IT дистрибуция в Европе или как мы начинали свой бизнес — Часть 3
Итак, в своем рассказе я остановился на моменте, когда мы решили основать новую фирму (Часть 2).
Сейчас, с высоты определенного опыта, я понимаю на сколько амбициозны и импульсивны мы были. Наш бизнес план строился лишь на непрочных связях и догадках, которые не подкреплялись холодным расчетом и конкретными цифрами. Но как говорится “кто не рискует, тот не пьет шампанского”. Люди, с которыми я сейчас общаюсь по бизнесу или просто сотрудники нашей фирмы, очень часто задают вопросы, — на сколько было тяжело организовать свой стартап с нуля да и еще в чужой стране и стоит ли этим вообще заниматься? Я им отвечаю весьма просто — если у Вас есть хорошая работа, на которой Вас ценят и которая Вам нравится, даже не думайте о своем бизнесе. Человек, смотрящий со стороны видит уже готовый результат, а вот сам процесс мало кого интересует, а ведь вся основная работа в большинстве случаев скрыта “за ширмой”. Так же далеко не факт, что если это получилось у меня, то при прочих равных это получится у Вас. Задайте себе простой вопрос: “Готов ли я работать 7 дней в неделю по 18 часов в день за зарплату в 500$, при этом зная, что компания плавно тонет в зыбучих песках, вместе со всеми сбережениями и счет до закрытия уже идет на недели ?”. Думаю такое может присниться только в страшном сне, но именно так все начиналось у нас, и именно так выглядят будни начинающего бизнесмена.
Сейчас стали очень популярны различные тренинги в стиле “посети 2 занятия и мы научим, как стать миллионером”. В подобных случаях я придерживают строгого мнения — научить быть бизнесменом нельзя — это или есть, или нет, третьего не дано. На моих глазах “развалился” не один десяток чешских стартапов, ведь найти своё место под солнцем, когда тебя не может официально взять на работу ни одна приличная фирма, достаточно проблематично. Идеи были абсолютно разные от выпечки домашних пирогов, до строительства домов под ключ, но выжили лишь единицы, лишь подтверждая печальную статистику.
После месяца подготовительных работ, основная бумажная волокита была закончена, офис был найден, канцелярское и техническое оборудование закуплено. Дело осталось за малым — получить официальную дистрибуцию от интересующих нас брендов. Наш выбор пал на 3 типа продукции: медиаплееры DuneHD, планшеты Archos и, по просьбе закупщика из сети, читалки Amazon Kindle. Именно на читалки мы возлагали большие надежды, так как, как бы это удивительно не звучало, спрос превышал предложение, и этот продукт до сих пор “отрывают с руками” практически в любом количестве, в каком бы он не был завезен. Проблемой оставалась только большая конкуренция как со стороны крупных игроков, так и мелких интернет-магазинов, которые привозили их из США или Германии и выставляли с минимальной наценкой лишь бы быть первыми на Heureka — аналог Yandex Market, соответственно уменьшая заработок дистрибуторов, ведь мы были лишь промежуточным звеном по пути на полки магазина. По моим расчетам, чтобы окупать содержание офиса и выходить в плюс нам нужно было продавать порядка 200 читалок в месяц, заработок на одном устройстве в среднем составлял 25-30$. Мы начали искать способы, как наиболее выгодно вывезти товар из США.
Перебрав несколько вариантов остановились на сервисе Shipito. Компания предлагала услуги по хранению и консолидации (перепаковке) товаров в одну посылку для экономии места, соответственно и уменьшении стоимости доставки. Вторая задача, которую пришлось решать — оптовые закупки с Amazon. Возможно не все знают, но купить с Amazon читалки Kindle в количестве 50шт и больше практически невозможно, так как стоят блоки на продажу в одни руки. Создания вторых аккаунтов и подключение дополнительных кредитных карт решает вопрос лишь на время, но после обработки заказа приходит уведомление о том, что товар не будет отправлен. Так же я пытался звонить в отдел по работе с крупными клиентами компании Amazon, но и там меня ждала неудача, работали они только с местными компаниям. Пытаясь найти информацию в интернете, однажды я наткнулся на статью где человек описывал возможность покупки крупных партий через американские розничные сети. Просто люди ездили по разным отделениям и скупали все что было в наличии в данном магазине. И тут меня осенило, я совсем забыл про другие “точки продаж”. Через несколько минут я уже делал заказ на американском BestBuy, как оказалось там тоже стоял лимит, причем на гораздо меньшее количество — всего 2 штуки в один заказ. Последним шансом для нас было попробовать сделать еще один заказ и ждать. И чудо свершило, мы нашли брешь (я думаю умышленную) в системе заказов BestBuy. Уже через сутки на пути от центрального склада BestBuy до склада консолидации Shipito следовала наша партия из 100 заказов по 2шт в каждом. Естественно эта вся операция занимала как временные ресурсы, так и увеличивала стоимость товара, ведь оплата компанией Shipito бралась не только за прием товара, но и за его распределение, то есть обработка одной коробки, в которой было бы 200шт стоила бы для нас значительно дешевле, нежели 100 коробок по 2шт, но делать было нечего, это был единственный шанс, тем более, по моим расчетам мы все еще вписывались в нужную нам сумму. Спустя некоторое время на нашем аккаунте лежали фотографии новых, обработанных и готовых к отправке Киндлов. Еще через 3 дня товар был доставлен в Чехию. Первая партия разлетелась за 2 дня, окрылённые этим успехом и уже подсчитывая будущие прибыли, мы заказали следующую. Тут и начались проблемы. Партия пришла, а заказа от клиента все не было. Сделав скидку на то, что клиент не успел распродать прошлую, мы стали ждать, прошел месяц, за ним другой. Мы начали потихоньку поддаваться панике. На 3-ий месяц мы получили сообщение, что рыночная закупочная цена снизилась и пересчитав все наши расходы по доставке еще раз, мы поняли, что в этот раз мы пролетаем с конечной ценой и пролетаем достаточно серьезно. Так как шансов самим продать 400 устройств абсолютно не представлялось, пришлось “сливать” их по заниженным ценам, тем самым поставив крест на идее продажи Киндлов в Чехии. В итоге почти 4 месяца работы и бессонные ночи, а на выходе мы уже были в глубоком минусе.
Унывать нам было некогда, за нами был сильный партнер и подписанные договора, поэтому нужно было искать альтернативу. Нашлась она довольно быстро — бренд Archos (дистрибутором которого мы почему-то числимся до сих пор, хоть и давно его не продаем). Но и этот ход не дал ожидаемого “выхлопа”. Во-первых сам бренд оказался весьма слабого качества с процентом брака доходящим до 30%.
Так же слабо было организована дистрибуторская ценовая политика и сервисное обслуживание. Первую партию в 500 штук мы продавали почти пол года всеми правдами и неправдами, как в минус так и плюс, намучившись с этим порядком и поняв что бизнес по продаже планшетов, для мелких компаний весьма муторное и бесприбыльное дело. А что касается нынешней ситуации — просто нереальное, так как рынок переполнен китайскими конкурентами и, осознав это, “А” бренды начали выпускать планшеты в низком ценовом сегменте, почти полностью выдавив из него остальных производителей. Последняя партия с браком уехала от нас не так давно и мы, перекрестившись, смогли выдохнуть.
Для нас первый год был очень тяжелым, было сделать много ошибок и неправильных шагов. Но все же одна вещь нам удалась и удалась очень удачно и неожиданно, но об этом я расскажу в следующей части.
Автор: