеем дело с теоретиком, любящим получать дипломы и грамоты, но при этом абсолютно не имеющим практических навыков.
Переслала резюме Саше, он сказал: «Хм, ну давай пообщаемся.». Так мы познакомились с Егором.
После собеседования я изменила свое мнение об этом кандидате.
Во-первых, Егор предстал действительно умным человеком, обладающим логическим мышлением и высоким уровнем интелекта. А по моему мнению именно этими качествами должен обладать хороший разработчик.
Во-вторых, передо мной сидел взрослый и серьезный мужчина, поставивший перед собой цель: «стать высококлассным специалистом в области web-программирования». И он просил нас помочь ему в достижении этой цели.
Мы взяли паузу, нужно было все хорошенько обдумать. На самом деле, мы понимали, что принимая в штат специалиста практически без опыта, мы отодвигаем срок запуска нашего проекта. И кроме того, рискуем получить некачественный код, что убьет всю идею.
Но с другой стороны, какова была альтернатива? Целый месяц поиска разработчика пока не давал результата. И неизвестно, получится ли вообще у нас этого разработчика найти. Мы решили рискнуть и дали Егору испытательный срок 1 месяц.
Не скажу, что мы сразу же убедились в правильности принятого решения. Прошел месяц, но мы все еще сомневались. Егор очень старался, но результата пока не было. Мы приняли решение продлить испытательный срок еще на месяц. Постоянно оценивали и обсуждали его работу. И наверное только через 3 месяца совместной работы мы поняли, что решение принято. Егор влился в коллектив и начал справляться со своей работой. Мы вздохнули с облегчением.
С тех пор прошло почти 1,5 года и похоже за это время Мир получил еще одного хорошего back-end программиста.
Небольшое резюме
Так уж получилось, что ни один из наших сотрудников не имел опыта в той сфере, в которй мы предлагали работу. Но каждый из них очень хотел развиваться и стать профессионалом. И у всех троих это замечательно получилось.
Значит ли это, что в дальнейшем мы будем отдавать предпочтение кандидатам с горящими глазами и желанием расти и развиваться, но при этом без опыта? Не знаю, вопрос очень сложный. В маленькой компании каждый сотрудник на вес золота. И если сотрудник не готов пока взять на себя весь фронт работ, чаще всего это означает, что кому-то из руководителей приходится работать за двоих. Но с другой стороны, несомненно, отношения, которые складываются с таким сотрудником, стоят затраченных усилий.
Кстати, еще одной общей чертой, которая объединяет наших коллег, является наличие опыта работы в других компаниях. Они знают какими могут быть условия труда и именно поэтому ценят то, что мы предлагаем.
- Во-первых, у нас нет графика работы. Есть только просьба приходить на работу не позже 12. При этом Машу раньше 11 в офисе не застанешь, а вот Петя в 8:00 уже на посту.
- Во-вторых, у нас нет больничных. Не в том плане, что мы не позволяем болеть. Как раз наоброт: болеешь — сиди дома. Мы не заставляем бегать по врачам за бумажками. Придешь больной в офис и кого-нибудь заразишь — получишь по шапке. И отсутствие на работе никак не отражается на оплате труда, зарплата выплачивается в полном объеме.
- В-третьих, мы спокойно относимся к отгулам и просьбам отлучиться. Главное — чтобы задачи выполнялись, а не чтобы сотрудник сидел в офисе.
- В-четвертых, все корпоративы оплачиваются из бюджета компании, за исключением 8-го марта и 23-го февраля. Эти два праздника сотрудники устраивают самостоятельно.
- В-пятых, мы всегда готовы оплатить любые курсы или учебные материалы, регулярно покупаем книги в офис. В общем стараемся делать все, чтобы сотрудники росли и развивались.
Разумеется, в замен мы тоже требуем многого. Все задачи должны выполняться в срок. Не успел или прохалявил — будь добр, задержись и доведи дело до ума. А если срочных задач нет, можешь смело отдыхать или заниматься саморазвитием. При этом работа на отвяжись не допускается, мы работаем на результат и все делаем по максимуму.
Заключение
Знаетет, пока не столкнешься с такой сложной задачей, как поиск сотрудников, не поймешь, как это сложно. Я действительно считаю, что в работе руководителя самое сложное — это организация работы в коллективе. И я очень рада, что нам удалось собрать такую команду. Спасибо, вам ребята, что помогаете Энергослону расти и развиваться! Без вас ничего бы не получилось!
P.S. В ноябре к нашему небольшому коллективу присоединился еще один сотрудник. Вы спросите, зачем он нам, если команда итак укомплектована? Дело в том, что мы решились на еще один смелый шаг. Какой? Пока секрет. Узнаете через 3 недели! Следите за публикациями в нашем новом блоге.
Автор: it-witch