Рецензия на книгу Роба Фицпатрика «Спроси маму» («The mom test» Rob Fitzpatrick)

Прочитал книгу Роба Фицпатрика «Спроси маму» («The mom test» Rob Fitzpatrick). На русском, похоже она нигде ещё не продается. На английском можно купить тут: momtestbook.com

Честно говоря, многого от книги не ждал. Ну, в самом деле, что можно сказать нового про CustDev, проблемные интервью и прочие lean штуковины? Говорим с клиентами, делаем то, что они хотят, вроде всё понятно. Однако, книга приятно удивила. Тема вспахана настолько глубоко, что после прочтения и некоторой практики можно самому читать тренинги и выступать в качестве спикера на конференциях типа LEAN Startup Russia. Кстати, именно на этой конференции я и получил эту книгу бесплатно, за что большой респект организаторам — ФРИИ​ и LPGenerator​, а также Julia Ploskonosova​ и Ilya Korolev​.

Но сначала некоторое лирическое отступление.
CustDev решает важную проблему, связанную с тем, что программисты любят программировать и не любят говорить с пользователями продукта. Обычно, для решения этой проблемы в проектной команде присутствуют люди, специально заточенные под выяснение потребностей клиентов — системные аналитики. Они общаются с клиентами, пишут ТЗ (техническое задание), по ТЗ архитектор делает ТП (технический проект) — документ с декомпозицией модулей, описанием интерфейсов между системами, архитектурой решения. Менеджер проекта режет функциональность по итерациям, выставлял приоритеты, формирует команду и разработка начинается. Проблемы в этом случае возникали сразу же:
а) требования в ТЗ устаревали, а клиент запросто фонтанировал новыми идеями, менял ранее выставленные приоритеты.
б) решение допиливали по ходу, при внедрении, программисты принимали собственные решения (например, формат полей в БД и при валидации), поэтому требования нужно было синхронизировать (код-ТЗ-ТП) в обе стороны.
в) трудно соблюсти баланс интересов — для хорошего проектировании (в т.ч. по бюджету в проектах fixed price), планирования загрузки команды нужно большое детальное ТЗ в начале работы, а для быстрого багфикса, изменения приоритетов задач ТЗ не нужно, а нужна работа в Agile стиле.

Причины проблемы, почему разработчики не любят общаться с клиентами ведут к мифу о «гаражном программировании», который возник в году примерно 1975 и живуч до сих пор. Он заключается в идее о том, что любые 1-3 человека запершись от внешнего мира в гараже за 1-12 мес. создадут суперштуковину, которая завоюет весь мир и в один момент поместит их в первую десятку списка Форбс. Всё совершенно не так. В основе любой хорошей идеи, завоевавшей рынок, в первую очередь, стоит поиск платежеспособного клиента, который купит продукт и быстро и эффективно решит свою важную проблему. Высший пилотаж — клиент даст вам денег за несуществующий продукт до момента, как он будет сделан (см. краудфандинговые площадки Kickstarter​, Indiegogo​ и прочий МММ​)
До практики CustDev таким большим прорывом в разработке ПО была Agile (XP, Scrum, Continious integration, всё, что шло в комплекте). Она решала предыдущую большую боль девелоперов — устаревание ТЗ, изменение приоритетов функций, задержки в поставке работоспособного продукта (или его части) клиенту.
До Agile крупным инсайтом стало TDD — оно решало проблему большого количества багов и нестыковки модулей между собой.
До TDD большим прорывом было активное развитие SourceControl систем — для решения проблем групповой разработки и бэкапа кода.
До этого появился UML, RUP, DesignPatterns — для проектирования ПО и избежания создания собственных велосипедов.
До этого стали широко использовать гайдлайны кода, реверс инжиниринг — для того, чтобы иметь возможность поддерживать ранее написанные системы

и т.д. и т.п. Некоторые вещи появились примерно в одно время и развиваются параллельно, но общая идея такая — на каждую важную проблему находится решение. Возможно, скоро Lean устареет и появится что-то другое, но на данный момент это, похоже, самый лучший способ найти, реализовать и вывести идею на рынок, потратив минимум времени, денег и усилий команды.

На этом, лирику закончим. Итак, инсайты от книги были и довольно существенные.

1) Важно понять, как работает рынок без вас в реальности, а не пытаться навязать рынку своё видение реальности
2) Важно прояснить все виды неопределенности в продукте — кол-во клиентов, их конверсию, откуда они узнают о товаре, как часто они его используют. По каждому вопросу нужно генерировать и проверять варианты решений — продуктовые гипотезы. Хороший темп — проверить 50+ гипотез за 3 месяца, т.е. постоянно все анализировать и общаться с клиентом.
3) Узнать клиентские сегменты важно, чтобы меньше тратить денег на рекламу, т.е. заточить рекламу на определенную группу людей, а не сжигать прорву денег, рекламируясь на ТВ и т.о. бомбя по площадям на широкий охват.
4) Больше слушать, меньше говорить с клиентом. Спрашивать о прошлом, а не о будущем. Говорить о их жизни, а не о своей идее. На прошлой работе шеф при разговоре с клиентом говорил волшебную фразу «ОК, услышал тебя» — это радикально повышает продуктивность разговора, если слушать, слышать и делать выводы на основе мнения клиента. PS: фраза «Я вас понял» — плохая, т.к. подразумевает, что ранее вы ничего не понимали.
5) Очень неприятный для многих инсайт. Спрашивать у клиента, каковы последствия ситуации, при возникновении проблемы (подразумевая, при отсутствии вашего решения). Каждый предприниматель мечтает в этот момент услышать, что без его решения у клиента закроются все чакры, он потеряет 1млн. $ и вообще, умрет в страшных мучениях :-). Как это не печально звучит но в 99.99% случаях мир обойдется без вашей гениальной идеи (сайта, мобаппа), также многое зависит от пофигизма ЦА. Живут же годами люди в Северной Корее без Аппстора и в ус не дуют. Осознание того, что идея не очень то и болезненна, резко снижает мотивацию команды, но лучше услышать это как можно раньше. Отдельная проблема — стокгольмский синдром предпринимателя, когда не взлетевшая идея годами пожирает его время и ресурсы — проект не развивается, но и не закрыт. Оффтоп — когда на питче нескольких своих идей (то, что их было несколько сразу, уже было проблемой), один ментор как дятел 10 раз подряд повторил фразу «Это не проблема!», с трудом удержался, чтобы не стукнуть ноутом ему по голове. Alisher Hasanov​, привет!
6) Надо любить плохие новости (продукт, реализованная функция не нужна), т.к. поиск правды, важнее комплиментов и это сэкономит силы в будущем, если не будешь делать ненужное.
7) Типичная ошибка в беседе с клиентом — не видя заинтересованности в продукте, начать давить и питчить (объяснять), какая классная у вас идея (врубать продавца). Моя любимая ошибка!
8) Надо спрашивать только тот вопрос, ответ на который не очевиден (его нельзя, например, нагуглить). Спрашивать «Заплатите ли вы Х денег, если это принесет вам 3*Х денег?» — плохой вопрос, т.к. он очевиден. Надо спрашивать «Сколько вы сейчас платите за решение?»
9) Не решать даже очень больную и массовую проблему, если у ЦА нет денег на решение.
10) Для каждой беседы иметь план — 3 самых важных вопроса для прояснения
11) Встреча считается удачной, если все понятно, что делать дальше:
а) Сделан план — взяты обязательства по времени следующей встречи,
б) По репутации — обещают представить руководству / другим экспертам,
в) По деньгам — сделали предзаказ или подписали договор о намерениях. Т.е. каждая новая встреча с одним и тем же клиентом должна быть продвижением по воронке продаж — от определения проблемы до покупки решения.
12) Высший пилотаж — провести проблемное интервью не назначая встречу, а во время простой беседы со случайным знакомым
13) Хорошие способы, сделать холодные звонки менее холодными — т.е. чтобы не ты искал клиентов / партнеров, а они тебя — вести блог, знакомства через третьих лиц, выступать на конференциях, спрашивать контакты у отраслевых экспертов, менторов, инвесторов
14) Отличный шаблон письма — запроса на поговорить — ВФСЗП:
а) Видение (мы пытаемся решить проблемы в такой-то области),
б) Формулировка (мы хотим понять как работает то-то),
в) Слабость (но мы в этом ничего не понимаем),
д) Значимость (зато вы в этом понимаете),
е) Просьба (давайте встретимся тогда-то)
15) Продолжать встречаться до тех пор, пока слышим что-то новое, иногда достаточно 3-5 встреч для проверки гипотезы. Оффтоп — слышал, что для LinguaLeo​ провели 500+ встреч / 6+ мес., хотя может это общее число встреч для проверки всех гипотез, а не только для проверки исходной проблемы.
16) Сегментирование клиентов важно также потому, что не нужно будет реализовывать кучу функций, пытаясь угодить всем (а значит, никому). Чисто математически, средний балл в аппсторе у приложения будет выше, если у вас есть 100 отличных отзывов, чем 1000 как положительных, так и отрицательных. Хотя кажется, что чем больше клиентов (в том числе разных), тем больше денег, но это не так.
17) Сегменты клиентов это не только демография (наши клиенты женщины 30+ с детьми), но и другие характеристики — критики/обожатели продукта, бедные/богатые, активные комментаторы, оставляющие отклики в ФБ, сторах и молчуны, делить их по мотивам использования решения. Лучше работать в 1-м сегменте, а не распыляться. Самый лучший сегмент — богатые обожатели, до которых легко достучаться и которые дадут большие возможности развить с ними бизнес (например, активно покупают доп. услуги). Сегменты формировать по принципу «Кто-Где» (Кто эти люди / Где их можно найти).

Вот, как то так, знаю, что букв много – респект тем, кто осилил.

Автор: berlicon

Источник

Оставить комментарий