Как компаниям захантить ИТ специалистов?

Этот вопрос мне задают очень часто. Очень часто. Как и вопрос о мотивации и способах удержания сотрудников.

«Создайте конкурентные условия», — отвечаю я как по учебнику.

А что значит «конкуретные условия»? Теннисные столы — есть, курсы по английскому языку — есть, гибкий график — есть, бассейн построили, стриптизерш на корпоратив пригласили. Что еще?

Вот тут уже отвечу из учебника по маркетингу: «Создайте бренд». Как? А вот тут уже нужно поподробней.

Больше локальности

Отечественные компании (как аутсорсовые, так и продуктовые) не пользуются большой поддержкой айтишников (читай — имеют низкую лояльность и низкую ценность бренда). По простому это значит, что условному «23-летнему сеньору» совершенно не важно, где работать — в Ciklum, GlobalLogic, Luxoft или SoftServe. Вот та последняя сотня долларов в итоге становится решающей при выборе очередного работодателя.

Еще раз. Среднестатическому айтишнику пофиг, в какой компании работать.

Если сравнивать даже с Россией, то там дела выглядят получше. Многие реально мечтают работать в Яндексе, Mail.ru или Вконтакте. Т.е. многие предпочтут, возможно, меньшие деньги, но «компанию мечты». А теперь давайте посмотрим, какой процент использования Яндекса (против Google) и Вконтакте (против Facebook) в России. Зависимость видите? Стоит добавить, что в Украине позиции Яндекса не настолько хороши, как в России. Опять-таки, почему?

Люди склонны любить локальные компании, локальные бренды, локальную продукцию. «Склонны любить» — не значит, что все будут любить или выберут локальный, но менее качественный продукт. Но при прочих равных локальный продукт будет иметь больше шансов на успех.

Украинские аутсорсинговые компании (и тот же Яндекс) не воспринимаются большинством как отечественные компании. Опять-таки сами компании всячески стараются быть «западными». Таким образом, локальный продукт с английским интерфейсом практически на 100% проиграет аналогичному продукту условной «Джон Смит Компани», которая предоставит интерфейс на вашем родном языке. Да, маленький рынок, нет критической массы платящей аудитории, — скажете вы и будете правы. Но скажите это Яндексу или Вконтакте.

Какой вывод? Нужно стать более «локальными». Но спекулировать на национальной идее тоже не нужно, так как результат, скорее всего, будет плачевным.

Продукты

Не открою Америку, если скажу, что большинство ИТ у нас — это аутсорсинг. Таким компаниям нужно начать выпускать свои продукты. Мобильные, веб, социальные проекты — не важно, важно, чтобы я мог зайти в некий AppStore и увидеть несколько приложений (не обязательно коммерческих), выпущенных под брендом Ciklum или Luxoft.

Кто это будет делать? Сотрудники компании — возможно, фултайм, возможно, как у Google и Microsoft, за счет 20% рабочего времени.

Компаниям это не выгодно? Людей не хватает, а тут еще выбрасывать деньги на ветер? Ну, мы же говорим за укрепление бренда, а это бесплатно не бывает. Кроме того, компании тратят кучу денег за простой специалистов, на плюшки и т.д. Что мешает маркетинговый бюджет сместить в сторону создания продуктов?

Есть еще один зарождающийся тренд — многие люди, получившие опыт в аутсорсинговых компаниях, уходят и созадют свои компании или стартапы. Для аутсорсинговых компаний это большие потери, и они видят в стартапах своих конкурентов (если не видят — тогда это их проблемы).

Но почему же желание лучших сотрудников создавать свои проекты не может быть поддержано на уровне компании? Вы получите еще более мотивированного сотрудника, его лояльность и… продукт. Ах, он будет работать усердно над своим продуктом и не выполнять служебные обязательства? Ну так выгоняйте таких сотрудников. Переходной период без потерь не бывает. Ах, вы не можете выгонять сотрудников за некомпетентность и разгильдяйство, т.к. потратили на него много денег и сил? Ок, держите его дальше и наблюдайте, как он и дальше приносит компании убытки.

А если кто-то все-таки созреет и уйдет из компании, несмотря на всю манну, то, будучи лояльным, он приведет на свое место троих как сам. Если не сразу, то через какое-то время. Не верите? Ок.

Гранты, непрофильные мероприятия

Компании, максимум, могут выступить спонсорами ИТ конференции. Еще могут организовать шахматный или футбольный турнир. На большее фантазии хватает редко.

Смотрим на запад — видим айфоны, виндоузфоны в разных сериалах (product placement), компании рекламируются на футбольных стадионах (реклама Nokia Lumia между рекламой Мерседесов и Ред Булла), дают гранты на исследования и обучение перспективных студентов/ученых, помогают организовывать зоны отдыха, библиотеки для обычных людей. Ред Булл вывез человека в космос, откуда он благополучно прыгнул.

Что мы видим — реклама в маршрутках (!), безликая баннерная реклама, ивенты в стиле «провели, и хорошо, но зато у нас были печеньки». Зато организаторы одного из локальных TEDx уже несколько месяцев не могут найти хотя бы одного спонсора для проведения мероприятия. Недавно представитель одной известной компании писал, что нынешние ивенты лишены новых идей. Ну так TEDx — это именно то место, где рождаются новые идеи, и именно тот ивент, который позволяет рассказать о классных идеях большой адитории. А я уже говорил, что организаторы не могут уже несколько месяцев найти спонсора?

Мальчик, не мешай заносить новые теннисные столы.

Обучение

Все компании как один твердят, что они обучают студентов, а также проводят регулярные тренинги для своих сотрудников.

То ли я идиот, то ли лыжи не едут, но за всю трудовую практику я иногда видел какие-то жалкие попытки наладить внутрикорпоративный образовательный процесс. Который держался, как правило, на энтузиазме, без денег и премий.

В чем причина? Кого берут преподавать? Разработчиков, из которых в лучшем случае один из десяти может не только сделать, но и рассказать, один из ста может еще и научить. Для организации рабочего процесса компании приглашают консультантов и нанимают скрам мастеров. Почему же компании считают, что с организацией образовательного процесса может справиться и HR в свободное от работы время? Очень радуют компании, у которых есть свои тренинг центры и штат тренеров.

Давайте возьмем в качестве еще одного примера престижный конкурс Imagine Cup, который проводит Microsoft (в прошлом году команда из Украины победила в одной из номинаций). Давайте посмотрим на участников в этом году. 7 из 9 финалистов — выпускники академии ШАГ (респект, чтобы там не говорили). Я молчу о том, что очень мало представителей университетов, в том числе национальных. Но где команды Ciklum, Epam, Luxoft и подобных? В этих компаниях работает огромное количество студентов, аспирантов. Почему бы не создать команду и заявить о себе на международном конкурсе? Это огромный опыт для молодых людей, да еще и возможность получить мировое признание, как это и получилось с украинской командой в прошлом году.

Смотреть дальше своих айпадов

Несколько лет назад я говорил с разными компаниями о локальных сообществах и проведении мероприятий. Многие просто смеялись и отправляли меня подальше. Сейчас все айтишные компании делают, помогают делать, спонсируют или принимают участие в мероприятиях. Это стало нормой всего за несколько лет. И те компании (не буду называть конкретно), которые поняли перспективность этого направления, сейчас входят в список лидеров рынка.

Прошло несколько лет, и ивенты трансформировались в печа-кучи и хакатоны. Очень сложно компании шли на этот эксперимент, но в большинстве случаев эти эксперименты удались. Сейчас все делают хакатоны и это опять стало не интересно.

Главный посыл в том, чтобы начать делать что-то, что другие начнут массово делать через 1-2 года. И начать делать это прямо сейчас :-).

Стратегическое развитие? Нет, не слышал

Я вижу попытки некоторых компаний повысить лояльность среди сотрудников. Кто-то дарит айпады за рекомендации, кто-то — плюшки за статьи на хабре, кто-то организовывает клубы по интересам.

Меня, в принципе, это радует, так как у многих людей и компаний таки есть понимание, зачем нужно повышать лояльность бренда, но еще есть проблемы с архитектурой и конкретной реализацией :-).

Но главное — начать, а там глядишь, и получится.

Автор: sashaeve

Источник

Оставить комментарий