О скраме, фокус-факторе и плюшках

Навеяно очередной прочитанной книгой по управлению проектами. Это «Scrum и XP: заметки с передовой» Хенрика Книберга.

Скрам – это круто и красиво. Особенно красиво (и, на мой взгляд, реально применимо только в этом случае), когда решены все инфраструктурные проблемы, когда усилия всей компании (а не только скрам-команды) направлены на выпуск качественного продукта вовремя и когда задача программистов – именно разрабатывать ПО (т. е. никто не будет выдёргивать разработчика «из потока» для выполнения фантастически несвойственных ему задач).

Одна из фраз из книги Книберга: «В качестве значения по умолчанию фокус-фактора для новых команд мы обычно используем 70 %». Под «фокус-фактором» понимается некий коэффициент, отражающий отношение производительности существующей команды к производительности «идеальной» команды программистов. А как насчет программистов, которым постоянно приходится отвлекаться на решение хозяйственных проблем, техподдержку (ввиду страшной недоукомплектованности из-за экономии хозяйственного и суппортерского отделов) и прочие ужасно снижающие фокус-фактор проблемы?

В другой книге («Человеческий фактор…» Тома Демарко и Тимоти Листера) написано, что в идеальном рабочем помещении для программиста должно быть по окну на каждого сотрудника (чтобы он мог более вдохновенно заниматься разработкой и потому, что мы работаем, чтобы жить, а вовсе не наоборот). А как насчёт комнат на 10-20 человек с двумя окнами каждая (выходящими на промпейзаж, куда и смотреть-то лишний раз не захочется)?

Обсудим отечественные реалии, которые убивают теорию уважаемых Демарко и Листера и практику не менее уважаемого Книберга на корню. Начнем с соцпакета.

Недавно разговаривал с коллегой – руководителем PMO из соседней программерской фирмы (PMO – это Project Management Office, само его наличие говорит о том, что фирма придерживается современных взглядов на управление проектами; у нас вот – классическая функциональная структура, в лучшем случае – слабая матрица, нам PMO не светит). Так вот, они в ближайшее время будут завозить в офис и давать сотрудникам неограниченно потреблять всякие перекусы и питьё: чипсы/орешки, печенье/булки, соки и т. п. Как сказал коллега: «Предположим, нашему программисту ближе к вечеру захотелось перекусить. И у него возникает сложная дилемма: уйти поесть или поработать всё-таки еще пару часов. Плюшки в офисе склонят его в пользу поработать». А действительно, рассмотрим дилемму повнимательнее. Итак, таблица (цифры взяты «с потолка», но я в них почти уверен):

10 % Проигнорируют чувство голода и останутся работать.
10 % Перекусят тем, что принесли с собой с утра (я всегда так делаю).
10 % Пойдут купят что-нибудь в ближайшем ларьке, потом вернутся поработать.
70 % Уйдут домой, вернутся на работу только завтра утром.

Мы потеряли 70 % программистов из-за банального голода! А они могли бы работать и работать. И, между прочим, есть немало людей, которые именно вечером выходят на пик производительности. За ту же зарплату! Вот вам и вопрос: окупятся ли плюшки? Да в три раза минимум! А представьте, в нашей конторе не то, что нет плюшек, а регулярно кончается туалетная бумага. Это же вообще преступление перед собственным персоналом! Нарисовать табличку про эту дилемму?

Расширим понятие «плюшки» на весь соцпакет и нарисуем сравнительную табличку того, что предлагает одна из компаний-лидеров рынка, с тем, что есть в нашей компании (которая очень похожа на среднерыночного середнячка):

Плюшка Лидер рынка Наш середнячок
Конкурентноспособная зарплата + ±
Бонусы + -/+
100 % оплата больничного +
Мед. страховка (включая детей) +
Дополнительные материальные выплаты в различных случаях (например, при рождении ребёнка) + +
Оплата занятий спортом +
Бесплатные обеды, чай, кофе +
Оплата мобильной связи +
Курсы иностранных языков +
Корпоративное обучение +
Помощь в связи с переездом при трудоустройстве +
Регулярные корпоративы + +
Регулярные командные тимбилдинги +
Комфортный офис с зонами отдыха, теннисными столами и т. п. +

О, фантастика! Наша контора набрала несколько плюсиков и «полуплюсиков» в сравнении с суперлидером рынка! Сам удивляюсь. Действительно, не так всё и плохо, но я знаю массу компаний, для которых минус стоял бы в каждой графе. Я бы на такого работодателя работать не стал бы. Но ведь люди там работают. Почему???
Получается парадоксальная ситуация – руководство компаний привыкло никак не заботиться о сотрудниках – т. е. людях, от которых зависит благополучие этого самого руководства (что ещё более справедливо в случае, когда руководитель фирмы является и её владельцем, что нередко). Складывается впечатление, что это издержки именно отечественного менталитета, а на Западе всё иначе (работал я когда-то программистом в Лондоне – там ведь действительно всё было иначе). Естественно, на «незаботу» наши люди отвечают примерно тем же – кто-то ведёт личные проекты в рабочее время, другие работают по 5 часов вместо восьми (игнорируя систему учёта рабочего времени); я вот в рабочее время пишу это.

Результат – боюсь, что фокус-фактор не превышает 40-50 %. И это даже очень оптимистично. Следовательно, легко вычислить потери работодателя только на зарплате:
<Потери работодателя на зарплате> = <зарплата сотрудников> * (70 — 50) %,
где 70 % – фокус-фактор, взятый из Книберга (идеальный фокус-фактор мы рассматривать не будем, поскольку он сильно похож на 100 % КПД).

Или стоит посмотреть на это всё с другой стороны – может быть, это мы, программисты (ну и примазавшиеся менеджеры), – зажравшийся народ, которому всяких жирных плюшек подавай, да побольше. Другие-то работают только за зарплату. А нам дополнительная мотивация нужна для вдохновения (какая же работа без вдохновения?). Поправьте меня, если я не прав.

P.S. Наверняка, много раз на Хабре обсуждалось. Если так, извиняйте, чисто наболело.
P.P.S. В общем, хочется попробовать плюшек на халяву! Пойду в вашу компанию менеджером проектов, если у вас есть плюшки и никогда не кончается туалетная бумага. Затраты на съеденные мной плюшки и прочие радости жизни обязуюсь сполна отработать.

Автор: Secure

Источник

Оставить комментарий