Как Микрософт внедрял у себя Yammer (часть I)

msft-yammer.jpg

Дело было два-три года назад. Поскольку я в этот период работал на команду, развивающую Office 365 и Yammer, и при этом территориально находился в России, я видел и как Yammer осваивали в центральной компании, и как ее внедряли в российском филиале. Заранее оговорюсь, мой взгляд субъективен, поскольку это всего лишь взгляд одного из сотрудников компании. Если хотите узнать итоги адаптации Yammer из официального источника, читайте статьи «How three years of Yammer has changed Microsoft for the better» и «Adam Pisoni: Changing How We Work is a Messy Process».

Про покупку Yammer

Если вы решите приобрести Yammer, он будет стоить вам порядка 1800 рублей в год на одного пользователя (или бесплатно, если вы приобрели какой-либо пакет Office 365). Это дешевле, чем утренняя чашечка кофе, хотя, наверное, и не так приятно. Однако самому Майкрософт он обошелся гораздо дороже. За Yammer было заплачено 1.2 миллиарда долларов. На тот момент у Yammer было 8 миллионов платных подписчиков, таким образом за одного платного подписчика было заплачено 150 долларов. Это уже сопоставимо с утренней ежедневной чашечкой кофе. Говорят, что включение Yammer в портфолио придало Microsoft новый импульс продаж, но я хочу обратить внимание на другой аспект. На тот момент у Microsoft был трехлетний цикл разработки, например, Office 2003, Office 2007, Office 2010 и так далее. А Yammer добавлял новую функцию в свой сервис два раза в неделю, то есть на два порядка быстрее. Поэтому мне хочется верить, что Стив Баллмер покупал в первую очередь модель облачной разработки программного обеспечения и новую корпоративную культуру.

Несколько слов о культуре. Если вы прочтете «Крестного отца», именно прочтете, а не просмотрите фильм, то вы увидите, что эта книга не про людей, а про марсиан, настолько необычной для нас окажется сицилийская культура. Похожее впечатление было от ребят, которые пришли в команду из самого Yammer. Их образ мысли был перпендикулярен традиционному микрософтовскому практически во всем. Примеры этого я уже приводил в нашем блоге. Хочется надеяться, что часть этой культуры – открытость и нацеленность на клиента – не исчезла с уходом бывших топ-менеджеров Yammer.

О внедрении.

Не помню, чтобы Microsoft внедрял у себя продукты каким-либо специальным образом. Считается, что потребность в новых релизах есть у микрософтовцев в крови. Если человек работает в Microsoft, значит он уже готов к использованию всего нового ИТ-шного (ну разве что некоторые версии Windows внедрялись немного своеобразно – «если не поставишь ее у себя, будешь иметь дело с Кевином Тернером»). Тем более что технологически Yammer внедряется проще чем пареная морковка: синхронизируешь с Active Directory и начинаешь слать приглашения друзьям и друзьям друзей. Всё.

Но тут вопрос оказался культурологическим. Yammer настолько необычный продукт, что в компании существовал специальный институт менеджеров по успеху заказчиков (customer success manager), которые осуществляли организационное внедрение у клиентов. Вот этим менеджерам и отдали на откуп внедрение Yammer в самом Microsoft. Поэтому внедрение продукта в разных географических зонах произошло очень неравномерно. Например, в Австралии внедрение Yammer было под личным контролем местного генерального менеджера, поэтому они и сами оказались чемпионы по внедрению, и пятый континент оказался в передовиках по количеству историй успеха.

Что сделали американцы

Американская инициативная группа себя не пожалела и попробовала провести месяц без электронной почты. Чтобы ни одного емейла, ни-ни. По завершении эксперимента они рассказали, что первую неделю было сложно. Но по результатам месяца они приняли для себя, что только десятую часть коммуникаций стоит оставить в электронной почте. Остальные 90% контента можно выносить в сетевые группы, и более того, там эта переписка оказалась эффективнее.

Некоторые руководители стали публиковать отчеты о своих поездках. Вначале в сеть, потом в почту.

Очень понравилась идея центров компетенций. Выглядит это просто как обычная сетевая группа, в которой объединились компетентные коллеги, которые коллективно собрали и поддерживают актуальную подборку материалов, ссылок и т д. Оказалось, что это самый эффективный способ
поиска информации в компании. Хотя разные центры компетенции развивались с разной скоростью. Например, финансовая вертикаль быстро собрала у себя много информации, а энергетическая начала планировать подобную группу только через два года.

Абсолютно все продавцы отметили, что интерес клиентов к Microsoft вышел на новый уровень. Если раньше продавцы могли на равных общаться только с CIO или CIO-1, то теперь они спокойно вышли на уровень HR директоров и директоров по маркетингу. Количество встреч на уровне CxO выросло в разы.

Ради полноты картины стоит отметить, что на первых этапах внутреннее непонимание необходимости Yammer тоже было, смотрите пример.

Как промежуточный итог, в международных компаниях самые лучшие результаты использования Yammer показывают представительства в США. Не только в Microsoft.

***

Во второй части напишу, как Yammer внедряли в российском офисе.

Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон

Автор:

Источник

Оставить комментарий