Программист готовится к получению инвестиций: пошаговое руководство
Скажу честно, сам я не теоретик, а скорее практик. Потому что считаю чтение различных учебников по построению своего бизнеса и бизнес-тренинги хоть и полезными (а некоторые из тех, куда я попадал, даже показались мне увлекательным и интересным), но в разы менее эффективным занятием, нежели усиленная работа над проектом. Однако необходимость некоторого знания минимальной «теории» в любом вопросе отрицать нельзя. За последние несколько лет у меня сформировалось видение того «сухого остатка» теории из всевозможных рекомендаций стартаперам, который полностью соответствуют реалиям. При этом я постарался выкинуть, все то, что потребует существенных временных затрат, но не приблизит Вас к созданию собственного бизнеса. Сразу уточню, что это полностью моё субъективное видение, основанное на нашем личном опыте.
Как, когда и сколько? Готовим проект к поиску инвестиций за 10 шагов
К сожалению, по моему опыту, на все вопросы ниже ответ должен быть дан утвердительный. В противном случае, положительный исход поиска инвестиций крайне маловероятен. Пройдя по этим 10 вопросам Вы сможете значительно приблизиться к правильной «упаковке» проекта.
- Можете ли вы понятно описать Вашу идею в 2-3 предложениях за 30 секунд случайному человеку в лифте?
К инвесторам поступают сотни и тысячи заявок. Большинство из них мусорные и безликие, но в этом потоке очень легко затеряться. Если суть не получится донести быстро и понятно, то заявка не будет рассмотрена. От краткой формулировки основной идеи зависит рассмотрение проекта в целом. - Хорошо ли Вы знаете конкурентов?
Правда жизни заключается в том, что конкуренты есть всегда, но они могут быть не прямые, а косвенные. К примеру, для социальных сетей ими могли быть сайты знакомств, а для электронного меню – бумажное. Необходимо провести приблизительную оценку рынка (Компании, емкость, перспективы и история развития) на основе открытых фактов из сети Интернет, к примеру, с сайтов публичных компаний. Также стоит показать, чем Ваш продукт отличается и почему. Хотел бы отметить, что конкуренты на молодом рынке это хорошо, т.к. все вместе объясняют потребителям выгодность новых сервисов, формируя рынок. Если же Вы уверены, что конкурентов у Вас нет, то все предубеждения клиентов предстоит развеивать в одиночку, что далеко не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.
- Сделали ли Вы прототип или интерактивный макет?
Инвесторы хотят видеть, во что инвестируют. Без демонстрации вероятность успеха существенно уменьшается. Большинство идей можно протестировать, либо создав интерактивный дизайн-макет, либо сделав минимальный прототип. Да и создатель решит множество базовых проблем, когда будет превращать идею в реальность. Макет может быть сделан очень упрощенным, но обязательно должен показывать основной функционал сервиса. - Понимаете ли Вы, почему без инвестиций не обойтись на этом этапе?
Должно быть понимание, почему без инвестиций не обойтись, а не просто желание попробовать из серии «а почему бы и нет?». К примеру, на рынке имеется ограниченное временное окно возможностей и нужно успеть в него войти, пока кто-то другой не занял высоко конкурентный рынок, значительно увеличив стоимость выхода на него. - Прорабатывалась ли бизнес-модель?
К сожалению или к счастью, но подход создания сервиса, набора клиентской базы и решение вопроса монетизации на последнем этапе, в России возможен при создании сервиса за собственные средства или средства ближнего круга родственников и друзей. Инвестор хочет видеть просчитанное понимание, откуда берутся деньги, сколько их будет потрачено и на что, и когда будет выход на самоокупаемость. На начальном этапе риск ошибиться в модели достаточно большой, но она должна быть просчитана и обдумана. В процессе работы сразу станет понятно, за какие цифры Вы готовы отвечать, где необходимо фокусироваться для создания MVP(Minimum viable product), пригодного для первых продаж.
- Понимаете ли Вы, куда пойдут деньги?
Как правило, прогноз делается на два года, и в нем обязательно должна быть точка выхода на самоокупаемость. Статьи затрат же должны быть обоснованы, без раздутых зарплат. Многое придется делать своими силами. Причем часто ожидается, что основатель будет получать минимально необходимую зарплату, минимум до выхода на окупаемость, если вообще будет получать. - Сколько Вы просите и сколько готовы предложить?
Необходимо заранее определить сумму инвестиций, и какой процент компании Вы готовы отдать. Сумма инвестиций должна быть разумная и опираться на расчеты, за которые Вы готовы отвечать в случае провала. Первые посевные инвестиции, когда продукт еще не вышел на рынок, часто крутятся около миллиона-полутора рублей, на срок, достаточный для выхода на рынок. Рассчитывайте на три этапа инвестиций, определяя для себя максимальную суммарную долю, которую вы готовы уступить по итогам трех этапов. - Есть ли у Вас команда?
Как показывает практика, деньги выделяются в первую очередь с верой в команду. Один человек не сможет потянуть и реализацию сервиса, и внедрение, и проработку бизнес-модели, не говоря уже о поддержке и множестве возникающих необходимостей подготовить какую-нибудь «бумажку». Поэтому в одиночек не инвестируют. Хорошо, если в команде есть технарь и человек, разбирающийся в бизнесе и продажах. У обоих должен быть какой-то опыт за плечами, но лидер проекта должен быть один, при этом доли должны быть не равные. В бизнесе надо нести ответственность и часто принимать решения, от которых зависит судьба компании. Эту ответственность перед собой, сотрудниками и инвестором должен нести один человек. - Оформили ли Вы все в презентацию и executive summary?
Если еще не сделали, то берем ответы на все пункты выше и формируем в яркую, понятную даже «бабушке на лавочке», не перегруженную презентацию в 10-15 слайдов, а также умещаем ровно на 1 страницу A4, формируя executive summary. Вы готовы и с Вами уже есть, о чем говорить инвестору, если проект его заинтересует. В большинстве случаев, более подробный бизнес-план не требуется, т.к. все расчеты и прогнозы уже должны быть оформлены в презентации и executive summary. - Выбрали ли Вы фонды?
Веерная рассылка по всем адресам может сыграть только в минус, особенно если об этом узнают в самих фондах. Очень желательно найти информацию в сети о том, какие есть фонды, занимающиеся проектами на Вашем уровне развития и инвестирующие в профильные для Вас направления. Бесполезно обращаться на начальном этапе в фонд, который инвестирует в бизнес с оборотом в миллионы долларов. Желательно письма оптимизировать под конкретные фонды, что существенно повысит шансы рассмотрения Вашей заявки.
Спасибо за внимание всем, кто осилил. Буду рад ответить на ваши вопросы!
В следующей статье я подробно опишу уже непосредственно разработку проекта, его функционал и многое другое, что происходило с апреля 2013 года.
P.S. Статью, отредактированную с учетом мнения читателей, возвращаю из черновика.
Автор: GEG