Linkedin покупает Lynda.com. А кто в России решится возглавить онлайн-образование?

Новость дня: социальная сеть Linkedin покупает образовательный портал Lynda.com за $1.5 млрд. Еще один проект, который у нас меньше заметили: объединение усилий Алибабы и Пекинского университета по созданию китайской МООС-платформы. А как у нас? Кто в Рунете первым сделает серьезную заявку на то, чтобы возглавить онлайн-образование?

Тренд, который раньше только намечался — слияние крупных порталов и социальных сетей (а также HR-сервисов) с онлайн-обучением, теперь, возможно, захватит и Россию. Ведь, по мнению многих, удобной социальной сети, совмещающей в себе платформу МООС — массовых онлайн-курсов, общения студентов и интеграции с профессиональным сообществом тьюторов и репетиторов, пока нет. Да и в мире, в целом, «фейсбук для образования» еще не создан (возможно тандем Linkedin + Lynda решат эту задачу).

Если тенденция «социальная сеть+HR+МООС» наберет ход в мире, то, несомненно, в России тоже стоит ждать копирования этой модели (наподобие того, как после успеха Coursera, как грибы после дождя тали появляться новые доморощенные МООС-сервисы). От кого же у нас ждать заявки на лидерство в онлайн-образовании?

В первую очередь, хочу отметить, что я знаю две относительно удачные попытки совместить HR-сервис и МООС. Во-первых, это проприетарная LMS Мираполис, которая, сначала сделал один из лучших вебинарных сервисов «Виртуальная комната» и удобную систему управления обучением (LMS), а потом сумел дорасти до прекрасной корпоративной системы управления персоналом (HCM — Human Capital Management). У Мираполиса один минус (в смысле гонки за первенство в «HR+МООС»-гонке) — закрытость. Это не социальная сеть, а (исключительно) платный сервис, рассчитанный на корпоративный сектор.

Во-вторых, конечно, надо отметить проект «Образование» от ведущего сервиса поиска работы HeadHunter. Несмотря на то, что этот проект, начавшийся пару лет назад, оказался убыточным и был закрыт, некоторое время назад вновь открылся, причем, на первый взгляд, в том же виде, что и начинался (правда, под управлением другого оператора). В отличие от Мираполиса, это открытый проект, фактически, витрина курсов (но пока не площадка, где эти курсы можно пройти, и не LMS). Зато можно ожидать упрощенной интеграции с сервисами HeadHunter, да и с mail.ru, если на то, конечно, будет решение.

Здесь мы подходим к хит-параду сервисов-гигантов, которые, на мой взгляд, и должны возглавить онлайн-образование. Список ожидаем: mail.ru, Yandex, возможно еще 1С и Афиша-Rambler. Тем более, что у первых трех есть неплохой опыт построения собственной образовательной оффлайновой сети (иногда успешно завязанной на ВУЗы, а иногда и прообраза собственного университета): это Технопарк и Техносфера mail.ru, Школа Анализа Данных Яндекса, Лекторий и сетевая Школа программистов 1С.

Итак, главный игрок — крупный Интернет-сервис (портал, HR, производитель софта). А с другой стороны — аналог Линды (держатель контента и/или организатор МООС)? На этом поле игроков великое множество (от маленьких до средних), вряд ли стоит перечислять их всех. Я бы упомянул ИНТУИТ — старейший и наиболее уважаемый Интернет-Университет, пионера онлайн-образования в России teachpro.ru и, возможно, как наиболее раскрученного, сервис изучения английского языка LinguaLeo.

Отдельной строчкой я бы поставил и Хабр, который уже сделал небольшое чудо, став ресурсом технических публикаций №1 и для которого я не вижу препятствий для вхождения в рынок онлайн-образования (технического же).

Возможно, я кого-то забыл, но это не нарочно, а от недостатка знаний.

Ждем?

Автор: polybook

Источник

Оставить комментарий