Как программисту из России поступить в Стенфордский Университет в Калифорнии
И снова с вами Американская Бизнес-ассоциация Русскоговорящих Профессионалов AmBAR и проект о предпринимателях из Кремниевой долины SiliconNews.ru Чтобы разнообразить посты про Кремниевую долину, мы будем периодически публиковать истории гостей Кремниевой долины — зачем они сюда едут и каков их опыт. Сегодня рассказывает свою историю Дмитрий, опытный программист из Москвы и выпускник МГУ, который задался целью поступить в один из лучших университетов мира — Стенфорд. Возможно, кому-то его опыт будет интересен и полезен, а кто-то, наоборот, сможет дополнить или что-то посоветовать.
Привет, я программист из Москвы, выпускник МГУ, это моя вторая попытка поступить в топовый университет мира – Стенфорд. Ниже я опишу свой опыт поступления, ошибки первой попытки и всё, что я узнал. Заодно, я был бы признателен советам знающих людей и любой помощи в этом направлении.
Начну с того, что с самого начала меня привлекала бизнес-карьера, и, поработав разработчиком достаточное время, я стал искать дальнейшие перспективы развития. Поскольку у меня был интерес к стартапам, как наверное у многих читающих эту статью, я задался целью выжать из этого интереса максимальный результат. И идея поступить в университет, который находится в сердце Кремниевой долины и на передовой современной технологической тусовки, пришлась как нельзя кстати.
Я решил поступать на двухгодичную программу MBA, нацеленную на формирование навыков общего характера, позволяющих эффективно работать в любом бизнесе. Помимо общепонятных достоинств образования в топовом американском университете, Стенфорд обладает рядом уникальных преимуществ. Я перечислю их без подробного описания: большой акцент на стартапы и венчурная активность, высокий конкурс и тщательный отбор, наибольшее отношение количества преподавателей к количеству студентов среди американских университетов, высокое качество и преподавательского состава, регулярные лекции известных бизнесменов, топ-менеджеров и других моднейших персонажей, мягкий климат, располагающий к хорошему настроению.
Среди других вещей, которые обращают на себя внимание, это стоимость образования. Оно обойдется в районе $200 тысяч за два года, включая полностью все. Эту сумму можно предварительно заработать, или взять ее в кредит под умеренный процент. Помимо этого есть всевозможные программы компенсации для тех, кто не обладает такой платежеспособностью, и их получает около 50% студентов.
В прошлом году я приехал в Стенфорд, чтобы посмотреть на все это своими глазами. Я поучаствовал в одной из лекций в MBA классе, посетил экскурсию по кампусу, где рассказали любопытный факт, что Стенфорд имеет второй в мире самый большой по площади кампус, после МГУ. Пытался отловить Дональда Кнута (идеолог программирования) на выходе из факультета и посетил вечерний кинопоказ для студентов-альпинистов. Нужно ли говорить, что я был в полнейшем восторге. Рядом со Стенфордом находится множество небольших, но известных городков, по которым разбросаны различные местные достопримечательности. Например, в Пало-Альто находится дом Стива Джобса, за попытку сфотографироваться на фоне которого на меня накричала его неприветливая соседка.
Перед поездкой мне на глаза попалась статья Ивана Цыбаева на Хабре — его интервью с одним из ярких представителей предпринимательской культуры Кремниевой долины Максом Скибинским(ныне Макс партнёр топового венчурного фонда Andreessen Horowitz). Я связался с Иваном и, по приезду в Калифорнию, встретился с ним, а также смог познакомиться со многими другими интересными людьми. Легкость завязывания знакомств, обмена идеями и ощущение присутствия в центре событий — это еще один большой плюс, обнаруженный мной.
Как университет с очень высоким конкурсом, Стенфорд предъявляет исключительно высокие требования к поступающим. Помимо того, что необходимо сдать экзамен GMAT, который тестирует математические и вербальные навыки, требуется написать эссе, которое продемонстрирует приемной комиссии, что вы именно тот человек, который не просто способен успешно завершить учебу, а само его присутствие среди студентов окажется полезно для его окружения. Это одна из особенностей Стенфорда, которая мне нравится больше всего — возможность учиться не только у преподавателей, но и у самих студентов.
В процессе подготовки в прошлом году я совершил большую ошибку, недооценив сложность и важность серьезной систематической работы над поступлением. Очевиднее всего это проявилось при первой попытке сдать экзамен GMAT. Будучи выпускником математического факультета и имея неплохой уровень английского, я не ожидал каких-либо сложностей. Средний балл студентов Стенфорда — 730 из 800. Потратив некоторое время, чтобы прочитать пару книг описывающих необходимые математические концепции и подтянуть грамматику, я рассчитывал не менее чем на 700 баллов. Это было наивное заблуждение. Выйдя с экзамена с 590 баллами, что чуть выше среднего по России, я был крайне разочарован.
Несмотря на такой низкий бал, я прислушался ко мнению многих людей, которые говорят, что в 10 топовых университетов Америки стоит пробовать поступать имея любые баллы — поскольку оценка абитуриента идет по многим критериям, всегда есть шанс выделиться чем-то еще, что компенсирует низкий балл. Среди этих критериев эссе, где предлагается ответить на несколько вопросов, из ответов на которые приемная комиссия сможет понять, что именно этот абитуриент это тот, кто им нужен.
Содержание эссе и выбор рекомендателей играют решающую роль. Здесь я совершил вторую большую ошибку, не уделив этому достаточно внимания. Эссе требует от автора вдумчивого и продолжительного самоанализа, и это работа не только над тем, чтобы продемонстрировать себя приемной комиссии, но и над тем чтобы глубже осознать, на какой стадии своей карьеры ты в данный момент находишься, каковы твои цели, кем ты видишь себя в будущем и какие усилия ты готов для этого приложить. Размышления такого рода требуют времени. Как рассказал один из студентов Стенфорда, там хотят увидеть твою логику принятия решений, чем ты руководствуешься и исходя их каких убеждений, идеалов и целей ты исходишь.
Помимо эссе необходимо предоставить 3 рекомендательных письма от коллег и от непосредственного начальника, где они могут описать ваши личные и профессиональные качества. В этом тоже есть свои особенности. Во-первых, мой начальник на работе не знал, что я собираюсь поступать, и вряд ли бы это одобрил, в конце концов ему нужен сотрудник здесь, а не студент там. А рекомендация от руководителя — это одна из основных. Поэтому мне пришлось на скорую руку искать, кого еще из бывших руководителей я мог бы попросить. Люди советуют выбирать таких рекомендателей, которые могут дать о ваших способностях искренний и восхищенный отзыв. Я решил попробовать обратиться в университет, и получить рекомендацию от замдекана, который более менее хорошо меня знал. Я был удивлен и огорчен, когда тот наотрез отказался выполнить мою просьбу. Впоследствии я понял его логику — он не хотел получить еще одного студента, который выучившись в России уедет за границу. В общем, получалось все неидеально. Одну рекомендацию мне написал коллега и хороший друг, она была просто отменная. Другой коллега, которого я попросил, был крайне занят на работе, и смог написать письмо за один день до дедлайна, что заставило меня сильно понервничать.
В этом году я решил поступать снова, да и в следующем буду пробовать, если не получится в этом. Пытаясь исправить допущенные ошибки, сейчас я решил сделать ставку на GMAT. Руководствуясь системным подходом и поняв, что главная моя слабость была по вербальной части (я получил 27 баллов из 42 реально достижимых), я решил посвятить большую часть времени ей. В процессе подготовки выяснилось, что я упустил множество важнейших концепций, без которых подступаться к вербальным задачам было бы также наивно, как подступаться к решению задач математики не зная арифметики.
Было интересно обнаружить, что в процессе учебы в МГУ я никогда даже близко не сталкивался с задачами такого рода, какие присутствуют в этом экзамене. Помимо языковых сложностей, которые непросто обойти, если английский язык не родной, главной сложностью во всем экзамене является наличие ограниченного количества времени на решение задач. И даже если ты знаешь решение и можешь посчитать его без ошибок, подчас этого бывает недостаточно – на каждую задачу дается около двух минут. В процессе подготовки я с удивлением для себя обнаружил, что решение задач вербальной части помогло мне гораздо лучше понимать структуру логических рассуждений, чем мы практически регулярно неосознанно пользуемся в жизни. Эта структура имеет под собой стройную основу, понимание которой помогает быстро выхватывать логические недочеты в любом тексте, понимать цель автора, его аргументацию, сильные и слабые стороны рассуждений и т.д.
Дедлайн уже скоро – 4 апреля, до этого момента надо успеть сдать GMAT, завершить подготовку рекомендательных писем и эссе. Студенты Стенфорда, которые были приняты, говорят, что сколько бы недочетов не было в твоих вступительных испытаниях, всегда стоит попробовать подать документы: в конце концов ты ничем не рискуешь, а получаешь шанс поступить в один из лучших университетов мира. Определенно это того стоит. Конечно успех не сильно вероятен, были примеры, когда в приеме отказывали студентам с максимальным баллом по GMAT, что уж говорить о тех, кому с трудом дается средний. Но даже в случае неудачи, время потраченное на подготовку я считаю проведенным с огромной пользой, и навыки полученные в процессе безусловно будут полезны, в том числе и для новой попытки.
Возможно, кто-то из вас уже преуспел в чем-то из упомянутого, я буду рад услышать ваш совет или мнение, или поделиться чем-то, что не нашло отражения в этой краткой статье. Вы также можете связаться со мной через email или написать в комментариях к этой статье
Спасибо за внимание и за позитивный фидбек. Подписывайтесь на наш блог на Хабре, Twitter, Facebook, Google+, VK, YouTube-канал, чтобы следить за обновлениями из Кремниевой долины. Предыдущие посты можно посмотреть тут
Автор: protsyuk_ru