Каковы дальнейшие шаги?

За последние два года существования команды в общении с клиентами удалось выделить ряд ключевых вопросов, ответы на которые определяют судьбу проекта. Эти вопросы постепенно сформировались в чек-листы, подобные тем, что используют пилоты для проверки всех систем самолета перед запуском двигателя.

image

Коммуникация с клиентом укладывается в несколько самостоятельных этапов со своими нюансами и результатами в каждом. Этапы и вопросы складываются в понимание бизнес-процесса или, если угодно, дорожной карты проекта.

Цель поста  —  создать понимание процесса работы над проектом у наших (и не только) клиентов, чтобы уже на старте говорить на одном языке.

Когда-то мы рисовали такую карту.

image

Она предназначена для управления ожиданиями клиента по срокам, этапам и задачам, результатам и денежным траншам. Элементы карты адаптируются под клиента и проект, с учетом объема работ, темпа коммуникации и скорости принятия решений.

Первая ключевая мысль, которую мы доносим до клиента на старте  —  успех проекта связан с высокой организацией работы с обеих сторон  —  и клиента и исполнителя.

Карта хорошо иллюстрирует эту взаимосвязь. Однако сегодня мы пойдем дальше и распишем этапы и вопросы более подробно. Итак, все коммуникации укладываются в следующие этапы:

  • Знакомство с идеей/продуктом и командой клиента
  • Аналитика, консультирование и документирование
  • Оценка стоимости и сроков
  • Разработка и тестирование
  • Публичный запуск и проверка гипотез

Знакомство с продуктом и командой клиента часто начинается с вопроса “привет, сколько стоит у вас сделать сайт (или мобильное приложение)?”, с нашей стороны возникают встречные вопросы:

  • Какие задачи должен решать сайт/приложение?
  • Почему вы считаете, что именно эти задачи нужно решать?
  • Опишите целевую аудиторию продукта
  • Перечислите аналоги или конкурентов

Всегда приятно работать с клиентом, который уже проделал “домашнюю работу” и готов ответить на ключевые вопросы. Однако чаще клиент начинает общение с идеей в сыром/размытом виде, требующей серьезной проработки до того как перейти к этапу реализации.

Мы помогаем клиенту в поисках ответов еще до того, как ударим по рукам и увидим на счете первый транш.

Как правило, мы начинаем с обзора рынка и существующих продуктов на основе открытых источников. Если требуется более детальная аналитика  —  оформляем ее как часть следующего этапа.

image

На этапе знакомства клиент оценивает нас как команду с точки зрения опыта и портфолио, стека технологий и условий работы. Мы, со своей стороны, оцениваем опыт клиента, идею и контекст, в котором она родилась.

Результатом знакомства является понимание продукта и задач, а также принципиальный интерес работать дальше.

Аналитика, консультирование и документирование

Название этапа как бы намекает, что в нем объединяются задачи по поиску ответов на ключевые вопросы о проекте/продукте:

  • Рынок и аналоги/конкуренты
  • Целевая аудитория
  • Решаемая проблема
  • Продукт как решение
  • Бизнес-модель и монетизация
  • Платформы и каналы доступа к ЦА
  • Бизнес- и маркетинг-план
  • Брендинг
  • Юридическое оформление

Объем работ этапа согласуется с клиентом индивидуально, исходя из проделанной работы и ресурса времени, которым клиент располагает. Мы с удовольствием берем на себя задачи аналитики, однако стараемся оставить за клиентом ключевую роль в поиске ответов, так как именно клиент “горит и живет” своей идеей.

Многие вопросы клиент способен проработать самостоятельно. Например:

Оценить рынок через поиск статей и сервисы/магазины статистики:

Посмотреть на аналоги и конкурентов:

Собрать бизнес-модель:

Опросить потенциальных пользователей:

После оценки рынка и конкурентов, понимания и документирования бизнес-модели, мы переходим к видению продукта.

Вторая ключевая мысль  —  каждый проект (особенно стартап), действующий в условиях неопределенности, решает задачу проверки гипотез в отношении рынка, целевой аудитории, проблематики и выбранного решения.

При таком подходе каждый аспект видения клиента подвергается сомнению и подлежит либо подтверждению, либо опровержению, а продукт сам по себе воспринимается не как конечная цель, а как реализация выбранного решения и инструмент проверки гипотез.

Третья ключевая мысль  —  сначала бизнес/маркетинг-план, а уже потом  —  продукт.

Продукт реализует сценарии и юзкейсы, заложенные при описании ЦА и выбранного решения, и является следствием представлений о поведении пользователей. Полезные продукты создаются с фокусом на пользователях, но не на элементах интерфейсов. Подробнее о данном подходе можно почитать, например, здесь: www.newfangled.com/how-to-tell-the-users-story.

Также продукт несет в себе элементы функционала и контента, необходимые для реализации бизнес-модели, бизнес/маркетинг-плана. Именно поэтому модель монетизации должна быть продумана как можно раньше, чтобы не пришлось переделывать продукт на лету, сдвигая сроки и затрачивая дополнительные деньги.

Важным аспектом этапа является документирование продукта. Без документации возможна только условная оценка стоимости и сроков разработки, которая часто корректируется при появлении конкретики.

В качестве отправной точки мы берем любые формы документации, которыми располагает клиент:

  • Описание идеи или структуры продукта
  • Описание сценариев и юзкейсов
  • Техническое задание
  • Макеты интерфейсов
  • Дизайны

По мере детализации видения продукта в результате аналитики мы дополняем исходную документацию клиента новыми материалами. Интерактивные прототипы продукта готовим в proto.io/ и www.invisionapp.com. Интеллектуальные карты  —  в www.mindmeister.com и www.lucidchart.com.

Часто встречаются проекты, где документирование продукта воспринимается как побочная активность. Описание продукта существует в виде вороха электронных и бумажных заметок, в лучшем случае  —  в таск-трекере. Это приводит к тому, что “ворох заметок” трудно поддерживать в актуальном состоянии, менеджеры и разработчики путаются, даются неправильные оценки трудозатрат, срываются сроки.

Следует выделить также аспект тестирования. Если продукт получает активное развитие после публичного запуска первой версии, его потребуется активно и организованно “допиливать” на лету, с живой аудиторией. Это становится возможным только путем выстраивания адекватной инфраструктуры разработки (dev/staging/production) и покрытием кода тестами. Плохо документированный продукт делает автоматизированное тестирование невозможным  —  тестировщик не может знать, как должен сработать конкретный юзкейс или элемент интерфейса, если он не описан, и не может написать автоматизированный тест.

Мы понимаем, что любой проект/продукт, развивающийся в условиях неизвестности, не может быть ограничен рамками исходного ТЗ. Оно должно выступать отправной точкой для полноценной документации продукта в закрытом wiki-подобном формате или ином виде, что впоследствии станет центральным звеном в коммуникации команды.

Четвертая ключевая мысль. Более полная документация продукта позволяет дать более точную оценку сроков и стоимости реализации проекта.

Оценка стоимости и сроков складывается из оценки объема работы по каждой роли в проекте (менеджер проекта/продукта, дизайнер, фронтенд-разработчик, бэкенд-разработчик, тестировщик, разработчик мобильного приложения и др.) в часах и ставок по ролям. Оценка часов по задачам выполняется непосредственно теми людьми, которым предстоит работать над проектом, поэтому от детальности описания и зависит точность оценки.

Содержательные мысли о планировании и документации проектов можно почерпнуть здесь:

Кстати, на этапе оценки стоимости и сроков мы готовим смету с указанием задач и часов по фичам продукта, а также ставок специалистов. Это дает возможность клиенту сопоставлять наше предложение с альтернативами не только по стоимости и срокам, но и по двум дополнительным аспектам  —  объему работ и стоимости команды.

Резюмируем. Документирование продукта, которое часто воспринимается как побочный процесс, критически важно для:

  • Адекватной оценки стоимости и сроков
  • Плодотворной коммуникации команды на этапе разработки и тестирования
  • Покрытия кода тестами для активной доработки проекта после запуска
  • Подключения новых людей в команду проекта

Задачи разработки маркетинг-плана нам помогает решать Алена Макова, эксперт в области маркетинга и креатива новых идей, продуктов и сервисов.

image

Уже на этапе идеи очень важно иметь понимание, кто ваша аудитория, где она “водится” и как ее заинтересовать.

Говорят, что хороший продукт сам себя продвигает, отчасти это верно, но а) для создания хорошего продукта надо хорошо понимать потребности и “боль” вашей аудитории, б) в современном интенсивном информационном потоке нужно постараться, чтобы ваша ЦА вас услышала и захотела поделиться знанием с другими потенциальными пользователями.

Маркетинг-план как раз об этом — как вычислить ЦА, каналы коммуникации с ней, сколько это может стоить и что делать в первую очередь, а с чем повременить.

Задачи брендинга продукта мы решаем совместно с MAL Agency и Максом Николаевым, таким образом привнося в продукт цельное видение и философию.

image

Выбирая команду для разработки сайта или приложения заказчик обычно рассчитывает получить что-то одно: либо будет красиво, либо будет работать.

image

И это при том, что красота и брендинг напрямую не связаны. Создание бренда — это не наведение красоты, а разработка уникального образа, который строится на основе стратегии.

От данного этапа зависит, сможет ли бренд полноценно выйти в digital, сохранив свою идентичность. Результата мы добиваемся, распределив компетенции, объединяя усилия с командой Leandev.

Часто на этапе консультирования возникают вопросы юридического оформления компании и интеллектуальной собственности. Мы успешно работаем с Сергеем Мартынюком (SM Partners), чтобы обеспечить передачу прав на разработанный продукт от исполнителя к клиенту.

Результатами аналитики, консультирования и документирования являются:

  • Бизнес- и маркетинг-план развития проекта
  • Видение продукта в ТЗ и макетах интерфейсов
  • Упаковка продукта/компании в бренд и объект юридического права

Пятая ключевая мысль. Проект — это не только процесс разработки продукта, но еще, как минимум, маркетинг, финансы и команда.

Получив вышеуказанные результаты, клиент имеет возможность осознанно выбрать команду разработки проекта и комплексно (в нескольких бизнес-процессах) спланировать следующие этапы. Все это необходимо, чтобы проект, как говорят, “полетел”.

image

Об этапах оценки стоимости и сроков, разработки и тестирования и публичного запуска продукта мы расскажем в следующих постах.

P.S. Если вы дочитали до этого момента — вы невероятно круты ;). Дополнения и критика приветствуются. Вы можете связаться со мной, написав на почту an@leandev.ru.

Автор:

Источник

Оставить комментарий