Влияние ambient-музыки на процесс написания кода
В данной статье я хотел бы поговорить о той музыке, под которую мы пишем код. О музыке «для программистов». А точнее, про такой специфический жанр музыки, как эмбиент.
Человек работающий и музыка
Влияние музыки на все живое вообще и на человека в частности на данный момент изучено достаточно хорошо. Давно известно, что классические произведения помогают людям успокоиться и снять стресс, а энергичная музыка разных жанров может улучшить результаты вашей спортивной тренировки.
Существует большое количество научных работ на эту тему, особенно в сфере медицины и психологии (применение музыки в лечении больных, влияние музыки на различные органы человека и т.п.). Конечно, ко многим исследованиям стоит относиться скептически, так как есть опасность уйти в лженауку, но и авторитетных трудов на эту тему более чем достаточно.
На том же Хабре есть масса отличных статей о том, как музыка влияет на рабочий климат офиса, на концентрацию работника и т.п. Но данный материал немного о другом.
Я пять лет работаю программистом и около десяти лет слушаю ambient-музыку. Естественно, у меня есть и другие предпочтения среди музыкальных жанров и направлений, но процесс программирования я связываю преимущественно с эмбиентом (в дальнейшем я буду использовать русское обозначение жанра). Тем не менее, данная статья будет актуальна не только для программистов, но и людей других профессий, так или иначе связанных с умственным трудом. Но, прежде чем перейти к наблюдениям за взаимосвязью между эмбиент-музыкой и комфортом в программировании, хотелось бы ввести в курс дела тех, кому неизвестно данное музыкальное направление.
Все, что вы хотели знать, но боялись спросить об эмбиенте
Что такое эмбиент? Большинство людей с ним незнакомы. Максимально приближенные к эмбиенту популярные жанры — это лаунж или чил-аут, которые можно услышать и в клубах, и на радио. Эмбиент, при всем своём многообразии, является более экспериментальным направлением, в котором ритм как таковой и голосовые партии чаще всего отсутствуют. Кроме того, в отличии от чил-аута, эмбиент, как правило, менее мелодичен.
Википедия определяет эмбиент как «стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием». Определение верное и в общих чертах описывает особенности жанра, но охватывает не все его формы, с которыми знакомы самые ярые фанаты подобной музыки. В статье термин «эмбиент» будет использоваться и по отношению к родственным стилям, таким как: Dark Ambient, Space Ambient, мягкие формы IDM и т.п. Более подробно о жанрах поговорим дальше.
Эмбиент часто пересекается с другими жанрами, и его проявления вы в любом случае где-то да слышали. Множество саундтреков к играм и фильмам — чистая эмбиент-музыка. Существуют эмбиент-треки от популярных музыкантов, которые обычно не работают в этом жанре (например, Depeche Mode и Radiohead). Эмбиент вы также могли слышать в заставках новостей, в рекламе, на фоне аудио-подкастов и т.п. Другими словами, вы определенно встречались с таким типом музыки, просто не знаете об этом.
Эмбиент и программирование, или как я перестал бояться и полюбил десятиминутные шумовые треки
Восприятие окружающей действительности всегда субъективно, особенно если речь заходит о пристрастиях в музыке. Поэтому данная статья — это, в первую очередь, мои собственные ощущения, которые вовсе не обязательно полностью совпадут с вашими. Однако я предполагаю, что подобный подход к взаимосвязи музыки и работы может быть интересен.
На мой взгляд, программирование — вид деятельности, требующий от нас концентрации, но не предельного напряжения внимания на постоянной основе. Мысли должны течь плавно, а процесс создания кода (в идеале) должен быть спокойным и осознанным. В принципе, концепция пресловутого «состояния потока» говорит о том же самом. Естественно, я понимаю, что бывают разные случаи, и порой программисты — это агрессивные создания, бьющие кулаком по клавиатуре, когда у них что-то работает не так, как надо. Но давайте рассмотрим вариант, когда работа проходит в спокойном режиме (кстати, спокойствия этого можно достичь как раз-таки за счет правильно подобранной музыки).
Написание музыки на старых аналоговых синтезаторах немного похоже на процесс программирования
На мой взгляд, важным фактором для создания приятной рабочей атмосферы является сведение к минимуму отвлекающих факторов. Вот почему во время работы я практически не могу слушать музыку «со словами», так как восприятие текста перетягивает на себя внимание, чем очень мешает написанию кода. Для меня это то же самое, что читать книгу и слушать радио одновременно. Два потока информации смешиваются в один, из-за чего вы пропускаете слова при чтении и теряете часть аудиоинформации.
Так и в программировании. Написание кода — это всё равно что написание текста: заметки или статьи. Иногда бывает так, что слова песни вас как-то цепляют, вы заслушиваетесь и теряете мысль, после чего приходится восстанавливать рабочее состояние. Наверное, способность воспринимать несколько источников информации без подобных сбоев можно развить, но зачем усложнять себе работу? Поэтому я стараюсь не слушать новости и песни во время программирования.
Исключение из данного правила — это формы эмбиента, где используются голосовые сэмплы (записи радио-трансляций, фрагменты из фильмов и телепередач). В этом случае голос встроен в музыку так, что из движущего элемента трека он превращается всего лишь в еще один слой музыкального окружения. Из примеров эмбиента с голосовыми сэмплами я могу назвать Boards of Canada, Biosphere, eyesix.
Слишком энергичная и динамичная музыка для написания кода не подходит — во всяком случае, для меня. Складывается ощущение, что при быстром темпе и подвижном ритме (неважно, электронная это музыка или рок) я пытаюсь сделать работу быстрее, чем нужно: хочется писать код в такт музыке и при этом совершенно не хочется останавливаться и размышлять. Думаю, у такого агрессивного способа программирования могут найтись свои любители (по факту, это тоже в каком-то роде состояние потока), но мне подобная музыка больше помогает в делах, связанных с физической активностью. Например, копать картошку под The Prodigy.
Создание настроения с помощью эмбиент-музыки
Как я уже говорил, влияние музыки на эмоции и настроение человека, их тесная взаимосвязь известны давно. Если вам весело, то и в наушниках будет звучать музыка, соответствующая вашему приподнятому настроению. Или, возможно, она будет доноситься из колонок, передавая ваш настрой окружающим (главное — не переусердствовать с громкостью). Если же вы хотите расслабиться, отдохнуть от забот и жизненной суеты, то лучше слушать легкую, спокойную музыку. Все это применимо и к вашему рабочему состоянию. Существует даже огромное количество альбомов и плейлистов (на стриминговых сервисах), которые создавались для разных типов рабочей деятельности, включая программирование. В эти подборки часто попадает эмбиент-музыка.
Эмбиент включает в себя много стилей, и не все они подойдут для работы. Например, Dark ambient, который отличается мрачной, тяжелой атмосферой, может вогнать вас в уныние и лишить бодрости, необходимой для работы. Еще есть Drone ambient, состоящий преимущественно из низкочастотного гудения — такое постоянное давление на уши точно не улучшит вашу способность мыслить и писать код. Поэтому советую использовать легкие формы эмбиента. Вот небольшая «инструкция по применению», в которой вы найдете, что же можно послушать из подобной музыки во время работы.
Если вы никогда не слушали эмбиент, то начинать стоит с более простых для восприятия разновидностей, поскольку случайное столкновение со слишком экспериментальными композициями может навсегда отбить у вас интерес к этому жанру.
На мой взгляд, одним из самых приятных (и понятных) звучаний обладают резиденты французского лейбла Ultimae Records. Этот лейбл выпускает музыку в жанре психоделического эмбиента (Psybient или Psy Chill), которая содержит в себе приятные мелодии, красивую и ровную структуру. В этом жанре часто затрагиваются темы космоса, как внутреннего, так и внешнего. Советую послушать Solar Fields (у него есть альбомы в жанре транс, не перепутайте), Carbon Based Lifeforms, Asura.
Тем, кто хочет чего-то более веселого, с небольшим включением ритма, можно обратиться к ambient house, downtempo и dub ambient. Эта музыка более позитивная, более «солнечная». Здесь есть легкий ритм, которой пришел из регги и даба. Советую послушать The Orb, Ott и Future Sound of London.
Если уходить в более насыщенные формы эмбиента, то стоит попробовать эмбиент-техно. Это направление можно даже рассматривать как танцевальное. Музыка строится на зацикленных партиях драм-машин, которые смешаны с атмосферными синтезаторами. Очень советую послушать Selected Ambient Works 85-92 от Aphex Twin, The Black Dog, B12. Отдельно хочется упомянуть такого эмбиент-техно музыканта как Biosphere — музыка очень атмосферная, обладающая особым арктическим звучанием.
Также существует классический эмбиент, который базируется на работах нескольких именитых композиторов. Это эмбиент во всем его многообразии: формы и оттенки музыки совершенно разные. Классический эмбиент основан на применении шумов окружения и определенных аналоговых инструментов (например, старых аналоговых синтезаторов). «Главное» имя классического эмбиента — это Брайан Ино. Собственно, именно этот музыкант и ввел термин «эмбиент» в оборот. Кроме него можно послушать Стива Роуча, Роберта Рича, Клауса Шульце и Пита Намлука. У каждого из них огромная дискография со множеством работ в различных стилях.
Существуют формы эмбиента, в которых музыкальная составляющая сведена к минимуму. Яркий пример — field recording (полевые записи). В этом жанре музыкант не пишет музыку в общепринятом смысле, а берет высокочувствительный микрофон и уходит в лес, записывать окружение. Это самая природная музыка, которую только можно услышать. Из самого известного можно порекомендовать Biosphere, слушая которого, вы переноситесь в горы за северным полярным кругом.
Музыкант Biosphere в своей естественной среде
В заключение
Создавать рабочее настроение очень важно, особенно в процессе программирования, для которого нужно спокойствие и концентрация. Я знаю, что каждый из вас пишет код под любимые мелодии, которые относятся к совершенно разным жанрам, но попробуйте пересмотреть свой взгляд на связь между окружающей вас музыкой и эффективностью вашей работы. Попробуйте новый подход в создании своего окружения. Попробуйте писать код под эмбиент.
Автор: