Надоедливые соседи. Мое решение

Наболевшая тема, раздутый ответ на пост Как жить «программисту» с соседями.

Чтение поста навело меня на мысли о том, что автор склонен уйти от общения с людьми, не связанными с IT. Во всяком случае, с назойливыми. В общем логику я в этом вижу, но мне кажется, что такая позиция через чур высокомерна и ни к чему хорошему многих читателей-падаванов не приведет.
В комментариях даже пишут, что люди, которые просят помощи у IT-шника, бесполезны для него. Это, как мне кажется, вопрос точки зрения.

Вот и решил я рассказать о своем опыте общения с соседями и людьми, которые видели во мне бесплатного эникея.

Я, будучи студентом 2го курса, занялся администрированием домашней локальной сети. На 4 дома нас было 3 человека, в зоне моей ответственности оказалось 90 человек из общего количества в 140.

Собственно, у меня с друзьями в 3х подъездах была уже сеть на 10 человек, к нам притащили кабель и соединились все остальные. У них всегда была абон. плата, вроде как на расширение. Ну, я туда не лез, но когда действующей «глава» семьи сети уехал на ПМЖ в Москву, я решил не бросать сеть на произвол судьбы и 2х администраторов сомнительной квалификации.

Опыта получил не меряно. Научился говорить «нет» кучей способов, а потом и посылать когда надо.

Первое что было сделано — я дособирал денег с абон плат на новые нормальные свитчи, а потом отменил абон плату.

Прошло два года и…

История первая. Как я учился говорить

Четвертый курс университета, сессия, времени еле хватает на отдых.
Звонит мне один дядька (наверное, это не причем, но он бывший военный, затем милиционер, а в то время — бизнесмен) и говорит, что у него глючит комп и надо переставить винду. Получает инфу о том, что я не буду этим заниматься и очень удивляется, ведь я — администратор сети, а значит я ДОЛЖЕН следить за ней! А раз в ней находится его компьютер, но и за ним тоже. Даже от пыли чистить. Ведь он раньше платил абон. плату. Правда, другому администратору… и не понятно за что… мне-то понятно что на свитчи и эффект был заметен, но все равно!
Вместе вспоминаем что сеть домашняя, абонентской платы нет, я СЕТЕВОЙ администратор, а не личный ремонтник и у меня есть свои дела, которые, кстати, не касаются сего дядьку и поэтому на вопрос «почему» я отвечать не собираюсь.
Через неделю «возьми-не-возьму» он предложил денег (вменяемых за предстоящую работу), на что тоже получил отказ по той же причине — нет времени и желания (а нафиг оно мне с таким неадекватом связываться? Потом будет доставать по мелочам.) — не возьмусь.
Это повергло его в шок. Он вообще потерял адекватность. Орал, матерился, у него вообще в голове не укладывалось, как это я не хочу тратить на него время даже за деньги!? Он же вот такой клевый со всех сторон пуп земли. Послал его на три буквы. Открыто, прямо. Трубку не клал, подождал пока до него дойдет, попрощался и тогда уж положил трубку.

Прошел месяц. На очередной встрече сетчан дядька извинился, сказал что все понял и что был не прав. Пожали руки, я предложил свою бесплатную помощь с компом т.к. время уже было, проблема была в умирающем чипсете, все заменили день в день, все заработало, дядька остался доволен. С тех пор отношения с ним были великолепны. Когда нужно за деньги — платил, когда нет — благодарил. Культура была привита.

К чему это: ваше время вы должны ценить выше времени нуждающихся, иначе у вас его не будет и наступит конфликт выделения времени между нуждающимися. Дело не то чтобы в «должен-не-должен». Дело в том, что нельзя позволять собой манипулировать людям, которые для вас ничего не значат. Особенно если они делают это открыто и нагло. Понимание должно быть взаимным, а пострадавшие обычно забывают про чужие проблемы.

Ну и второй покзаательный случай — это еще лучше. История долгая, закончилась около полугода назад.

Моя школьная классная руководительница

В общем спокойствия она мне не давала очень долго. То у нее шарики не запускаются (lines), то у нее компьютер выключается (перегрев из-за пыли), то у нее интернет вдруг перестал работать, а в службу тех. поддержки она звонить не хочет т.к. есть я. Но это уже стало последней каплей.
Выдал ей номер тех. поддержки и велел не беспокоить покуда не станет ясно, что support бессилен. Это наступало каждый раз как она обращалась в суппорт 1й раз. Ей, видимо, было необходимо, чтобы я еще раз ей отказал, ведь 2й звонок в тех. поддержку заканчивался удачей в 100% случаев.
Однажды она сильно уверяла меня в том, что уже 100 раз звонила в супорт и не помогают ей. Я пришел, посмотрел что за беда, да, проблема явно на стороне ISP т.к. я даже свой модем притащил. Звоню в тех. поддержку, говорю так и так, что за дела. А мне говорят, что никто не обращался. Хм… ладно, проблему решили быстро (передернули порт на DSLAM стойке), я ушел.

А потом начались чудеса.
У нее есть сын. Мой ровесник. И вот пристрастились они к вконтактам и прочим соц. сетям. А как что не получается — звонок мне в любое время суток. Сначала редко, а потом уже по 2 раза на день. И ничто мне не помогало избавиться. Ну, не слал я их… как-то уж перебор это в данном случае…
Обучению не поддавались.
Пока в семье был мужчина (ковалер классной руководительницы) — он как-то занимался компьютером. Вроде даже ОС переставил как-то. Ну, мужик умный, ярлыки создавал без проблем. Но потом случилось расставание, он ушел, а все эти мелочи стали доставать меня.

В конце концов я видел откровенно потребительское отношение к своим услугам. Т.е. это было уже совершенно в порядке вещей и можно было обижаться если я не могу прибежать.

И я придумал хорошее решение — я выдал телефон моего брата.

Тот пошел, посмотрел, сделал что просили и решил научить такой мелочи, как создание ярлыка (компьютер к тому времени у них был уже лет 5 моих мучений), но ни мать, ни сын не захотели получать сие знание. Звучит абсурдно, но реакция 42х летнего учителя математики была «НЕ ХОЧУ я учиться! Я и так уже много училась и теперь сама учу!!!». Тогда им было предложено оплатить $100 за услуги. Сие было воспринято как глупая шутка, но шуткой не было. Да, брат у меня радикальный :) Под страхом того, что бесплатный работник сейчас превратится в дорогого доктора, оба пациента решились сделать невыполнимое — научиться создавать ярлыки на приложения! «Шарики» должны быть на рабочем столе!!!
5 попыток и вот оно все понятно. Но через три дня звонок с новой просьбой «сделай ярлык» снова наткнулся на "$100 или вы вспоминаете как это делать". Вспомнить удалось, оказалось, что это даже не сложно.
Больше меня никто не беспокоил.

Это история говорит о том, что взаимопонимания мало. Нужно давление. Где-то мягкое, где-то жесткое. Но именно на специалиста ложится эта ответственность. И именно ему решать что делать и в какой форме. Если важно сохранить номальные отношения — все еще сложнее. Я в данном случае не смог решить проблему сам. Но я знал, чего ожидать от брата и мой расчет был верен.

А что делать-то?

После многих таких случаев (их было ОЧЕНЬ много, я описал только два) у меня выработалось логичное решение — делегировать!
Каждый специалист развивается. Решая простые проблемы, мы учимся, получаем опыт, решаем проблемы все сложнее и сложнее. И вдруг понимаем, что если мы и дальше будем заниматься простыми задачами вроде создания ярлыков, то у нас не останется времени заниматься сложными делами вроде разбирательств с плавающими проблемами в локалке или никак не устраняющейся ошибки в приложении.
В таких случаях я настоятельно рекомендую искать менее опытных друзей/коллег/знакомых и предлагать их услуги, а им — оплату. Без посредничества. Но честно говорить об уровне сих кандидатов.
Я так поступил с одной сетью на предприятии. У меня нет времени и желания разбираться почему блютузные мыши вдруг отключаются, поэтому делегировал решение сей проблемы другу, которому как раз не помешал бы заработок. Я мог сделать это сам. У меня было на это время. Но я предпочел такую модель с целью траты своего личного времени только на важные вещи. Единственное мое условие заключалось в том, что в случае неудачи моего кандидата, проблему закою я и бесплатно, как гарантия качества. Заказчик спокоен, товарищ получает опыт и деньги. Я иногда закрываю недоработки. На то я и друг, чтобы помогать. Итого количество времени, затрачиваемого на поездки «по-мелочам» сократилось на порядок или больше.

Такой подход не только освобождает меня от головной боли за мелочи кучи народа. Это еще и дает возможность развиваться тем, у кого опыта меньше. Опять же — консультировать падавана существенно проще, чем клиента.

Послесловие

Текста много, может быть сумбурно.

Надеюсь, мне удалось передать все достаточно понятно. Пните, если что не так — поправлю.

Автор: Inquisitor

Источник

Оставить комментарий