Как программисты развлекались до появления программирования
Любой язык — начиная от математики и музыки и заканчивая механикой и программированием — позволяет творить достаточно странные штуки. Вот несколько просто примеров того, как восхитительно можно пользоваться такими возможностями.
У нас есть квайны (вики) — программы, которые выводят собственный исходный код. Людвиг ван Бетховен в какой-то жизненный момент, судя по всему, поспорил с одним своим немецким товарищем, и написал свой аналог квайна. В музыке это — произведение, которые можно проиграть «впрямую» и обратную сторону. В данном случае — два скрипча играют дуэтом, глядя на лист с разных сторон. Вот эта штука:
Послушать можно вот тут.
Юристы — это вообще песня. Их профессия, пожалуй, наиболее близка к разработке кода, разве что в роли кода выступают люди.
У юристов те же баги, те же непрямые взаимодействия, тот же огромный пласт легаси. Но давайте посмотрим, что можно отчудить. Вот, например, Чарльз Миллар в 1928 году воспользовался тем, что завещание — это, фактически, обязательный к исполнению скрипт, который запускается по триггеру.
Судье и священнику, известным на всю страну противникам азартных игр, он оставил пакет акций ипподрома. Как акционеры, они стали членами жокей-клуба, с которым несколько лет боролись. Пятерым убеждённым трезвенникам наш жирный тролль завещал пакеты пиповаренного комплекса (один отказался). Троим парням, которые не могли терпеть друг друга, завещал свою виллу на Ямайке. Но вишенкой на торте была крупная сумма, которую Миллар решил отдать «той из жительниц Торонто, которая в течение десяти лет со времени его смерти произведет на свет наибольшее количество детей». От одного и того же отца. Дальше начался всплеск рождаемости и тотализатор во всех газетах на тему того, кто же выиграет. 10 лет сплошной радости.
Собственно, теперь лингвисты. На мой взгляд. лучшее, что случалось в последние годы в образовании в нашей стране — это олимпиада «Русский медвежонок». Таких офигенных троллей я давно не видел. В смысле, что задания просто до безумия красивые и весёлые, но что они творят с родителями — это просто финиш.
Вот, например, как вам такая штука?
«Какое из сочетаний слов имеет смысл:
- Приплыло — ходила.
- Приползло — бегала.
- Пришло — ползала.
- Прибежало — плавала.»
До этого я бесил лингвистов вопросом про перЕпонные или перепОнные барабанки. Последние полгода — только «Медвежонком».
Или вот, 8 класс, пожалуйста, вопрос А. Сомина:
«Даны арабские глаголы (записанные в латинской транскрипции) и их переводы на русский язык: saara ‘двигаться’, dabba ‘ползать’, qatara ‘идти гуськом’. Переведите с арабского языка слова sayara, dabaaba и qitaar.
(А) поезд, танк, автомобиль;
(Б) поезд, вездеход, автобус;
(В) автомобиль, танк, поезд;
(Г) автомобиль, трамвай, автобус;
(Д) танк, трамвай, поезд.»
Родители офигевали от того, что на олимпиаде по русскому надо было знать арабский. Сколько жалоб написали — не счесть.
Или вот вообще радость:
«Одна из пород собак была выведена в Швейцарии, неподалёку от горного перевала, в честь которого и получила название. А сам перевал своё название получил в честь… Варианты ответов: (А) святого Иоанна; (Б) святого Лаврентия; (В) святого Бернарда; (Г) святого Иоахима; (Д) святого Леонарда». Знаний биологии или истории, как вы догадываетесь, здесь не нужно, но родителям объяснить это было крайне сложно.
Очень рекомендую скачать задачи, вот они.
Литература — здесь примеров масса. Начиная от произведений, где герой знает, что находится в литературном произведении, и заканчивая совершенно крышесносным «Codex Seraphinianus» архитектора и приколиста Луиджи Серафини. Как книгу определяет Википедия — «является визуальной энциклопедией неизвестного мира, написанной на неизвестном языке с непонятным алфавитом».
Крайняя стадия отклонения — книги-игры, в том числе знаменитого Браславского.
Медики — эти с огромным удовольствием смотрят на скрипты человека и животных. Я уже описывал про то, что мы неправильно пишем животных и атаку Meklon на курятник.
Те же фотографы тоже могут использовать семантическую систему, но размытую, в виде общепринятой иконографии (културно-обусловленных шаблонных образов, например). И сочетать её с художественностью. Вот что может получиться:
Ирвинг Пенн
Даже плотники, и те отметились. Недаром слово «хакер» произошло именно оттуда. Если серьёзно, именно в обработке дерева развивались зачатки хитрой механики — сначала клиентам нужны были необычные шкатулки и диваны под комнаты с кривыми полами, потом искусные куклы, а потом понеслось, и это вам любой Форальберт скажет. Отдельного упоминания достойны вот такие игрушки:
Это простой разъёмный куб, который использует наши шаблоны восприятия. Участвует так же процедура, что заставляет видеть нас вот в этой фигуре круг:
Со временем эти штуки развились до полноценных головоломок, нарушающих вообще всё восприятия.
Примеры хорошего троллинга у нас на Хабре: от Вольфрама (хотя что-то мне подсказывает, что они были смертельно серьёзны, и не читали это как исследование о том, почему крокодил больше плоский, чем зелёный). И ещё вот про реактор дома.
В общем, любой семантический инструмент создавал не просто описания для объектов, но мог интерферировать и со своей собственной архитектурой — как анекдоты, которые невозможно перевести. Или как задача про башню и барометр. Или… в общем, дофига всего. В общем случае — нечто довольно нестандартное, ломающее систему за счёт некоторых базовых свойств этой самой системы. А рассказываю я это всё потому, что у нас в настольных играх тоже есть такая штука. Вы, наверное, знаете эту историю:
Такие карты — это была мечта. И вот сегодня — та-дам! — они поступили:
Вот ссылка на страницу игры, если нужна готовая колода. И вот, держите, это PDF для самостоятельной печати, если захотите. Я теперь счастлив и рад, потому что гештальт закрылся. Ну а вас я очень прошу показать что-нибудь напрочь сумасшедшее — «красные пики» из вашей сферы. Заранее спасибо.
Автор: