Homo Multitaskingus: человек многозадачный
Люди, одновременно выполняющие несколько дел, кажутся нам просто гуру эффективности. Но иногда бывает как в анекдоте: «Да, я печатаю 300 знаков в минуту. Правда, такая ерунда получается». Вы хотите быть эффективным или слыть им?
"
Мы можем одновременно наслаждаться аудиокнигой, разбирать почтовый ящик и помогать ребенку решать математические примеры. Но одно действие мы будем выполнять лучше, а другие хуже. Дело в том, что головной мозг не решает задачи параллельно и в одно время. Он переключается между ними, используя свои структуры: префронтальную кору, лобные доли и так далее.
Почти год назад мы уже обсуждали мифы о многозадачности. Сегодня поговорим о связи нашей «многофункциональности» и внимания.
Вред многозадачности
• Люди, считающие себя многозадачными, имеют меньшую плотность клеток мозга в передней поясной коре (области, отвечающей за сопереживание, эмоциональный и когнитивный контроль). Иными словами, если мы распыляемся на несколько дел одновременно, то невольно становимся черствей к чужим проблемам и перестаем контролировать свои эмоции. Наверное, поэтому в самый шквал дел мы рычим на окружающих и нас не волнуют их трудности.
• Снижается умственный коэффициент. По данным Лондонского университета, в момент многозадачности IQ взрослого мужчины снижается на 15 баллов, что соответствует уровню 8-летнего ребенка. Поэтому, составляя важное письмо клиентам во время семинара или совещания, помните, что качество работы неизменно пострадает.
• Затрудняется возврат к предыдущей деятельности. После проверки электронной почты мозгу нужно более минуты, чтобы вернуться к прошлому занятию. Если в течение часа проверять почту или соцсети 10 раз, то смело вычитайте от рабочего времени десять минут. А Глория Марк, профессор Калифорнийского университета ужесточает рамки. Она говорит, что каждое отвлечение человека от занятия обходится ему в 23 минуты и 15 секунд – именно столько времени требуется головному мозгу, чтобы настроиться на выполнение начатой задачи.
• Снижается качество выполнения задач. Специалист будет стараться сделать хорошо действия, которые получаются хуже. А то, в чем он настоящий профи, будет сделано хуже, чем могло бы быть. Например, копирайтер, прекрасно пишущий тексты и параллельно выполняющий обязанности маркетолога, интернет-аналитика и дизайнера со временем перестанет создавать интересные статьи.
• Переключение истощает мозг. Чтобы сосредоточиться на задаче, головному мозгу нужна глюкоза. Но и она же нужна мозгу для переключения на другую деятельность. Выбирайте, на что вы потратите такое ценное топливо.
Игорь Полонский, руководитель и основатель event-агентства «Режиссерская версия», размышляя о работе в режиме многозадачности, говорит: «Если ты строишь систему, в которой за каждую функцию отвечает отдельный человек, многозадачному сотруднику не находится в ней места. Какое-то время он еще может поработать, но в итоге будет проигрывать узкоспециализированным коллегам, которые с каждой отдельной задачей справляются эффективнее и быстрее». Результаты работы агентства подтверждают эти слова: за первый год реализовано около 12 проектов, за второй – более 40 проектов.
Не будем скрывать – нам нравится гордо считать себя человеком многозадачным. Доказано, что люди, склонные к мультитаскингу, менее результативны, но зато чувствуют более сильную эмоциональную удовлетворенность от иллюзии продуктивной работы.
Я считаю, что людей, склонных к многозадачности нет. Есть те, кто лучше других умеют переключаться между задачами благодаря развитым свойствам внимания. У меня переключение развито плохо. Да, я могу слушать музыку, готовить отбивные и обдумывать план статьи. Но если я выключу плиту, убавлю звук и возьму в руки блокнот с карандашом, то план статьи будет готов гораздо быстрее. Ай, я прямо слышу, как некоторые из вас говорят: «А я наоборот, лучше работаю под Rammstein». Ну удивительно, что тут скажешь)) Прислушивайтесь к себе, находите ту обстановку, в которой вам комфортно и создавайте ее специально. Но при этом нелишним будет учитывать свойства внимания.
""
Внимание: что это?
Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на важном для человека деле. Услышав звуки салюта за окном, вы невольно отвлечетесь от этой статьи, так как мозг переключится на фейерверк и даже поманит вас посмотреть на происходящее. Но для работы важно сознательное переключение.
Свойства внимания
• Переключение. Переключение внимания осознанное и должно быть связано с постановкой новой цели. Хорошая новость – это свойство можно тренировать!
• Концентрация. Она означает, насколько сильно человек способен погрузиться в свое дело и не отвлекаться на посторонние шумы. Чем выше концентрация, тем труднее переключение.
• Устойчивость. Это длительность сосредоточенности или концентрации. Это свойство зависит от регулярного появления новых впечатлений. Формируйте интерес к материалу, связывайте суть работы со своими потребностями, создавайте комфортные условия для работы.
• Распределение. Яркий пример – обучение вождению автомобиля. Нужно одновременно выполнять несколько действий: смотреть в зеркала заднего и бокового вида, переключать скорость, да еще и следить за тем, в ту ли сторону едешь. А если в это время звонит телефон и на заднем сиденье истошно вопит ребенок, то распределять внимание очень непросто.
• Объем. Это количество отдельных объектов, которые мы способны воспринимать ясно и четко в одно и то же время. В среднем это 3-5 объектов.
Работа в режиме многозадачности подразумевает использование свойств внимания на полную катушку – мы удерживаем в поле внимания нужные задачи, устойчиво концентрируемся на каждой из них, распределяем свое внимание в нужных долях и переключаемся между задачами.
Разные виды деятельности опираются на разные свойства внимания. Например, редактору и корректору важна высокая концентрация. Педагогу или ведущему семинаров нужна способность эффективно распределять внимание. Чем лучше развито каждое свойство, тем лучше мы сосредотачиваемся на работе. И тем эффективнее ее выполняем.
Что делать?
Секрет мнимой многозадачности в правильном сочетании самих задач. Важное правило – хотя бы одно действие должно осуществляться автоматически. Если вы в совершенстве владеете английским, то ваять письмо на инглише и отвечать на периодические вопросы коллег вам будет не так и трудно. А коллеги будут удивляться: «Как у него получается делать несколько дел одновременно?».
""
Практические советы:
1. Составляйте план на день. Не вмещайте дел больше, чем можете осилить, а отдельные задачи вообще делегируйте другим.
2. Расставляйте приоритеты. В помощь вам матрица Эйзенхауэра с ее важными/неважными и срочными/несрочными делами.
3. Компонуйте рабочие блоки исходя из главного правила многозадачности – автоматизма действий. Переключение внимания от неинтересной и менее важной работы к интересной и более значимой происходит легче. Поэтому сначала «ешьте лягушек».
4. Ставьте только одну главную задачу на день. Так вы избежите хаоса и суеты.
5. Используйте мнемонические приемы – ассоциации, рифмы, буквенные коды, акронимы, созвучие, сочинение рассказов и так далее. Так мозгу будет легче переключаться с одного дела на другое.
6. Тренируйте свойства внимания. Находите отличия на картинках, ищите цифры в таблицах на скорость и так далее.
7. Игнорируйте лишнюю информацию, старайтесь оградить себя от нее. Когда я ищу информацию в интернете, всегда велик соблазн зайти на развлекательный портал. Но я держусь))
Большинство участников сервиса SmartProgress для достижения своих целей составляют план действий на день, неделю, месяц или даже год. А затем, убедившись в удобстве сервиса, ставят для себя несколько целей. Помните главное правило многозадачности: как минимум одно действие выполняется на автомате. И гораздо больших успехов можно добиться, если правильно распределять силы и внимание.
""
Автор: