Как создавались 9 самых успешных стартапов Стэнфорда
Расположенный в самом сердце Кремниевой долины Стэнфордский университет считается одним из лучших американских вузов, и при этом, самым дорогостоящим. Например, один год обучения в бакалавриате стоит студенту $50-70 тысяч, а двухгодичная программа MBA в Стэнфорде по совокупности затрат обходится в $200 тысяч.
Instagram: Майкл Кригер (первый слева), Кевин Систром (третий слева)
Однако это не отпугивает желающих получить высшее образование в заведении, где самый высокий в мире процент преподавателей (на 6 студентов – 1 преподаватель) и 16 из них — Нобелевские лауреаты, а еще 4 — обладатели Пулитцеровской премии. Читать сюда лекции приезжают Билл Гейтс и бывший глава Hewlett Paccard Карли Фиорина, почетным профессором Стэнфордского университета был живший неподалеку в Пало-Альто Стив Джобс, сам так и не получивший высшего образования.
Кроме того, во многом благодаря близости к основным технологическим компаниям Калифорнии (и территориально, и посредством работающих в них выпускников), Стэнфордский университет стал своего рода инкубатором кадров для Кремниевой долины. Здесь учились Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард, основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, Лен Босак и Сенди Лернер, учредившие компанию Cisco Systems, президент Yahoo! Марисса Майер и создатель PayPal Питер Тиль.
Собственно, сама долина построена на земле, принадлежащей Стэнфорду. В 50-х университет, который сегодня зарабатывает более миллиарда долларов в год, испытывал финансовые трудности, хотя располагал обширными неиспользуемыми землями, продавать которые не имел права согласно завещанию своего основателя Леланда Стэнфорда. Тогда руководство университета нашло соломоново решение, решив сдавать земли в долгосрочную аренду высокотехнологичным компаниям. Первой в технологическом парке Стэнфорда обосновалась Varian Associates. Вскоре ее примеру последовали Eastman Kodak, General Electric, Lockheed, Hewlett-Packard и многие другие.
Автор издания Business Insider Мэдлин Стоун в своей статье выделила некоторые из самых успешных стартапов, появлению которых в течение последних двух десятилетий мир обязан Стэнфорду.
Instagram. Создатели знаменитого фотосервиса Кевин Систром и Майк Кригер познакомились через сеть выпускников Стэнфорда
После окончания колледжа в 2006 году со степенью в области менеджмента науки и техники, Кевин Систром начал разработку приложения для обмена фотографиями на базе определения местоположения. Когда он понял, что ему нужен соучредитель, он обратился к сети выпускников и нашел уроженца Бразилии Майка Кригера, закончившего учебу через два года после Систрома.
«Когда говорят, что колледж не стоит тех денег, которые за него надо платить, я однозначно с этим не согласен», — однажды сказал Систром в интервью Forbes. «Опыт учебы и полученные во время нее знания, которые в данный момент могут показаться необязательными, в конечном итоге пригодятся вам снова и снова».
В апреле 2012 года Систром и Кригер продали Instagram компании Facebook за $1 миллиард.
Trulia. Соучредители популярного real estate-сервиса Пит Флинт и Сами Инкинен встретились во время занятий в Высшей школе бизнеса
Как это часто бывает, идея родилась, как плод собственных исканий. Флинт и Инкинен решили создать Trulia, когда столкнулись с трудностями при съеме жилья в Пало-Альто. Лидирующий в США онлайн-агрегатор по недвижимости был разработан за два семестра в стэнфордском классе Startup Garage.
В следующий понедельник после выпускного у Флинта и Инкинена был назначен ряд встреч с потенциальными инвесторами. По состоянию на июнь 2014 года, Trulia посещают ежемесячно 54 миллиона пользователей. В июле этого года Trulia был куплен Zillow за $3,5 миллиарда.
StubHub. Идея онлайн-маркета билетов на мероприятия была представлена на конкурсе бизнес-планов в Стэнфорде
Знакомство Эрика Бейкера и Джеффа Флура состоялось в Высшей школе бизнеса Стэнфорда. Выяснилось, что у обоих был опыт продаж билетов онлайн. Через некоторое время Флур и Бейкер подали заявку бизнес-плана сервиса с названием Needaticket.com на конкурс бизнес-планов. После того, как план вышел в финал, они отозвали его из конкурса, а в 2000 году Флур оставил учебу, чтобы целиком посвятить себя проекту. Сайт StubHub, который был разработан ими в компьютерных классах Стэнфорда, через некоторое время стал одним из крупных игроков на рынке продаж билетов на спортивные и развлекательные мероприятия. В 2007 году компания была куплена eBay за $ 300 млн.
Loopt. Популярный геосоциальный сервис был основан тремя второкурсниками Стэнфорда
Сэм Альтман, Ник Сиво и Элок Дешпанди продумали концепцию будущего Loopt на второй год совместной учебы. Вскоре после того, как было разработано приложение, все трое бросили колледж. В 2012 году Loopt был поглощен Green Dot Corporation за $ 43,4 млн, а Альтман теперь известен как президент самого перспективного технологического инкубатора Y Combinator. В этом году он вернулся в Стэнфорд уже в качестве руководителя класса «Как создать стартап», преподавать в котором будут Пол Грэм (Viaweb), Питер Тиль (PayPal), Марк Андреессен (Netscape), Рон Конвэй (ангел-инвестор, Google на ранней стадии и многие другие) и СЕО Yahoo! Марисса Майер.
Bonobos. Брайан Спали и Энди Данн придумали свой интернет-магазин мужских брюк в стэнфордской Высшей школе бизнеса
Легенда гласит, что Спали cшил первые брюки Bonobos, ставшие прототипом, в доме, в котором сооснователи жили в университетском кампусе. Спали позже стал стилистом Trunk Club, а Данн остался на посту генерального директора Bonobos, которая в итоге недавнего раунда финансирования собрала 55 млн долларов.
Snapchat. Соучредители Эван Шпигель и Бобби Мерфи жили в одном коттедже землячества Kappa Sigma
«Мы не были крутыми», — рассказывал Мерфи Forbes – Но работали над тем, чтобы ими стать». Сегодня Snapchat имеет более 100 млн зарегистрированных пользователей и близок к завершению раунда финансирования в 20 миллионов долларов при оценке в $10 млрд.
Lytro. Рен Нг разработал технологию камеры Lytro, когда писал в Стэнфорде докторскую диссертацию
Нг получил в Стэнфорде университете степень бакалавра, магистра и защитил докторскую, в основу которой как раз и легла технология светового поля, затем успешно примененная при создании фотоаппарата Lytro.Во время празднования 40-ой годовщины кафедры компьютерных наук Нг познакомился с основателем K9 Ventures и таким же выпускником Ману Кумаром, в результате чего компания Lytro получила мощный импульс для развития.
Pulse. Создатели сервиса только поступили на отделение компьютерного дизайна, когда был выпущен первый iPad. Увидев в его появлении простор для деятельности, они взялись за дело
Анкит Гупта и Акшай Котари начали разработку своего новостного агрегатора в тот день, когда Apple представила миру свой планшетный компьютер, и уже через несколько месяцев на WWDC Стив Джобс отметил Pulse, как одно из лучших приложений для iPad. В апреле 2013 года LinkedIn приобрела Pulse за $90 миллионов.
Coursera. Крупнейшая образовательная онлайн-платформа была была основана двумя профессорами Стэнфорда
Даффи Коллер и Эндрю Нг долгое время были коллегами на кафедре компьютерных наук Стэнфорда. Идея Coursera выросла из чрезвычайно популярного на кафедре класса компьютерного обучения, в котором Нг преподавал в 2011 году. 104 000 человек поступили в него через Интернет, более 46 тысяч выполнили по крайней мере одно домашнее задание, 13 тысяч из них получили сертификат прохождения курса. Сегодня Coursera предлагает пользователям более 600 бесплатных курсов, на сервисе зарегистрировано семь миллионов студентов. Нг недавно стал ведущим специалистом Baidu по научным исследованиям, Коллер остается президентом Coursera по сей день. Платформа продолжает успешно функционировать и привлекать миллионы инвестиций.
В силу многих факторов Стэнфордский университет доминирует среди ведущих высших образовательных заведений США по количеству успешных предпринимательских карьер, которые сделали его выпускники и студенты. К такому выводу еще три года назад пришла исследовательская фирма CB Insights, сравнив по этому показателю шесть высших школ — Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский университет в Беркли, Нью-Йоркский университет, Университет Пенсильвании и Массачусетский технологический институт. Значительно выше в Стэнфорде и инвестиционная активность.
И дело здесь не только в удачном географическом расположении посреди Кремниевой долины и высокой плотности бизнес-ангелов на квадратный метр. Кампус Стэнфорда – подходящее место для создания новой успешной компании, с его первоклассными инженерными и бизнес-программами, обширной базой выпускников, известных своей корпоративной спайкой, не уступающей гарвардской, и собственными бизнес-акселераторами (фонд StartX тратит ежегодно $1,2 млн на инвестирование стартапов, в которых хотя бы один из основателей является студентом Стэнфорда).
В России аналога такого учебного заведения, при всем уважении к ведущим отечественным вузам, к сожалению нет. Стартаперы по сути, варятся в своем соку в куда менее комфортной среде. Наша платформа коллективных инвестиций VCStart в меру своих возможностей помогает IT-стартапам обрести финансирование и в итоге сделать качественный шаг в своем развитии. Регистрируйте свои проекты, находите инвесторов, творите и развивайтесь. Welcome!
Автор: