История запуска Teamdesk: как я искал основателя проекта
У меня часто бывает непреодолимое желание что-то сделать. Порой оно такое сильное, что я не могу его контролировать. Часто люди жалуются, что не могут уволиться с работы и начать свое дело, не могут что-то поменять в своей жизни, не могут начать ходить в спортзал. У меня обычно все наоборот — я слишком много хочу сделать, а времени и сил на все не хватает.
И вот с Teamdesk (тикет-система для поддержки клиентов) все получилось именно так. Только если многие мои хотелки носят небольшой масштаб, то вот новый проект (а по сути, полноценный бизнес) — это уже целая «проблема». Но идея сделать help desk №1 в России меня настойчиво не покидала. И я стал думать, много думать. Когда же курс доллара перевалил за 65, а ФЗ 152 о перс данных и серверах в РФ вовсю обсуждался на просторах Рунета, стало понятно, что откладывать нельзя. Сейчас или никогда. Но как?!
Если бы я работал «на дядю» и мог просто уволиться, то все было бы гораздо проще (во всяком случае, для меня). Я знаю, некоторые мои знакомые, которые работают по найму, ходят на работу, получают зарплату, делают необходимый минимум (чтобы не уволили), а сами развивают свой стартап. Но я был и остаюсь CEO Copiny с наполеоновскими планами в России, с не менее грандиозными планами в Штатах. На мне куча операционной работы и больших задач, в конце концов это моя компания и я не могу себе позволить работать даже на 99% от возможного.
Но в одном месте продолжает свербить, а голова продолжает думать: «Как? Как? Как?!» И тут я обратился за советом к Оскару Хартману, он написал мне короткое письмо, ключевой фразой которого стало: «The team is first». И тут я понял, что для меня единственным способом реализовать этот проект, может быть только поиск полноценного основателя, человека, с предпринимательской натурой (пусть и без опыта), с таким же страстным желанием своего дела.
И я его нашел! В это время Саша уже работал программистом, он постоянно пробовал разные «темы» и искал «возможности» для своего дела. Моя идея ему пришлась по душе и мы начали работу. Для себя в компании я отвел роль инвестора и «летописца». По сути я передавал накопленные мною за 5 лет в SaaS знания и опыт, спонсировал разработку и в нашем блоге от 0 до 1 000 000 руб/мес рассказывал, как идут дела у проекта.
На очередном собрании с инвесторами Copiny я объявил открыто, что запускаю новый проект в качестве инвестора и остаюсь СЕО (само собой) в существующем проекте и ничего, в общем-то, не меняется. Просто не сказать было не честно, а я так не могу. Шума, я вам скажу, было много. И тревога инвесторов понятна — что будет с их инвестиций, если фаундер свалит из компании или будет расфокусирован? Ничего хорошего! Однако, инвесторы у нас отличные (если кому интересно, вот эти фонды Vestor.IN, Softline VP, Impulse VC), поэтому, каких то разногласий или проблем не случилось.
Как и любая сказка, эта закончилась довольно быстро. В один прекрасный момент Саша сказал, что не хочет дальше заниматься проектом. Он потерял интерес и отчасти веру в него, к тому же с другим товарищем хочет попробовать уже другой проект. Это был удар ниже пояса, который мог поставить крест на всем проекте. Моя голова заработала с новой силой, а вопрос был уже другим: Кто?
Нужен новый СЕО, но на это раз нужен человек, которому не просто понравится идея, он должен быть ею увлечен, он должен так же верить в нее, как и я, он должен быть готов чем-то пожертвовать. Я спешно начал перебирать свои контакты, интересоваться у друзей и знакомых, и просто гуглить. И спустя неделю, возвращаюсь из офиса домой, я случайно вспомнил, как год или два назад мой бывший товарищ из института спрашивал меня про инвестиции, наш опыт в Copiny и т.п. Хм, интересно!
Добравшись домой, первым делом начал искать контакты и историю переписки с этим товарищем по имени Николай. Списавшись с Колей, узнаю, что случилось с его прошлым проектом и в чем была его суть – убил на него почти год, но взлетело. Узнаю, где он сейчас и как вообще дела — дела отлично, он технический директор в одной из компаний в Брянске. И сразу в лоб предлагаю быть СЕО в Teamdesk…
Все происходило очень быстро: встречаемся, обсуждаем, планируем и считаем. Коля за пару недель прочитывает тонны контента по теме SaaS, интернет-маркетинг и продажи, стартапы. Глаза горят — отлично! Когда доходит дело до текущей работы, он с готовностью сообщает, что уволится и фуллтайм возьмется за проект. Когда он спросил, нужно ли продавать недвижимость для вложения в проект — я понял, что он тот, кто мне нужен! Вы много знаете людей, который вот так в «чужой» проект готовы вложить свою квартиру и уволиться с работы? Я нет! Как оказалось, он еще и свадьбу отложил на следующий год.
Да, у Коли нет сколько либо значительного предпринимательского опыта, нет знаний и навыков продаж, нет налаженных контактов и т.п. Но это далеко не главное сейчас для нового проекта. На данном этапе гораздо важнее вера в проект, мотивация, желание сделать что-то действительно крутой и значимое. Получившееся партнерство — как раз тот случай, когда работает формула 1+1=11. Для меня очень важно, чтобы партнер чувствовал себя не наемным менеджером с опционом, а полноценным СЕО своей компании. Как мы этого достигли?
В этом нет большого секрета. Я отдал несколько десятков процентов, пока оставив контроль, на случай «форс-мажора». При этом я готов в будущем делиться еще процентами при достижении запланированных показателей и привлекать инвестиции (если будет необходимо) только за счет своей доли (без размытия доли Николая).
Вот так, за пол года из простой идеи и непреодолимого желания сделать проект, без возможности сделать его самому вырос новый бизнес с большими планами. Вот так реализовалась мечта партнера о своем деле. Вот так уже несколько сотен Российских компаний имеют возможность организовать удобную службу поддержки за 5 минут. Это конечно еще далеко не Happy End, но мы на верном пути.
P.S. Друзья, если вам понравилась история, подпишитесь на наш блог на Мегамозге!
P.P.S. Кто догадался, что за дом на картинке в начале поста?
Автор: AlexKarpik