Чем плохи шаблонные решения для «быстрого запуска» собственного бизнеса?
На написание данной статьи нас побудила тема (в блогах на сайте 1С-Битрикс) от Романа Забродина, в которой обсуждается возможность существования небольшой студии из 3-х специалистов, которые будут заниматься исключительно продажами шаблонных решений (готовых продуктов) с маркетплейса компании 1С-Битрикс и их интеграцией. К сожалению, ссылка на статью где-то затерялась, но там обсуждалась жизнеспособность модели, когда компания занимается только продажами типовых решений и их интеграцией, без каких-либо индивидуальных разработок.
Не секрет, что за последние годы произошел настоящий бум и маркетплейс разросся из скромно укомплектованного модулями уютного местечка, в настоящую торговую площадку с вызывающими баннерами, тысячами решений и сильной конкуренцией. Здесь есть свои лидеры и есть свои аутсайдеры, те кто попал в “тренд” и те кто промахнулся, но сейчас не об этом.
На первый взгляд, плюсы маркетплейса всем очевидны.
Для разработчиков это отличный шанс реализовывать свои задумки и выставлять их на продажу, а также получать дополнительную прибыль за уже разработанные решения, которые были оплачены заказчиками, просто пересобирая их и выкладывая в удобоваримом виде в маркетплейс.
Для прочих партнеров, это хороший шанс купить нужное решение гораздо дешевле его реальной стоимости, если бы разработкой занималась студия, индивидуально для данного заказчика.
Казалось бы все в плюсе и можно только радоваться, но мы вроде собирались поговорить о недостатках?
Итак, чем же плох маркетплейс?
Наибольший вред представляет некая аура, которая говорит “ты можешь сделать круто и дешево”. Большинство решений предлагают простоту, скорость, удобство, качество за низкую стоимость. Маркетинг не стоит на месте и люди убеждаются, что чтобы запустить проект/магазин, достаточно всего лишь небольшой суммы на лицензию 1С-Битрикс и на шаблон покрасивее и все, можно перерезать красную ленточку и готовиться с улыбкой встречать клиентов, которые сейчас потекут рекой.
К сожалению это не так. В одной из прошлый статей Почему нельзя сделать интернет-магазин, заработать миллион и уехать на Гоа? мы обсуждали этот момент, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Если вам интересно, можете ознакомиться с ней и сделать свои выводы.
Почему мы поднимаем именно вопрос интернет-магазинов? Все просто. Мы также являемся разработчиками решения для интернет-магазинов на 1С-Битрикс, поэтому сталкиваемся с такими ситуациями напрямую. Да, мы тоже любим играть в маркетинг и убеждать клиентов в том, что с нашим решением жизнь действительно станет проще. Мы никого не обманываем и решение конечно же экономит недели ручного труда, с перспективой на дальнейшее развитие, но с ним все равно нужно усердно работать.
Вернемся к Роману Забродину и его посту. В ходе обсуждения, выражалась мысль про то что работа по предложенной им схеме не мотивирует разработчиков, ведь до какого-то развития доживает 10% проектов, остальные умирают в зародыше. Приводилась аналогия с абонементом в фитнес-центр. Купить его недостаточно, чтобы достичь поставленной цели, нужно еще и отходить все занятия, а после чего продлить его на несколько месяцев-лет и только тогда будет виден результат. Думаю, многие из вас, знакомы с этим, ведь практически каждый в свое время попробовал сходить в спортзал и потягать штангу, либо покачать пресс, побегать и позаниматься на тренажерах.
Остановимся для примера на штанге. Не всем известно, что наилучшими упражнениями для набора мышечной массы являются приседания со штангой и становая тяга, но многие начинающие спортсмены поступают не так. Они приходят в спортзал и сразу идут делать жим лежа, навесив перед этим побольше блинов. После нескольких усиленных попыток поднять тяжелый груз, они бегут к зеркалу, чтобы увидеть результат. Но не видя этого результата, после нескольких тренировок, человек бросает тренировки и продолжает отдаляться от поставленной ранее цели. В этом нет ничего плохого, такова природа человека, постоянно бороться с ленью и побеждать в одних битвах, отступая при этом в других. Это также проецируется и на ведение деловых отношений.
Видя что часть клиентов, которые купили наше решение, останавливаются на стадии “запуска проекта”, становится немного обидно, ведь цель каждого разработчика — сделать свое решение массовым, популярным, полезным (в конце то концов), чтобы оно решало проблемы клиента и было незаменимым инструментов для ведения бизнеса. Ну и конечно, хотелось бы, при всем при этом, заработать немножко денег на его поддержание и развитие.
После того, как такой клиент покупает решение, он пробует “играть” в бизнесмена, сталкиваясь с проблемами, которые присущи каждому начинанию — нужно вникать, нужно приспосабливаться, проверять разные вариации и смотреть что больше подходит. На это требуется время, силы, ресурсы. Но в голове этого бизнесмена уже заложена идея, на которую его натолкнули участники маркетплейса, что всего можно достичь быстро и просто, в пару кликов. В итоге происходит диссонанс и человек, вместо борьбы, опускает руки. 60-80 тысяч рублей, которые он потратил на запуск интернет-магазина, уже не кажутся такой уж большой суммой, по сравнению с тем, что ждет впереди. Постепенно, человек теряет интерес к этому проекту, перестает верить себе, верить разработчикам, считает что его обманули, либо что это ему не по силам и наступает закат. Для клиента это просто трата ресурсов, времени и нервных клеток. Для разработчика это также печальная ситуация, ведь он не получит положительный фидбек, отзывы, рекомендации, не сможет допродать полезный функционал или другие полезные решения этому клиенту и тем, кого он мог бы привлечь.
Так что же делать в данной ситуации?
Можно все оставить на том же месте, где и сейчас, ведь мы всегда хотим верить в чудо и быть обманутыми. Еще сам А.С. Пушкин писал:
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Это конечно не говорит о том, что разработчики обманывают своих клиентов. Нет, просто стоит всегда помнить, что нет ничего простого в этой жизни, а любой бизнес требует серьезной работы, тем более в такое нелегкое для страны и жителей время.
Мы предлагаем избавляться потихоньку от этой ауры простоты и дешевизны.
— Хотите создать свой бизнес? Пожалуйста, готовьтесь вкладываться не только деньгами, но и другими ресурсами и даже не думайте сделать все просто, быстро и “по дешевке”
Тогда люди будут более реально воспринимать ситуацию и будут более склонны тратить деньги с пользой, в первую очередь для себя, а не просто вложить их в то, что в итоге забросят через пару месяцев. Но данная схема будет рабочей только если все участники будут ее придерживаться. Если компания “А” объясняет клиенту, что реализация проекта займет 6 месяцев и будет стоить 1 миллион рублей, то компания “Б” соблазнит его 2 месяцами, 300 тысячами рублей (если не дешевле) и симпатичной девушкой-менеджером, глядя на которую, клиент уже захочет работать с этими ребятами. Стоит ли говорить, что эти 300 тысяч все равно выльются в 1млн или даже большую сумму, но при этом будет потрачена куча нервов, куча времени, выпито много чашек кофе и проведено много бессонных ночей. И даже симпатичной девочки-менеджера не будет рядом, чтобы порадовать взгляд, ведь она уйдет в декрет.
Такие дела, но вряд ли порядок вещей изменится в ближайшее время, поэтому продолжаем заниматься тем, чем занимались.
PS: Простите за девочку-менеджера, просто ситуация из жизни.
PPS: Роман Забродин — человек, который в 2012 году опубликовал пост о том, что заработал 1 миллион рублей, продавая свои решения через маркетплейс.
Автор: