Оптимизируем рабочий процесс

Доброго времени суток. Решил поделиться опытом в организации рабочего процесса разработки веб-проектов и не только веб. Расскажу свое видение максимально удобного использования связки типа: bugtraker + git + ci + deploy.

Оптимизируем рабочий процесс - 1

Все чаще сталкиваюсь с тем, что подобная оптимизация будет полезна широкому кругу людей. Возможно, в предложенном варианте нет ничего нового, но, лично для меня это было, можно сказать, откровением. Если кто-то, кроме меня, захочет внедрить у себя на проекте что-то подобное, то я буду считать, что статья написана не зря.

Как-то посчастливилось мне поработать в стартап проекте. Могу сказать только то, что это был форекс брокер. Нашей команде требовалось разработать сайт, личный кабинет и сишные модули для торговой платформы. Команда маленькая, требования завышенные, в общем, типичный стартап.

Зачем что-то менять?

Начав разрабатывать проект я решил поставить для себя несколько целей:

  • уверенность в том, что именно сейчас работает на продакшене;
  • по возможности исключить человеческий фактор;
  • автоматизировать все возможное.

Наверняка, многие уже сталкивались с такой проблемой когда без просмотра истории гита сложно сказать какой из тасков вылит на продакшен. На многих проектах разработчики все комитят в одну ветку, а перед релизом пытаются доделать, в авральном режиме. Задачи частично уже в репозитории и перенести их на следующий релиз просто нет возможности.

Еще одна из частых проблем это срочные фиксы, которые должны быть сделаны уже вчера. Иногда, программист вынужден сам лезть на сервер и делать правки на живую. К сожалению, это, зачастую, становится причиной бессмертных багов, которые просто забыли добавить в репозиторий. Будьте уверены, при следующем релизе баг снова всплывет.

Автоматизация рутиных задач необходима для освобождения рук, в условиях ограниченной команды и для помощи в самоконтроле.

Ингредиенты

После продолжительных поисков оптимальных решений я остановился на довольно интересной связке. В первую очередь у нас, естественно, имеется Git, с ветками master и staging. Master содержит то, что сейчас на продакшене. А ветка staging, является будущим ветки master. Стоит помнить, что staging это не тестовая ветка, как принято у многих, а именно будущий master и относиться к ней надо соответствующе. Нами, в качестве git’а был использован Bitbucket.

Следующее, что нам потребуется, удобный багтрекер. Мы использовали Youtrack, там удобная работа со спринтами и карточками в них.

Для проверки проекта автоматическими тестами потребуется любая CI (Continious Integration) платформа. В нашем случае это был TeamCity. Перед использованием, следует настроить 3 отдельных этапа: только быстрые тесты, долгие тесты и вообще без тестов. Почему именно так, объясню ниже. И напоследок вооружаемся тулзой для деплоя, например capistrano.

Как это работает

Вот обычный рабочий день с такой системой. Программист, придя на работу и заварив себе свежего кофе, приступает к знакомству с новой задачей. Выяснив все подробности и продумав будущее решение он меняет статус задачи, попутно уведомив автоматическим письмом из багтрекера, всех желающих знать, что он приступил к работе. Далее он переходит к гиту, обновляет ветку staging до актуального состояния и создает от нее новую, с номером таска.

На данном этапе еще никакой магии нет и все вполне привычно. В процессе работы над задачей разработчик может периодически оставлять комиты с комментариями. В каждом комментарии должно быть указано к какой или каким задачам он относится. Это достаточно важно, так как на сервере гита при каждом комите информация о нем отправляется в небольшой скрипт. Он парсит комментарий и постит в удобном виде ссылку на комит, сразу в багтрекер. Благодаря этому можно видеть историю изменений кода относительно именно этой задачи. В комите можно указывать несколько номеров, для случаев когда задача уже закрыта, а в ней нашли баг, который смогли исправить решая другую задачу. И чтобы потом долго не искать где это было исправлено, можно в комите с фиксом указать номер закрытой задачи, так сообщение отобразится в обоих тасках. Такой переброс комитов в багтрекер позволяет избавиться от постоянных отписываний в задачу о проделанной работе, и менеджер всегда в курсе процесса. Но, иногда удобнее сделать несколько комитов с коротким описанием и потом добавить более развернутый комментарий в таск о том, что в них было сделано.

На этом автоматизация еще не заканчивается. CI постоянно мониторит гит репозиторий и по каждому комиту в тасковых ветках запускает процесс выполнения тестов. О статусе этих тестов можно извещать автору на почту, в jabber или на общий дашборд. Важно настроить так, чтобы на этом этапе запускались только быстрые юнит-тесты, иначе, при большом количестве комитов можно забить очередь CI под завязку.

В случае успешного прохождения тестов, CI переходит к автоматическому деплою проекта, на тестовый сервер, в отдельную папку, с номером таска в имени. На этом сервере стоит nginx и настроен так, чтобы имя папки было названием поддомена на тестовом домене. Тем самым разработчик может проверить свое творение на внешнем сервере. Это бывает полезным когда надо проверить работу, к примеру с платежными системами в которые передается ссылка для оповещения о смене статуса платежа.

Когда наш трудолюбивый программист решил, что закончил задачу, ему достаточно просто перевести в багтрекере ее статус в testing и приступить к следующей. После смены статуса тестировщик получает извещение о том что эту задачу можно проверять. Первым делом он должен проверить статус тестов с последнего комита, и в случае неудачи сразу вернуть таск автору. Если все тесты прошли, то соответственно, у него уже есть домен на котором он может их смело проверять. После проверки тестировщик добавляет комментарий в таск, что все ок или описывает найденные проблемы и возвращает программисту сменив статус задачи. Если есть проблемы, то все повторяем, а если нет, то мержим ветку задачи в staging. При появлении комита в staging CI запускает уже более длительные юнит-тесты и функциональные на реальной базе.

Кстати, про реальную базу… раз в неделю, небольшим скриптом, работающим по крону, делается клон реальной базы на staging сервер, естественно, с подменой емейлов и очисткой личных данных пользователей. По окончании всех тестов, в случае успеха, CI делает деплой на тестовый сервер, чтобы тестировщик мог еще раз проверить, что после мержа ничего не поломалось.

В конце спринта мы просто мержим staging в master и CI, без каких-либо тестов, деплоит проект в продакшен. Так как staging ветвится от конца master, и ни одна задача не мержится в master минуя staging, то проблем с мержем ветки staging в master никогда не бывает. Если все работало на staging, то оно будет работать и на master. Различные казусы связанные с железом или реальной базой решаются индивидуально. После чего надо привести staging в соответствие с master, чтобы в будущем подобную проблему видеть еще до деплоя на продакшен.

Что мы имеем в итоге?

В первую очередь достигнутые цели:

  • На продакшене мы всегда имеем только законченные и проверенные задачи.
  • Ни один из разработчиков не имеет прямого доступа на продакшн. Деплой происходит только через мержи веток.
  • По возможности автоматизированы рутиные процессы, связанные с ведением задач, запуском тестов, разворачиванием тестового пространства. У каждого в команде не больше 2-х рабочих инструментов (у разработчика багтрекер и git, у тестировщика багтрекер и CI).

Во-вторых, это удобство работы. Почти все управление и взаимодействие происходит через гит. А благодаря интеграции багтрекера Youtrack с jabber’ом, для управления карточками даже не надо заходить в веб-интерфейс. При грамотном использовании чат-ботов (например hubot) можно и от интерфейса CI уйти полностью, узнавая статусы через jabber.

Систему удалось внедрить и на сишные модули, за исключением деплоя, он осуществлялся не на веб сервер, а на виндовый, с установленным тестовым торговым сервером, и перезапуском его для активации модулей.

Если у кого-нибудь появятся еще идеи по улучшению системы и оптимизации рабочего процесса, буду очень рад послушать. По возможности попробую внедрить и добавить в статью выводы и опыт.

Автор: leninlin

Источник

Оставить комментарий