Организованный фриланс. Часть 2. Исполнители
При создании веб-студии, агентства и т.д. исполнители – это ваш главный ресурс и инструмент. Их уровень профессионализма и ответственности – основные факторы, влияющие на ваш заработок и качество работ.
Когда вы будете искать сотрудников, помните, что нанимаете скорее совладельца, нежели работника. Их уровень компетентности в каких-либо вопросах должен быть на голову выше вашего. В противном случае вы нанимаете себе проблему, которую придется вам решать самостоятельно и при этом расти будет очень сложно.
При подборе исполнителей вам необходимо понимать, сколько денег вы готовы тратить на того или иного специалиста. Среди кучи предложений вы найдете несколько более-менее адекватных. Если вы видите, что это тот человек, который вам нужен, но цена вас не очень устраивает, попытайтесь договориться. Представьте ваши преимущества и попробуйте сработаться, даже если заказ выйдет вам в ноль. Потому как со следующих заказов вы получите гораздо больше, подняв свою планку. К слову, на первых заказах у меня дизайнер получал примерно 50% от всего бюджета. То есть в первое время я зарабатывал меньше, чем мой дизайнер.
Как я уже говорил ранее, мы работаем сдельно. Половина оплаты в начале и вторая половина по окончании работы. Но оплачивайте первую половину, когда человек действительно вник в проект, в техническое задание, чтобы позже не возникло спорных вопросов. Вторая половина строго по окончании, чтобы человек не расслабился перед финишем.
Возникает часто резонный вопрос, а если возьмет половину и уйдет? Бывает и такое, но для того, чтобы подобного не случалось, работнику необходимо дать понять, что у вас поток заказов, что у вас все строго с оплатой, что будет работать – будут деньги. Когда человек это понимает, у него появляется мотивация делать качественно, дожимать сложные проекты и не отступать на полпути.
Для того чтобы закрыть вопрос окончательно, нам необходима страховка, т.е. дополнительные исполнители, которые будут готовы взяться за проект. Поэтому предлагаю составить список в экселе, где будут контакты фрилансеров, разделенные по профессиям, цене и срокам создания. За первый месяц работы у меня набралось 30 контактов, действительно качественных и потенциальных работников. Думаю, вам стоит сделать не меньший список, причем специально выделять время именно на подбор исполнителей.
Искать исполнителей можно на фриланс порталах, специализированных форумах, через гугл в крайнем случае. Можно найти в социальных сетях, лично к нам часто обращаются фрилансеры с хорошими портфелями в поисках работы. Возможностей на самом деле очень много. Главное не хвататься за первых попавшихся, а, отсеяв общую массу, найти себе адекватных работников.
Мотивировать работников, конечно же, нужно деньгами. Если проект затягивается и оказался на порядок сложней, чем планировалось, сделайте им небольшую доплату, даже если это будет совсем мелочь, но это будет знак того, что вы понимаете ситуацию.
Так же, как и в обычных компаниях, выделяйте премии, это помогает держать дружественный настрой. Отмечайте годовщины компании, это помогает сплотить команду в единый коллектив.
Ну и как я уже ранее писал, стабильный поток клиентов, с адекватной платой – лучшая мотивация для фрилансера.
Что касается найма менеджеров, в первую очередь необходимо понимать, что на первых этапах ни один менеджер не справится лучше вас, вы сами должны сформировать команду, создать репутацию студии среди клиентов, вы будете знать все возможности и при необходимости рискнуть, взять заказ на услуги, которые ранее не предоставлялись. Клиенту приятнее общаться с личностью, профессионалом, а не с полуроботом, у которого на все вопросы и возражения прописаны скрипты. Другой вопрос, когда вы не сможете справляться, вам необходимо будет нанимать менеджеров.
Существует классический треугольник менеджеров (взято отсюда, можете ознакомиться более подробно)
Sales. Менеджер по продажам. Отвечает за продажи проектов по входящим запросам – первый контакт, подготовку и презентацию предложения и сметы, заключение контракта. Иногда также занимается разработкой “холодных” контактов – то есть ищет клиентов самостоятельно (или через каналы, такие как крупные РА, системные интеграторы и пр.).
PM. Менеджер проекта. Отвечает за производство проекта, контролирует сроки-цену-качество. Руководит проектной группой в рамках производства проекта, решает производственные вопросы с представителями заказчика.
Account. Менеджер по работе с клиентами. Осуществляет клиентский сервис, развивает стратегические отношения с клиентом, реагирует на рекламации, старается, чтобы на всем этапе существования клиента в компании ему было комфортно и легко. Как правило, мотивирован на продажу проектов и услуг уже существующим клиентам. Во многом роль аккаунта является промежуточной между PM и Sales.
Стоит отметить, что мы говорим здесь именно о ролях. Конкретная схема организации “треугольника” может подразумевать совмещение в одном менеджере нескольких ролей.
У каждого из менеджеров свои интересы и своя мотивация. Так же разные режимы работы, как я описывал ранее, если разделять на два вида, то у PM работа идет как раз в режиме «творца».
Изначально вы будете совмещать в себе все эти роли. Далее вы можете выбрать, чем именно вы хотите заниматься.
Лучше схемой на данный момент, я считаю Sales&Account + PM.
И здесь вы можете выбрать: либо продолжать принимать заявки и вести клиентов, либо заниматься именно продуктом. Лично мне нравится работать с командой и продуктом, поэтому все вопросы по клиентам я стараюсь передать менеджеру.
Оплата осуществляется также сдельно, в зависимости от бюджета на проект (который обычно согласовывается как со мной, так и с членами команды). Возможно, есть смысл перехода на оклад или повременную оплату, но на данный момент мотивация у нашего менеджера не угасает.
Ответы на некоторые комментарии к предыдущей статье:
Как подбираете, как долго вы с ними (или они с вами) работают, как часто бывают косяки. А еще интересно, над какими проектами работаете, на чем пишите, какими инструментами пользуетесь. Спасибо
— Несколько людей работают с самого начала, мне повезло, я имею большой опыт работы с исполнителями, поэтому без проблем нашел людей, за которых мне не приходится краснеть. Бывает, конечно же, и сроки срываем. Но я обычно заказчику говорю на день-два срок больше, нежели обещает кто-то из фрилансеров. Часто спасает от лишних вопросов.
Работаем над обычными лендингами. Мы скорее маркетинговое агентство, нежели веб-студия. Проводим анализ рынка, создаем лендинги, иногда и корпоративные сайты, интернет-магазины. Далее уже продвижение. Ну и некоторые сопутствующие услуги.
Касательно инструментов. Есть большое сервисов и программ. Каждый, думаю, может подобрать самостоятельно.
— как вы распределяете оплату пришедшую от клиента: дизайнер, верстальщик, программист, пм получают поровну или согласно какому-то алгоритму?
— Все зависит от временных затрат и уровня профессионализма.
К примеру, дизайнер потратит на разработку 5 дней, его доля от проекта составит 7 тысяч рублей (примерная цифра). Верстальщик свою работу может сделать за ночь, соответственно он и получит на порядок меньше. У этих людей разная загруженность. Дизайнер в силе выполнить 3-4 проекта в месяц. Верстальщик же в разы больше. Поэтому есть смысл держать больше дизайнеров.
— как быть, если взяли проект, программист и верстальщик готовы работать, а дизайнеры заняты своими проектами? Это не из статьи, а из вашего комментария следует, что такая ситауция возможна.
— Ситуация возможна и даже частая. Решается просто – ищем дополнительных дизайнеров. В этом и прелесть нашей схемы работы, мы не зависим от конкретных людей, всегда найдутся еще исполнители.
Также были вопросы о том, насколько данные рекомендации опробованы и насколько они эффективны. Мы работаем чуть меньше года и говорить о великих достижениях, конечно же, не уместно. Это мой личный опыт и использовать данные советы или нет, решать только Вам.
Автор: IdefixPro