Клиент у руля, или почему провайдеру следует передать штурвал
Изначально наша компания задумывалась как «магазин облачных решений», но затем курс был взят на IaaS. Это было сделано потому, что того захотел рынок — такую потребность выразили пользователи. Почему провайдеру стоит прислушиваться к суждениям клиентов, поговорим далее.
/ Flickr / Carla Wosniak / CC
Находим ориентиры
На одной из своих лекций Олег Тиньков сказал, что стартапам в России нужно просто копировать готовые решения. Такой подход дает возможность быстро вывести продукт на рынок, показать его клиенту, определиться с целевой аудиторией. Он эффективен, потому что позволяет сразу проложить нужный курс и начать движение.
Подход справедлив и для визуального оформления. Чтобы поскорее отчалить от берега, мы окинули взором аналогичные проекты, вроде DigitalOcean, и очень быстро собрали первую версию сайта.
Первый дизайн заглавной страницы
Сайт есть, можно начать работу и посмотреть, имеется ли спрос на услуги. Так получилось, что в первую очередь сервисом заинтересовались руководители компаний, хотя мы ожидали увидеть более разнородную аудиторию. Юридические лица стали нашей ЦА — мы перевели фокус с B2C на B2B-сегмент и начали обдумывать пути для улучшения взаимодействия с предпринимателями.
Как только мы разобрались с целевой аудиторией, было решено окончательно отойти от копирования любых UI-решений и «выкатить» что-то свое. Мы переработали внешний вид сайта и избавились от проблемы поиска информации о наших услугах.
Так, старый «штурвал» был брошен за борт за ненадобностью, а его место занял новый:
Один из этапов эволюции дизайна 1cloud.ru
Новый дизайн сайта 1cloud
Улучшаем решение «на ходу»
Чтобы сервис был максимально полезен, важно давать клиенту определенную свободу, возможность самостоятельно «править кораблем». Например, мы внедрили калькулятор для заказа нового виртуального сервера, чтобы пользователь мог самостоятельно настроить параметры системы под свои нужды.
Правда, внедрять подобные решения нужно с осторожностью – здесь важно соблюсти баланс между свободой выбора и удобством работы. Слишком большое количество опций, ползунков, крутилок, от которых разбегаются глаза, может вызывать затруднения при работе с интерфейсом.
Поэтому для переработки UI мы выбрали необходимый минимум, который позволит клиенту определиться с потребностями и ожиданиями по расходам. Последующие изменения дизайна мы производили уже на основе аналитики и внутренних исследований по использованию «железа» за все время работы сервиса. На основании этих данных шло эволюционное развитие нашего калькулятора.
Вариант дизайна калькулятора для заказа виртуального сервера
Новый калькулятор заказа виртуального сервера
Доступные шаблоны удовлетворяют требованиям большинства клиентов, однако мы всегда готовы рассмотреть заявки и предложения в индивидуальном порядке. Все-таки клиент у руля.
Правим паруса по ветру
Юзабилити — это здорово, но для хорошего сервиса важно кое-что еще. Например, возможность показать клиентам, что сервис — это не просто «черный ящик». Контролировать происходящее пользователям помогает панель управления, где они могут в реальном времени наблюдать за нагрузкой на серверы: CPU, RAM, СХД и каналы связи.
Окно состояния серверов в панели управления
Анализируя нагрузку на серверы, клиенты самостоятельно «спускают или ставят паруса», подключая или отключая мощности в пару кликов. Сделать это можно и с помощью REST API. Чтобы запустить виртуальную машину достаточно отправить POST-запрос с желаемыми параметрами. Вот один из вариантов:
curl -X POST -H 'Content-Type: application/json' -H 'Authorization: Bearer 75bb9805c018b1267b2cf599a38b95a3a811e2ef7ad9ca5ed838ea4c6bafaf50' "https://api.1cloud.ru/Server" -d '{"Name":"testAPI","CPU":1,"RAM":1024,"HDD":40,"imageID":1,"HDDType":"SSD","IsHighPerformance":true}'
При этом мы тоже видим, в каких пропорциях клиенты используют ресурсы и как распределяют средства. По нашим данным, затраты пользователей на RAM составляют 48,46%, на CPU — 19,28%, а на резервное копирование — 3,39%. Эта информация позволяет находить новые точки роста и улучшения. Например, она используется для проработки параметров тарификации.
С недавних пор клиенты могут управлять и скоростью интернета. Раньше внешний канал, выделяемый серверам, имел гарантированную пропускную способность в 10 Мбит/с. Однако её можно было увеличить при обращении в службу поддержки. Сейчас клиенты могут сами изменять скорость соединения в диапазоне от 10 до 100 Мбит/с через панель управления.
Мы развиваем сервис, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Например, была добавлена функция копирования серверов — создания серверов на основании старых без промежуточных шаблонов — и внедрена система электронного документооборота. Способ доставки документации можно установить все там же — в панели управления.
Большому плаванию — большая флотилия
Переплыть океан в одиночку сложно. Так же сложно, как и развивать крупный проект без взаимодействия с партнерами. Поэтому мы работаем со множеством частных и корпоративных клиентов: реселлерами, разработчиками приложений и организациями, которые занимаются продажей собственных услуг на мощностях 1cloud.
Развитие сторонних проектов с использованием решений 1cloud (например, API) позволяет оценивать предоставляемые нами услуги с разных ракурсов. Каждый из участников «флотилии» может предложить какие-либо изменения или решения. Это укрепляет взаимоотношения с заказчиками и всю систему в целом.
Исходя из собственного опыта разработки IaaS-провайдера 1cloud, мы можем сделать вывод, что не стоит бояться менять направление развития. Нужно прислушиваться к своим клиентам, давать им свободу, чтобы обеим сторонам было удобно. Например, если клиент понимает, что может управлять своей инфраструктурой самостоятельно, это снижает нагрузку на отдел технической поддержки. Улучшать сервис оказывается намного проще, когда в основе процесса лежит взаимное доверие — компании и клиентов.
P.S. Еще несколько материалов о разработке IaaS-провайдера 1cloud:
- Как устроена служба технической поддержки 1cloud
- Личный опыт: Автоматизация работы с DNS-записями в хостинг-панели
- Как выбрать направление для развития ИТ-проекта
- Как создать провайдера виртуальной инфраструктуры
Автор: