От фрагментированной автоматизации к единой IT-экосистеме: как Академия Ростеха внедрила BPMS, часть 2
Продолжаем делиться опытом консолидации IT-инфраструктуры Академии Ростеха и переходом на единую систему, объединяющую CRM, бюджетирование проектов, управление закупками и другие процессы. В этой статье поговорим о цифровизации HR-процессов и управления финансами.

О выборе софта и миграции данных, автоматизации документооборота и управлении продажами читайте в первом материале.
Модули и функциональные блоки
HR-процессы
Система управления эффективностью (Performance Management System, PMS). Здесь автоматизировали процесс каскадирования целей. Существовавший ранее подход к распределению стратегических показателей между отделами был дополнен цифровым решением, что упростило работу с данными.
Теперь сотрудник создаёт и согласовывает свою карту эффективности в единой цифровой среде. Система автоматически связывает индивидуальные показатели с общими метриками организации, сохраняя логику распределения ответственности: для руководителей приоритетны общие показатели Академии (выручка, количество учеников), а с понижением грейда увеличивается вес индивидуальных критериев.

Каждому показателю присвоен вес. Чтобы привести все карты эффективности к единому стандарту, в системе заведен специальный справочник. Там прописаны:
-
стратегическая цель;
-
наименование КПЭ;
-
формула расчета или подробное описание критериев оценки;
-
тип КПЭ;
-
источник данных для его расчета.
Автоматизация оформления отпуска и согласования графика отпусков. Сотрудник создаёт заявление в системе, указывает даты и назначает заместителя. Система автоматически формирует текстовый файл заявления, а в нужный момент напоминает о необходимости передать оригинал в бухгалтерию.
При заполнении графика отпусков на следующий год происходит валидация вводимых данных по нескольким критериям:
-
корректность общего количества дней отпуска;
-
наличие непрерывного периода не менее 14 календарных дней;
-
отсутствие пересечений с праздничными днями, включая региональные праздники.
В случае ошибки система блокирует дальнейшее согласование до её исправления и показывает точную подсказку о характере нарушения.
Руководители видят все запланированные отпуска подчинённых на сводном графике. На нём сразу видны совпадения или нежелательные пересечения в датах.
Приём и увольнение сотрудников. После создания в системе карточки нового сотрудника BPM-платформа самостоятельно распределяет задачи между всеми участниками процесса:
-
HR-специалист — координировать процесс приема, сообщить коллегам о новом сотруднике и провести вводные встречи.
-
IT-специалист — настроить рабочее место, создать учетную запись и дать нужные доступы.
-
Сотрудник отдела кадров — подготовить и оформить документы, а также уведомить ПФР.
-
Менеджер АХО — запрос оформить пропуск.
Когда сотрудник решает покинуть компанию, он создаёт задачу на увольнение. Руководитель согласовывает его в системе, после чего в «Первой Форме» автоматически запускается процесс увольнения. Принцип тот же, задействованные в процессе сотрудники автоматически получают задачи:
-
HR-специалист — провести выходное интервью и координировать процесс.
-
Руководитель отдела — принять у сотрудника дела и распределить их между коллегами.
-
Сотрудник отдела кадров — подготовить документы для увольнения.
-
Бухгалтер — произвести расчёт.
-
IT-специалист — заблокировать учётку.
Управление финансами
Проектное бюджетирование образовательных программ. В Академии Ростеха каждая образовательная программа учитывается как отдельный проект, с расчётом расходов и плановых доходов. Система автоматически агрегирует финансовые данные из всех запланированных обучений для клиентов.

В карточке мероприятия по всем оплатам и поступлениям указывается дата оплаты, дата документа, контрагент, наименование услуги, а также статьи бюджета, согласно номенклатуре Академии и в соответствии с Единым классификатором бюджетной системы (ЕКБС).

Автоматизация обработки банковских выписок и платежей. При помощи готовой настройки импорта данных бухгалтер загружает Excel-файл из банковской системы. Благодаря этой опции информация из исходных файлов автоматически сопоставляется с полями в системе.
Система анализирует детали каждой транзакции: сумму, назначение платежа, контрагента. После этого данные связываются с бизнес-процессами компании. Информация о транзакции подтягивается к проекту и отражается в его балансе, а ответственный сотрудник получает об этом уведомление.
В системе также отслеживается статус всех платежей. На основе поступивших счетов создаётся платёжное поручение или ордер, где автоматически формируется файл выгрузки. Он содержит структурированную информацию о платеже в формате для обработки банковской программой.
Затем всё происходит в обратном порядке. В систему автоматически подгружается банковская выписка — так в систему попадает информация, что платёж проведён, и указывается размер комиссии. В карточке соответствующего счёта статус меняется на «Оплачено», фиксируется дата и сумма платежа. Так обеспечивается прозрачность платежей — руководство и ответственные сотрудники могут проверить статус платежа.

Также в системе можно сгенерировать отчёт в разрезе проектов, контрагентов или других параметров.
Итоги внедрения BPM-системы в разрезе HRM и управления финансами
-
Упростили работу с показателями эффективности; стала более наглядной связь между индивидуальными результатами сотрудников и общими достижениями Академии. Руководители получили инструмент для мониторинга результативности команд без необходимости собирать данные вручную.
-
Сократилось время на согласование графика отпусков и уменьшилась нагрузка на отдел кадров.
-
Сотрудники получили удобный инструмент для планирования отпуска, с возможностью отслеживания статуса согласования.
-
Новички с момента выхода начинают погружение в рабочие процессы.
-
Автоматизация финансов позволила отказаться от аутсорсинга и повысить прозрачность операций. Руководители в любой момент могут проверить состояние платежей, а система формирует отчеты по проектам и контрагентам с возможностью детализации до конкретных операций.
Автор: 1forma