Почему белорусские программисты не охотно идут работать в стартапы?
Белорусские программисты, воспитанные на культуре аутсорсинга, боятся стартапов. О том, как молодому белорусскому стартапу Tuffle удалось преодолеть проблему и набрать команду, читайте прямо сейчас.
Если твой проект не аналог западных «звезд» — на IT-рынок не пробиться?
Справочно: стартап Tuffle основан на новом тренде «крауд-сервисов», в нашем случае – крауд-мемори (crowd-memory). Tuffle – это уютное место, где пользователи могут хранить воспоминания в виде фотографий, видео и заметок, которые могут быть дополнены друзьями.
Когда идея проекта родилась в голове его автора и лидера Эдуарда Бабарико, наступило время искать тех, кто будет этот проект помогать воплощать.
Однако настоящую команду собрать было непросто. Эдуард с серьезной проблемой: программисты в Беларуси воспитаны на культуре аутсорсинга. Стартапы не воспринимаются как адекватная альтернатива. Если проект не является аналогом западных «звезд», то к нему тем более относятся с подозрением.
Белорусские IT-предприниматели не любят афишировать результаты труда среди коллег и «светиться» в СМИ. Из-за этого белорусские корни многих отличных проектов почти никому не известны. Так, многие пользователи мобильного приложения Viber и представить себе не могу, что этот проект изначально белорусский. А, между прочим, база пользователей Viber сегодня превышает 180 млн. человек. Пассивность компании Viber в белорусской медиасфере можно объяснить нацеленностью на западный рынок. Рынок Беларуси слишком мал, чтобы тратить на него свое драгоценное время.
Как следствие – сделки по купле/продаже стартапов не торопятся афишировать. А отсутствие аналитики по сделкам делает рынок непрозрачным и еще более загадочным для международных инвесторов.
Гиганты IT-отрасли руководствуются не агрессивной политикой по покупке сторонних команд, это говорит о маленьком количестве активных игроков. Один Facebook за 7 лет существования поглотил 33 стартапа. Заметим, что 29 покупок пришлось на последние 3 года. Внушительно, правда?
А ведь что является целью любого стартапа? Да, это или продажа компании гиганту или выход на IPO. Возможность «выхода» из компании через 3-4 года заставляет программистов осознанно работать над своими проектами, рисковать временем для последующей продажи проекта. Складывается ощущение, что в СНГ покупать проект некому. Крупные игроки — такие как Mailru Group, Vk.com, Rambler.ru, KupiVIP.ru, Yandex или вообще не делают покупок, или развлекаются, делая 1-2 покупки в год. Соответствено, если покупок нет, то риски программиста поработать в проекте получить долю, реализовать ее и купить белый Range Rover уменьшаются. И они выбирают аутсорсинг, что надежнее.
Как, мы собирали команду?
Разыскивая потенциальных стартаперов, можно возненавидеть белорусский рынок труда. Чтобы найти смелых людей, приходится задействовать все возможные каналы: базы резюме, freelance-площадки, доски объявлений, знакомых и даже людей на улице… Задача непростая: несмотря на огромное количество программистов в Беларуси, спрос на них еще больший, чем предложение. Стоит отметить и то, что специализированные ресурсы по поиску IT-персонала в Беларуси недостаточно развиты, чтобы эффективно помогать в поиске персонала.
Из-за вышеописанных проблем, на поиск большей части команды ушло достаточно много сил. Сначала удалось найти дизайнера Игоря Гамаюнова, а дальше дело шло гораздо медленнее.
Будущий архитектор сайта Александр Плютов до стартапа работал в аутсорсинговой компании, а также реализовывал собственные проекты. На предложение потенциального работодателя, который не является представителем привычной аутсорсинговой компании, Александр отреагировал неохотно. Когда встретились и поговорили, даже скептически настроенному Александру показалось, что идея стартапа не так уж и плоха. Тут была небольшая хитрость: затянуть белорусского работника в стартап сегодня можно разве что при личной встрече, потому что вам не на что давить, кроме как на саму идею. И на то, что именно в вашем проекте будет обеспечен максимальный простор для развития творческих возможностей человека.
Однако не все было просто и дальше. Дело в том, что Александру приходилось совмещать работу над новым проектом с основной работой – в Беларуси серьезным «тормозом» прогресса является то, что бывшим выпускникам бюджетных вузов приходится отрабатывать несколько лет по месту распределения. Зачастую эта работа не слишком интересна, особенно для специалистов в IT-области, в которой всегда есть, куда расти. Спустя несколько месяцев после начала работы в стартапе, руководству Tuffle удалось отвоевать у бывшего работодателя хорошего профессионала.
Поиск второго PHP-программиста был сопряжен с такой трудностью: нам поначалу казалось самым эффективным брать на эту вакансию именно юниора, который бы перетянул на себя разработку элементарных модулей.
«К тому времени я пребывал в полной уверенности, что главным критерием отбора кандидатов является духовная близость с человеком, а остальное, как говорится, приложится. Заигравшись в «духовность», я решил, что нам ничего не стоит выдергивать «молодых и талантливых» без опыта и воспитывать из них нашу будущую элиту. Все закончилось первой попыткой: Саше Плютову приходилось разрабатывать проект, знакомить новичка с идеей и внутренностями проекта, учить писать чистый код, ставить задачи и проверять ошибки. Через 2 недели и мы благополучно сняли с себя это «бремя» и двинулись дальше, оставив планы по «воспитанию» на будущее. Понятно, что идея правильная, вот только «стартапу» с ней не справиться», — объясняет Эдуард Бабарико.
Вместе с тем, бояться молодых не стоит. Наоборот, глубокая молодость — залог интересных и смелых идей.
Сейчас над стартапом трудится восемь человек, среди которых Эдуард Бабарико – автор и лидер проекта, Александр Плютов – back-end с полным вовлечением во front-end, а также дизайнер, iOS разработчик, два верстальщика, сисадмин и специалист по продвижению. Выходит, что собрать команду белорусскому стартапу удалось скорее вопреки, нежели благодаря ситуации на отечественном рынке.
Какие интересные истории, связанные с поиском людей в свой проект, можете рассказать вы?
P.S. Мы уже завершаем разработку сервиса Tuffle и готовимся принять первых 1000 пользователей. Поэтому, если у вас есть яркие воспоминания, вы можете оставить нам свой email и мы пришлем вам персональное приглашение в сервис.
Автор: Andykozik