Learning How to Learn: впечатления

Learning How to Learn: впечатления

Я закончил августовскую сессию курса Learning How to Learn (LH2L) на Coursera и хотел бы поделиться впечатлениями с хабрасообществом, а также дать несколько советов и предостеречь.

Постулируемая цель курса — рассказать об эффективных методах обучения. В том числе и самообразования.

Курс проходил с 1 августа по 1 сентября. Лекторы — Barbara Oakley (подавляющее большинство записей) и Terence Sejnowski (появлялся изредка). К курсу прилагался опциональный учебник «A Mind for Numbers», который авторы старательно рекламировали.

Содержание курса:

  • Неделя 1. У мозга есть два основных режима работы: diffuse и focused mode. Focused mode включается при концентрации на задаче и следовании алгоритму. Diffuse mode отвечает за расслабленное мышление в фоне. Для поддержания focused mode в течение длительного времени можно использовать метод Pomodoro: чередовать периоды максимальной концентрации без отвлекающих факторов длительностью порядка 25 минут с короткими перерывами. Для поддержания diffuse mode можно использовать метод Сальвадора Дали / Томаса Эдисона: удерживать себя на грани сна, сидя в тихом месте с чем-нибудь типа связки ключей в руке (засыпая, вы их уроните и от шума проснётесь). Повторение важно. Недосыпать плохо. Делать физические упражнения — хорошо.
  • Неделя 2. Запихивание изучаемой информации в аккуратные кирпичики наподобие ООП называется chunking. Для формирования chunk’а нужно сконцентрироваться на идее, понять её и попрактиковаться с ней. Chunk’и можно генерировать как сверху вниз, начав с общей картины и прорабатывая детали, или снизу вверх, начав с деталей и создавая общую картину. В идеале нужно использовать оба процесса. Необходим постоянный самоконтроль. Самое простое — после изучения чего-то нового приостановиться и воссоздать в голове картину изученного. Стоит дополнять это упражнениями. Следует избегать излишнего повторения уже знакомых вещей (overlearning, кроме случаев, когда надо научиться делать что-то на автомате) и вместо этого заниматься проблемными (deliberate practice), пробуя разные подходы (interleaving). Автоматизм, выработанный при решении одной задачи, может помешать решить другую (einstellung).
  • Неделя 3. От прокрастинации страдают все. По механизму она похожа на приём наркотиков: мозг предпочитает быстрое получение удовольствия (Facebook, Twitter, картинки с котятами, доза) долгому (изучение нового, деньги за работу, здоровая жизнь). Прокрастинация начинается с триггера (входящее сообщение, ссылка на твит), состоит из выполнения автоматических действий (ответить, прочитать, посмотреть) и подкрепляется наградой (приятное общение, интересная новость, смешная картинка). Чтобы её преодолеть, нужно разорвать связь между триггером и действиями за ним. Дополнительно можно уменьшить её действие, сосредотачиваясь не на получении результата от работы, а на предвкушении процесса её выполнения.
    Для запоминания чего угодно полезно использовать визуальные образы и метафоры, подключая как можно больше органов чувств. Человеческий мозг хорошо приспособлен к обработке положения в пространстве. На этом основан метод Mind Palace. Самый простой вариант: запомнить набор слабо связанных вещей (типа списка покупок) как маршрут в знакомом месте между фиксированными точками, с каждой из которых ассоциирован какой-нибудь предмет.
  • Неделя 4. Impostor syndrome — на самом деле распространённая проблема. Семинары с обсуждениями изучаемого материала полезны, если участники к ним готовятся, начинают вовремя и следуют плану, не скатываясь в совместные посиделки. Затем следовали советы на тему того, как сдавать экзамены. Мне это было совершенно неинтересно, и завершающую часть LH2L я пропустил.

Вот, в принципе, и всё. Месяц с запасом помещается на одну страничку.
Помимо видеолекций, в курсе были:

  • Интервью. В конце каждой недели по одному или несколько. Самым интересным для меня был Scott Young: среди прочего, этот человек прошёл четырёхлетнюю программу MIT по computer science за один год.
  • Quizzes. По одному на каждую неделю + final exam. От них у меня осталось странное впечатление: некоторые вопросы были сформулированы так, что неправильные ответы отсеивались по ключевым словам в них (as mentioned in the videos, as the videos specifically mentioned). Несколько вопросов были на малозначимые детали из лекций, которые нельзя было отгадать, ни пользуясь здравым смыслом, ни дополнительными источниками (была ли скользкая кожа осьминога метафорой для того, как легко что-то забыть?). В целом, как мне показалось, тесты были бесполезными, так как не заставляли думать, а, скорее, проверяли старательное запоминание лекций.
  • Peer assignments. Две штуки. Самая интересная часть курса. Первое подразумевало сочинение на тему: кто вы такой, чего хотите добиться, каковы наибольшие трудности, какие методы или научные исследования относятся к вашим проблемам, как вы собираетесь их применять. Написание подробного текста в таком духе превосходно упорядочивает голову. Второе было заданием в свободной форме на почти свободную тему: помогите другим преодолеть их проблемы с процессом обучения. Можно было сделать презентацию, видео, спеть с табуретки, что угодно. Я решил написать ещё один текст в духе отчёта об успеваемости: на тот момент бóльшая часть курса казалась мне абсолютно очевидной, но пара моментов были весьма интересными. О них позже.
  • Optional reading. Огромный список литературы. Нет, серьёзно, огромный. Понятия не имею, как в нём ориентироваться. Пока я читаю часть о памяти и запоминании.

Самой интересной лично для меня частью курса был рассказ про Mind Palace (который сразу напомнил о Sherlock от BBC). Об этом я немного сказал выше. Но здесь есть тонкость: LH2L предлагает использовать Mind Palace, запоминая не маршруты между локациями, а весь Palace целиком. Соответственно, хранятся там не разрозненные списки, а просто информация, без привязки к спискам. Помимо этого, больше деталей в курсе не упоминалось. А жаль.

Неожиданно было узнать, что такая простая техника, как Pomodoro, удостоилась отдельного названия. Я пробую реализовать её через Workrave, но он не слишком хорошо подходит для такой задачи.

Стоит ли лично вам пройти этот курс? Следующая сессия пройдёт в октябре. Если выбор стоит между пройти и не делать ничего, я бы порекомендовал первое. Но если есть желание потратить время на поиски и изучение более сжатых и содержательных источников информации, то лучше не стоит. Впрочем, у LH2L есть одно важное преимущество: курс заставляет вспоминать, снова и снова, о том, что многое ещё можно оптимизировать. А это немаловажная часть сдвигания с мёртвой точки.

Автор: Pastafarianist

Источник

Оставить комментарий