Марш победителей. Семь принципов проектного управления
Азбука с картинками для начинающих менеджеров проектов
Знание нескольких принципов освобождает от запоминания множества фактов.
Клод Гельвеций
Здесь я написал о главном принципе управления программным проектом. О «Принципе 4П». Не люди должны строиться под выбранную модель процесса, а модель процесса должна гибко подстраиваться под конкретную команду, проект и продукт, чтобы обеспечить наивысшую эффективность.
Это первый, но не единственный принцип эффективного управления проектом разработки ПО. Есть и другие. Их всего семь.
Принцип 2. Принцип достаточного разнообразия
Для «хорошего» управления количество возможных состояний управляющего устройства (разнообразие) должно быть не меньше, чем количество состояний объекта управления. (С) У.Р.Эшби “Введение в кибернетику” М., ИЛ, 1959
Работа менеджера – ежедневный цикл: наблюдать, общаться, анализировать и выявлять первопричину проблем, синтезировать корректирующее воздействие, пробовать и обобщать полученный результат.
Сколько людей и ситуаций, столько и вариантов решений должен иметь эффективный руководитель в своем арсенале. «Если у руководителя в руках только молоток, то все вокруг будут похожи на гвозди». Понять человека можно, только слушая и слыша, что он говорит. Руководитель, который в течение недели не пообщался индивидуально с каждым из своих прямых подчиненных, зря получает зарплату.
Принцип 3. Четыре условия эффективной работы
Для того, чтобы сотрудник мог эффективно решить поставленную руководителем задачу, необходимо и достаточно, чтобы он:
1. Понимал цель работы;
2. Умел ее делать;
3. Имел возможность ее сделать;
4. Хотел ее сделать.
Ни одна задача не будет решена за любое, отведенное на это время, если человек не захочет ее сделать. У каждого участника рабочей группы должна быть личная цель (внутренняя мотивация), которую он сможет достичь, продвигая проект к успеху. Если у сотрудника нет такой личной цели, не стоит его брать в проект.
Принцип 4. Четыре роли руководителя
Для того чтобы обеспечить четыре условия эффективной работы руководитель должен уметь исполнять четыре роли:
Помним, наставник это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Добиться от участника приверженности проекту больше, чем имеется у руководителя, никому не удавалось.
Принцип 5. Принцип лидерства
Руководитель программного проекта должен стать лидером, вокруг которого сплотится эффективная команда.
В разработке ПО многие уже признали, что наиболее эффективные процессы взаимодействия складываются в самоуправляемых и самоорганизующихся рабочих командах. Но, как не бывает лидеров без последователей, так и не бывает команд без лидеров. Лидера нельзя назначить. Лидер должен получить от команды признание своих профессиональных качеств и завоевать полное доверие.
Принцип 5. Четыре стратегии лидерства
В зависимости от готовности каждого участника рабочей группы выполнять задания руководителя, он должен использовать одну из 4-х стратегий:
Не существует одной лучшей стратегии руководства, стиль лидерства должен определяться конкретной ситуацией. Чтобы получить признание профессиональной компетенции лидер должен сочетать директивное управление и объяснения — «продавать» свои решения, убеждать в их правильности. Завоевать доверие можно, если поощрять коллективное принятие решений, обмен идеями, поддерживать инициативу сотрудников. Делегирование возможно только при взаимном доверии.
Принцип 7. Принцип цикличности
Четыре фазы развития команды: формирование, конфликты, становление, отдача, — должны циклически повторяться, чтобы обеспечивать непрерывный рост эффективности.
Если руководитель не будет прилагать дополнительные усилия, команда, рано или поздно, начнет «сползать» с плато наивысшей эффективности в состояние застоя и стагнации.
Руководитель должен постоянно искать ответы на вопросы: «Что лишнее мы делаем?»; «Что можно делать проще?»; «Что угрожает проекту?», — работать на сокращение ненужных усилий вместо того, чтобы «стремиться к новым героическим подвигам». Необходимо перестраиваться, отказываться от того, что перестало действовать или стало работать неэффективно. Разумеется, делать это следует, после сдачи очередного релиза программного продукта, ну и, возможно, в случае глубокого кризиса проекта.
Заключение
Одна из книг Эдварда Йордана называется «Смертельный марш» (Полное руководство для разработчика программного обеспечения по выживанию в безнадежных проектах). Уверен, можно жить не по Йордану. Хорошо управляемый проект может быть успешно выполнен обычной командой разработчиков.
Автор: