Бизнес-планирование в игровой индустрии
В апреле в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ проходила закрытая лекция по бизнес-планированию в игровой индустрии от продюсера компании Rocket Jump Александра Тезяева. Лекция проходила в рамках образовательной программы “Менеджмент игровых проектов”, где мы часто проводим такие мероприятия для слушателей и выпускников наших программ. Под катом предлагаем вашему вниманию краткий конспект лекции.
Бизнес-планирование — это процесс определения целей и путей достижения успеха игры на рынке.
Бизнес-план — план мероприятий, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.
Roadmap — это документ о том, что и когда мы делаем для того, чтобы достичь желаемого для нас будущего.
Ну а самые важные компоненты для создания игры — это деньги, время и люди.
Нужен ли вам бизнес-план? И если нужен, то зачем? Как можно логически прийти к ответу?
Для этого у вас сначала должна быть идея. Потом вы должны оценить свои собственные силы (назовем их ресурсами, это самый правильный термин) и понять, хватает ли их для достижения вашей цели. Если чего-то не хватает, вы должны найти недостающие ресурсы. Важно знать, что если к вам присоединятся люди, которые станут помогать вам достичь цели, то как и когда вы вернете им инвестиции и как вы потом разойдетесь и поделите деньги, славу.
В том числе и для этого делается бизнес-план, в котором будут прописаны все основные пункты.
Разработка игры обычно длится достаточно долго, бывает что люди теряют цели и мотивацию. В таких случаях бизнес-план очень помогает.
Цели и задачи
Бизнес-план вашей игры служит двум основным целям
- Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать ресурсы в данный проект
- Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих игру
Бизнес-план помогает решить следующие задачи:
- Определить рынки. Этот пункт не зря самый первый — от него зависит все остальное
- Долговременные и краткосрочные цели
- Ответственных. Очень важно в бизнес-плане определить зону ответственности каждого участника
- Основные KPI. Сюда вы можете написать любой KPI, который важен лично вам или инвесторам
- Стоимость разработки игры. Она всегда складывается из множества вещей. Это обязательно нужно учитывать и иметь какие-то резервы
- Соответствие имеющихся кадров и их мотивации. Всегда помните, что основная ответственность лежит на вас как на создателе бизнеса
- Маркетинговые мероприятия
- Оценку финансового и материального положения
- Риски. Вам обязательно чего-нибудь не хватит в процессе разработки. Попробуйте предусмотреть это заранее.
Бизнес-план игры помогает дать ответы на вопросы:
- Каков рыночный спрос на игру и как он будет изменяться
- Какие ресурсы и в каких количествах потребуются для разработки игры
- Сколько будут стоить ресурсы и где их найти
- Каковы будут показатели у игры. Самый простой и дешевый способ их определить — сделать soft launch
- Какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками
- Что делать при наступлении риска. Важно не только написать, с какими рисками вы можете столкнуться, но и продумать, что вы будете с ними делать
Основные пункты бизнес-плана:
- Лицензии. Авторские права. Юридические особенности;
- Маркетинговый план. Конкурентный анализ;
- Производственный план. Бюджетирование;
- Персонал;
- Оценка рисков;
- План выпуска игры;
- Инвестиционный план;
- Бизнес-модель
Лицензии и авторские права
Если вы хотите хоть что-нибудь сделать в игре, убедитесь:
- Что вы не нарушаете никакие лицензионные соглашения
- Что вы будете и можете соответствовать всем правилам стора и рынка, в котором хотите выходить
Вариантов лицензий очень много и их нужно учитывать и разбираться, чтобы не возникло конфликта со стором и вам не заблокировали игру.
Очень важно следить за авторскими правами: любая строчка кода программиста приравнивается к литературному произведению. Звук тоже защищается авторским правом, даже если он очень короткий.
Из практики: любое оспаривание авторского права в Европе или США стоит от 50 000$.
Возможные последствия нарушения:
- Игру не выпустят в сторе
- Игру удалят из стора после того, как вы зальете трафик
- СМИ осветят игру и вас в негативном свете
- Вас оштрафуют или вы получите претензию правообладателя
Маркетинговый план
Основные пункты маркетингового плана:
- Определите основной рынок для игры
- Узнайте всю специфику основного рынка. Что под этим подразумевается? Есть культурные, социальные и политические различия. Очень важно их знать.
- Определите нишу для вашей игры
- Узнайте своих игроков. Можно посмотреть на игроков конкурентов, собрать информацию на форумах, почитать отчеты крупных компаний и так далее. Вам важно знать о них максимально много.
- Конкуренты. Маленьким компаниям и стартапам найти своих конкурентов очень просто: нужно зайти в стор и посмотреть похожие игры. Большим компаниям для этого нужно больше инструментов, потому что нужно и больше информации. Главная цель — понять, что уже есть и не копировать это, либо копировать, но делать лучше.
- Определите ваше уникальное конкурентное преимущество. Вы должны сразу понимать, чем ваша игра понравится игрокам и везде делать на этом акцент.
- Трафик и иные средства продвижения. Цена трафика сейчас очень большая, поэтому нужно делать акцент в том числе и на иные средства продвижения: pr, соцсети, мессенджеры, виральные механики, спецпроекты и так далее.
- Подготовьте план релиза игры. Если кому-то кажется, что зарелизить игру — это просто, он ошибается. К сожалению, после релиза ваша работа только начинается.
Производственный план — как будем делать игру?
Основные пункты производственного плана:
- Сеттинг и жанр
- Кто нужен и что нужно для создания игры. Кто — понятно, это люди, а вот что будет участвовать в разработке — нужно подумать. Во-первых, это компьютер. Еще часто забывают, что игру нужно будет тестировать, а для этого нужны устройства. Кроме того вам могут понадобиться столы, стулья, стенды — все, что угодно
- Не забываем про лицензии!
- Какие ресурсы у вас есть для создания игры. Если, к примеру, у вас есть связи, которые помогут найти инвестиции или пропиарить игру, нужно обязательно это прописать
- Определите очередность использования ресурсов. Желательно отметить ключевые точки на вашем таймлайне. Когда нужно будет найти издателя, когда нужно что-то купить и так далее. Это поможет вам распределить деньги.
- Определите риски и как вы будете их устранять
- Рассчитайте KPI игры. Существуют рассчитываемый KPI и тот, который есть по факту. Чем точнее вы рассчитаете KPI, тем проще вам будет потом
Для крупных тайтлов расходы на разработку игры меньше в сравнении с расходами, которые уходят на продвижение.
Бюджет
Бюджетирование — это процесс планирования будущих доходов и расходов. Оно помогает понять, хватит вам денег или нет, и, если хватит, то на какой период.
Бюджет — это план будущих расходов и доходов.
Бюджет игры — документ, в котором вы прописываете инвестиции, расходы на игру и планируемое время возврата инвестиций.
Основные пункты финансового плана:
- Сделайте бюджет. Бюджет настолько важен, что если вы сделаете игру без бюджета, вы не сможете оценить, выстрелила игра или нет, потому что не помните своих расходов
- Пропишите основные источники финансирования. Это те люди или организации, которые дали вам деньги и ваши договоренности с ними
- Определите финансовые риски и что вы будете делать, если они наступят
- Расчет даты окупаемости
- Расчет даты возврата инвестиций
Что еще нужно указать в финансовом плане?
- Девайсы
- Разработка и сопутствующие затраты
- Зарплата
- Аренда помещения и все, что с этим связано
- Не забываем про лицензии!
- Стоимость разработки игры
- Стоимость продвижения игры
- Общая (итоговая) стоимость игры. Именно она позволит вам говорить, была игра успешной или нет
Финансовый план
Есть 2 точки: точка окупаемости и дата возврата инвестиций. Это самые главные 2 точки в графике, о которых вам нужно знать и уметь их вычислять.
Персонал
Есть видимые риски персонала, а есть те, которые скрыты. В примере на картинке есть проблема: никто не умеет балансить игру. Есть и менее очевидная: заливку билда может сделать только сотрудник номер 5. Это значит, что если у вас появится какой-то критичный баг, никто, кроме него, исправить не сможет. Если это человек на аутсорсе, вам нужно обязательно научить это делать еще кого-то.
Риски
Форс-мажорные риски — то, что невозможно предусмотреть. Для таких рисков полезно сразу поставить резервную сумму — условные 10000$ или 10% от бюджета.
Примеры рисков при выпуске игры:
- Курс рубля к основным мировым валютам
- Цена аутсорса
- Изменились лицензионные условия
- Изменилось законодательство
- Изменилось культурное восприятие вашей игры
- Изменились условия сотрудничества/инвестирования
- Уход ведущих специалистов
- Кража ваших наработок
- Пропала мотивация
План выпуска игры
Основные пункт плана выпуска игры для бизнес-плана:
- Позиционирование игры на рынке. Берем из маркетингового плана
- Портрет ЦА. Можно взять из Facebook Insights
- Разработка бизнес-модели игры
- Расчет KPI игры — то, что вы посчитали из тех показателей, которые можете найти
- Определите точки роста и ваши действия на них. Когда ваша игра выстрелит, вам срочно кто-то понадобится: копирайтер, КМ, маркетолог и др. Вы должны обязательно это учитывать.
- Определите способы продвижения
- Сформируйте бюджет для soft launch
- Определите дату soft launch и другие ключевые даты по проекту
И давайте резюмируем с вами более подробной схемой того, для кого и зачем нужен бизнес-план игры.
В ближайшее время мы выложим у нас в блоге на Habrahabr конспекты еще нескольких лекций с других наших мероприятий. Подписывайтесь, чтобы получить уведомление по их выходу.
Осенью у нас начинается обучение на образовательной программе «Менеджмент игровых проектов», приглашаем 28 июня на день открытых дверей!
Автор: