Как не дать отвлекать себя от работы. Советы и слэк-бот
Отвлекаться плохо, очень плохо! Все это знают, но не все знают, что с этим делать и каков реальный масштаб проблемы. Поэтому я решил собрать вместе несколько техник по снижению числа отвлечений и даже написал небольшого бота, помогающего мне в этом.
Первая часть статьи — о причинах прерываний и методах борьбы с ними. Тех, кому больше интересно, как поднять своего Python-бота для Slack на Heroku с автоматизированным тестированием на Travis, прошу сразу переходить ко второй части. А мы перейдем к сути проблемы.
Проблема не в тебе, проблема во мне.
Источников отвлечений ровно два: внешний и внутренний. Первый обычно связан с неумением обрабатывать входящий поток информации и болезненной зависимостью от социальных приложений (сейчас на минуточку открою Инстаграм, там кто-то поставил новых лайков). Второй — с нашими коллегами, друзьями и родственниками (Вась, у меня буквально на пять секунд вопрос. Есть полчаса?). Значит, бороться нужно тоже по двум форнтам. Начнем с внутренних
Видеть тебя больше не хочу!
Нет видимых причин для отвлечений — нет и отвлечений. Прячем все ненужное:
— скрываем панель задач, теперь мы не видим индикаторы новых сообщений в почте, слаке, вацапе, вайбере, телеграме. Даже если оставить всплывающие сообщения, отсутствие иконки кричащей «ты еще не прочитал все важные комментарии» автоматически снизит число прерываний. Ну и заодно настраиваем сами уведомления.
— убираем иконки всех социальных сетей с главного экрана телефона. Пускай будут на втором — не страшно, теперь до них дольше тянуться, больше нам и не надо. Удивительно, но факт, этот простой способ позволил мне в два раза реже открывать проклятый вконтакт только для того, чтобы проверить, что там новенького.
— выбираем новое место для телефона. Огромный красочный AMOLED экран прямо рядом с клавиатурой отвлекает сам по себе, даже если на нем нет ни одного уведомления, поэтому находим место для девайса вне поля зрения так, чтобы доставать его было хоть немного, но лень. Важный звонок мы все равно не пропустим, а пропустим — перезвоним.
Ну че ты пилишь? Сказал же: вынесу елку!
Что если это не лайки в фейбуке, а что-то более важное и ваш раздражитель уже внешний — коллега, или может быть даже начальник? Откладываем на потом! Если сервера не загораются прямо сейчас в дата-центре, а джуниор-интерн не решает конфликт в мастер-ветке через ‘git push —force’, отвлечение можно отложить, и тем самым предотвратить переключение контекста. Слак позволяет о любом сообщении напомнить через несколько минут или часов. Что-то важное — откладываем на полчаса-час, что-то действительно важное — на 5–20 минут, за это время мы успеем довести задачу до точки, или хотя бы дописать метод. Ваш месенжер не поддерживает напоминания? Отмечаем сообщения непрочитанными и/или создаем таймер, теперь точно не забудем.
Почему вообще стоит откладывать дела на потом? Потому что это «потом» предполагает не больше часа-двух, а в течении часа мы все равно прервемся, но полминуты, чтобы прочитать сообщение и отложить его, лучше чем 5–10 минут, так как уже не сбивают с контекст задачи. Исследование на основе реальных рабочих сессий в Eclipse и Visual Studio показало, что два часа подряд мы работаем максимум один раз в день, при этом цена одного отвлечения равна десяти-пятнадцати минутам, чтобы снова начать писать код, и только каждый десятый программист умудряется начать снова писать код быстрее чем за минуту, если его отвлекли прямо в середине метода. А для тех, кому офисная среда совсем не позволяет поработать без отвлечений и один час придумали технику помидорок: дробим день на мелкие отрезки, каждые 25 минут фокусируемся на задаче, потом 10 минут на всем остальном, повторяем. Уж 25 минут обычно могут подождать 99% процентов даже очень важных вещей.
Дорогая, до полудня ты — у меня единственная!
Если вы уже отправили одного коллегу ждать, но уже пишет другой со своей задачей? Ваше сердце принадлежит тому, кто написал первым. Второго ставим в очередь. При этом сообщаем, что можно и нужно написать про задачу подробнее, но читать вы будете, только когда разберетесь с первой.
Многозадачность человеку дается гораздо хуже, чем процессору. По правде говоря, даже процессору многозадачность удается хуже, чем однозадачность (читаем прекрасных Джоэла и Демарко). Даже если вторая задача приоритетнее, но не настолько, чтобы её было нужно сделать за 10 минут, она может ждать. С меньшим числом прерываний, вы завершите обе задачи даже быстрее.
Почему ты не хочешь поговорить со мной?
Вы только что сделали, как я посоветовал, а коллега на вас обиделся? Ну да! Мало кому понравится, что его просят не мешать, особенно если он не понимает причину. Поэтому ваши коллеги должны знать и о том, насколько вредны прерывания, и о том, что вы иногда откладываете часть вопросов на потом, только для того, чтобы в итоге сделать все задачи быстрее и качественнее. Поэтому шарим линки из статьи со всем офисом, дарим директору книжку Демарко и не боимся обсуждать на работе, как общаться продуктивнее. Например, не разбивать одну мысль в чате на несколько предложений и не здороваться без дела, всегда давать контекст вместе с вопросом и т.д. Ну и самим не злоупотреблять доверием — сказали, что ответите через 10–15 минут, ответьте! Одна из причин, которую я слышал в оправдание идеи поздороваться и потом ждать, была такой: «а иначе мне могут вообще не ответить». Не будьте таким человеком! Если коллеги поймут, что вам можно доверять, они просто буду реже напоминать о своих задачах. Ну и не отвлекайте других без дела.
Возможно у вас возник вопрос, а зачем нам вообще бот? Просто я решил что мне пригодится небольшой помощник, который будет следить за тем, что пишут мне (и что пишу я) и в случае, если после привета в чате не появляется совсем ничего в течении полуминуты, отправлять возмутителю спокойствия ссылку на nohello.com. На бота уже никто не обидится, а хорошие манеры в команде надо поддерживать на уровне.
Всем спасибо, и привет!
П.С. Обкатывая бота на сотрудниках родной компании, я не исключаю выпуска его в паблик, если интресно — пишите.
Автор: