Наличие точки зрения как проблема современного общества и IT-индустрии

Наличие точки зрения как проблема современного общества и IT индустрии
В последнее время я все чаще и чаще сталкиваюсь с явлением точки зрения на те или иные события, вещи, процессы, даже на способы заварки чая.

В целом, тотальная пропаганда чего угодно, СМИ и современный общественный уклад взаимоотношений подразумевает появление точки зрения у каждого человека на каждую ситуацию в окружающем его мире. Любой человек, способный к анализу поступающей к нему информации так или иначе вырабатывает собственное отношение к тому, что до него доходит при помощи интернета, ТВ, бесед с друзьями.

Выработка своей точки зрения — это нормальный процесс упорядочивания того водопада информации, под которым стоит каждый из нас в цифровую эпоху.

А теперь я объясню, почему точка зрения не то что не нужна, но в общепринятом виде вредна и негативно сказывается на трудовой эффективности, взаимоотношениях, управлении людьми и развитии личности с течением времени в целом и почему на смену ей должен придти кругозор.

Информационный поток, анализ информации и влияние авторитетов

Вот что нам предлагает википедия как определение понятия «точка зрения»: Точка зрения (англ. point of view, POV) — жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» — места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Современный индивидуум существует в рамках определенного им информационного потока. Лента новостей социальных сетей, RSS, твиттер, хабр — все это формирует кругозор человека при ознакомлении его с новой информацией. В зависимости от интенсивности и агрессивности получаемой информации, а так же от ряда личностных характеристик человека его кругозор начинает сужаться до точки зрения. Да, именно сужаться. Может показаться, что выработка однозначного отношения и мнения по тем или иным вопросам позволяет упорядочить свое местоположение в жизни относительно происходящего вокруг. Данный процесс придает уверенности и дарит нашему герою, современному человеку, спокойствие и понимание окружающей действительности. Проблема в том, что не обладая достаточными коммуникативными навыками и гибкостью социального мышления человек чаще всего не способен к пересмотру своей, читай «жизненной позиции». Данный парадокс укрепляется влиянием авторитетных источников, изречениями успешных людей, а так же популярной нынче саморазвивающей литературы, а так же проф. изданий, к примеру, по подбору и управлению персоналом. Таким образом мы получаем классическую ситуацию, когда человек постоянно получает информацию извне и логично стремится ее упорядочить, формируя свою личную точку зрения и через данный процесс «раскладывая по полочкам» увиденноеуслышанноепрочитанное. Масла в огонь неспособности к критичному пересмотру «переработанной» и «усвоенной» информации подливают следующие факторы:

  • Общественное мнение
  • Личные предпочтения
  • Эмпирический опыт (при его наличии)
  • Отдельные общепризнанные авторитеты

Мозг человека — очень ленивая вещь и главная его цель — снизить расход калорий, т.е. как можно меньше работатьдумать. Снижение мозговой активности достигается через «автоматизацию» типовых ситуаций и сокращение вовлекаемых в работу ресурсов головного мозга человека, т.е. переход от осознанного к рефлекторному, неосознанному. Думаю, данный принцип работает и с восприятием информации на полную катушку.

Таким образом, как только человек перестает осознано обдумывать полученную информацию, просто бездумно заливая ее в свой мозг, в дело вступает бессознательное, которое и формирует нашу точку зрения исходя из ранее перечисленных факторов, а так же ряда других.

Всем известна ситуация, когда кто-то считает лучшим автомобилем BMW, а его далеко не глупый друг, похожий на древнего викинга, огромный и бородатый, начинает попискивать как девочка при виде новенького Volvo или Nissan. Это и есть типичные жертвы точки зрения.

Точка зрения в IT или почему многие люди не переносят программистов

Каждый из нас не раз и не два сталкивался с ситуацией, когда люди сетовали на то, что мол, де, с технарями (программистами, инженерами, сис. админами etc) невозможно общаться. Многие представители нашего брата считают, что простые смертные слишком тупы чтобы их понять проблема в разрыве в знаниях, но причина кроется немного в другом.

Подавляющее большинство технических спецов имеют свою, четкую и выработанную точку зрения по большинству вопросов, в том числе и не относящихся к работе.

Именно по этой причине даже в бытовом плане общение с нами, временами, становится для стороннего человека просто невыносимым. Достаточно большую роль в этом сыграло само формирование личности и полученного пласта фундаментальных знаний в технических дисциплинах, которые, чаще всего, не терпят сослагательных наклонений. Уход от обще-академических вещей, веками расширяющих кругозор человека, а говорю я о гуманитарных дисциплинах, философии, истории, полемике etc, в сторону любимого занятия и будущей профессии, привел к неспособности более гибко воспринимать различную информацию по одному и тому же вопросу. Мы потеряли способность признавать вариативность и возможность существования нескольких «правд» и «истин», оставляя для себя единственно, на наш взгляд, верный, сухой однозначный ответ подброшенной нам жизнью задачи.

Человек не рождается со способностью критично мыслить, анализировать и оценивать информацию, гибко реагируя на окружающие процессы. Данная способность — особенность мышления и восприятия, которая тренируется наподобие мышцы. Я не говорю о том, что человек должен целиком отказаться от формирования личного мнения, но способность приятия вариативности и многочисленности допустимых, верных «истин» по одной и той же ситуации жизненно необходима в условиях современных реалий и устройства социума.

Фактически, подавляющее большинство работников IT-сферы являются такими себе локальными тиранами в рамках приятия и понимания отличных от его собственного мнений.

У обычного человека, не имеющего столь «жестких» жизненных позиций, а так же при столкновении диаметрально-противоположных точек зрения двух, или групп индивидуумов возникает реакция отрицания мнения оппонента и банальная «ненависть». один из самых ярких примеров — приверженцы различных политических устройств общества, либералы-капиталисты и (авторитарные) социалисты. При подобных «столкновениях» конструктивизм в общении заканчивается и начинается грязь как она есть.

Именно поэтому каждый день мы можем наблюдать на просторах интернета такие холливары как «Являются ли PHP-разработчики программистами», «Win VS Linux» и прочие. И суть тут даже не в природе человека, а в приверженности оного своей точки зрения, являющейся для него окончательной и единственной истиной.

Проблема «точки зрения» в работе

Каждый из нас сталкивался с человеком, который считает, что его знания и методы работы в разы лучше, чем у его коллег. Подобный подход и невозможность отступиться от своей точки зрения приводит к следующим проблемам:

  • Конфликты с коллегами
  • Конфликты с руководством
  • Неверно выполненные задания
  • Срывы сроков

Перечислять можно очень долго и я говорю не о людях, которые не слушают никого и делают все по своему, я, скорее, говорю о людях, не способных поступиться своим мнением для достижения большей эффективности, просто потому что они считают иначе.

Все описанные и не упомянутые, но понятные нам ситуации растут только из одного: неспособность пересмотреть свои взгляды исходя из полученной в данный момент информации. В свою очередь, данная закостенелость берет начала из неумения общаться с людьми.

В последние годы стало модно считать себя если и не затворником, то уж точно интровертом. Десятки и сотни тысяч людей самонадеянно ставят себе этот красивый «диагноз» пытаясь оправдать свое неумение общаться с другими людьми.

Что есть общение как таковое? Общение — это в первую очередь умение выслушать собеседника до конца. Да-да. В первую очередь лучше всего общается тот, кто терпеливо и до конца выслушивает другого человека. Но так же важно то, что и как мы отвечаем другим людям в ходе общения. Искусство полемики и дискуссии — одно из древнейших и, наверное, наиболее мною уважаемых среди человеческих навыков как таковых. Искусство вести аргументированную, взвешенную и спокойную беседу без отсылок к главному оружию каждого из нас — эмпирическому опыту и собственной точки зрения, отстаивая свое мнение — вот что является залогом успешного взаимодействия с другими людьми.
И будь это разговор на кухне, или ожесточенная баталия в комментариях никогда не стоит забывать о том, что мы не на базаре. Одним из наиважнейших составляющих полноценного общения с другим человеком является понимание того что он говорит, анализ услышанногопрочитанного и ответ на основе сказанного другим человеком в первую очередь.
К сожалению, на данный момент, повсеместно наблюдаются разговоры слепого с глухим; каждый гнет свое не беря в расчет то, что было сказано собеседником, аргументируя собственную позицию исключительно собственной точкой зрения и опытом.

Подобных ситуаций избегают люди, способные не принимать, а иметь несколько точек зрения по одному и тому же вопросу одновременно, что и является кругозором обсуждаемой теме.

Что Вам даст расширение своей точки зрения до кругозора в работе?

Если вы обычный человекрядовой сотрудник:

  • Политическая гибкость во взаимоотношениях
  • Способность легче признавать свои ошибки
  • Умение избегать конфликтных ситуаций когда это понадобится
  • Эффективно и аргументированно отстаивать свою позицию
  • Понимать суть происходящих вокруг вещей более четко

Если вы руководитель:

  • Умение взглянуть на ситуацию глазами подчиненногобольшого начальника
  • Быть более убедительным для своих подчиненных, даже самых строптивых
  • Способность убеждать руководителей своего рангаранга выше в правильности ваших суждений и мнения меньшей кровью
  • Принимать более объективные решения, т.к. вы будете способны смотреть на ситуацию глазами нескольких людей под разными углами
  • Решать конфликтные ситуации с большей эффективностью

Вообще, перечислять позитивные стороны кругозора можно очень и очень долго. Но самое главное в том, что кругозор уменьшает шанс допущения ошибки из-за того, что какие-то вещи остались для вас «за кадром» и вы не придали им значенияне предполагали такого развития событий. Может показаться, что умная литература от умных людей сможет вам помочь. Однако, это не так. Любая проф. психологическая, философская литература навязывает свою точку зрения и пока вы не научитесь «дробить» свое сознание на несколько «Я» для того, чтобы удержать в «одном флаконе» различные «точки зрения», она будет вам только вредна и вызовет невероятную мешанину тезисов и суждений в вашей голове с наличием доминирующих элементов. Для начала, просто научитесь слушать других людей и думать, что они могут быть правы, частично, или полностью, даже если их слова противоречат вашим суждениям на 100%. Только после этого вы научитесь слышать.

Ну и самое главное, встретив другого человека, обладающего кругозором, а не точкой зрения, вы получите непередаваемое удовольствие от общения с ним.

Считаете ли вы себя человеком, обладающим кругозором, а не точкой зрения?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовало 90 человек. Воздержалось 19 человек.

Автор:

Источник

Оставить комментарий