Семь смертных грехов руководителя проекта
Теологи утверждают, что грех помрачает ум, ослабляет и пленяет волю, сдавливает сердце человека печалью и унынием. Блажен тот, кто осознаёт причину своего горя — греховность, а не жизненные обстоятельства или действия других людей. Правильный диагноз ведёт и к исцелению.
Отсутствие амбиций
Вполнакала проекты не делаются. РП должен четко понимать свои собственные мотивы, почему он взялся именно за этот проект. Если единственным ответом является — «потому, что поручили», знайте, что печаль и уныние не за горами.
РП, стартуя новый проект, ставит на кон высокую цену — свою репутацию. Поэтому он должен четко понимать, какой выигрыш он получит в случае успешного завершения проекта. Цель должна быть значимой настолько, чтобы стремление к ее достижению могло бы поддерживать в РП состояние постоянного горения от начала до завершения проекта. Не стоит ожидать, что кто-то в команде будет привержена проекту больше, чем ее лидер.
Самодостаточность
Если, после заключения договора на разработку ПО, РП планирует следующую встречу с заказчиком на приемо-сдаточных испытаниях, то он прямой дорогой идет к печали и унынию.
Возможно, кто-то думает, что успех проекта это реализация в программе 100% требований к назначенному сроку и в пределах выделенного бюджета, то это не так. Успех проекта живет в головах людей. Успех это в первую очередь чувство удовлетворения заказчика.
Степень удовлетворенности – субъективная величина, которая является отношением субъективной оценки достижений к субъективной же оценке ожиданий или потребностей.
Необходимо постоянно управлять ожиданиями заказчика и формировать у него адекватную оценку представляемого результата. РП должен работать над тем, чтобы заказчик постоянно испытывал чувство удовлетворения от начала проекта до его завершения.
Следует постоянно продавать свой проект, вовлекать заказчика в работу над продуктом. Получать замечания и исправлять их. Сделайте заказчика соавтором вашего результата. Какой же родитель не любит ребенка, которого он сам растил.
Страсть к прогрессу
РП стремиться реализовывать сначала как можно больше легких требований, чтобы продемонстрировать быстрый прогресс проекта. «Уточнение целей, разработка стратегии, планирование, анализ, проектирование – это все потом!»
Закон Парето применительно к разработке ПО гласит, что 80% ценности разработки обусловлены лишь 20% требований к продукту, без реализации которых продукт для заказчика становится просто ненужным. Остальные требования, как правило, так называемые «украшательства», от части которых заказчик, зачастую, может отказаться, чтобы получить продукт в срок.
А есть и еще архитектурные риски. Закон Парето применим и здесь. 80% потребления ресурсов (время и память) приходится на 20% программных компонентов.
Управление должно быть направлено на снижение рисков. Поэтому, высший приоритет должны получать важные для заказчика и архитектурно-значимые требования
Компетентность
Считать себя самым компетентным в команде. Замыкание на себя принятия решений по всем вопросам, от структуры таблиц в БД до цвета шрифтов в интерфейсе. Вместо объяснения того, что надо делать, постоянные указания на то, как надо делать. Навязывание собственных идей. «Думать – это моя работа! Просто, делай, как я сказал!» Отсутствие делегирования в любом виде. Строгий контроль всех работ через активное личное наблюдение.
Делегирование принятья решений другим является, возможно, самым мощным и наиболее эффективным из всех имеющихся инструментов руководителя, лучшим индикатором эффективного управления.
Делегирование невозможно без взаимного доверия. Доверие – это высшая форма мотивации человека. Оно вызывает к жизни лучшее, что в человеке есть. Тот, кому делегировали руководство, становится сам себе боссом, ведомым собственной совестью в направлении достижения оговоренных результатов.
Любовь к Ганту
Вера в то, что план-график проекта из 100500 позиций с десятью уровнями иерархии – это путь к успеху. Остается только правильно отслеживать прогресс задач.
Наличие детальных диаграмм Ганта пока еще не спасло от катастрофы ни один проект. Потому, что «разруха не в клозетах, разруха в головах», как говорил профессор Преображенский.
Поэтому РП, который в течение рабочего дня не пообщался с каждым из своих прямых подчиненных, зря получает свои деньги. И не обязательно разговор должен быть о статусе текущих работ. Можно поговорить о вчерашнем футболе (Что за #$%^&*!!! Бразилия-Германия 1:7!) или о здоровье любимого хомячка.
Трудолюбие
Бессмысленно заставлять программистов работать больше, устраивать сверхурочные авралы и субботники. Работать больше, это совсем не значит — работать продуктивнее. Наоборот. Излишнее давление и суета приводят к непродуманным решениям и многочисленным последующим переделкам.
«Хорошо управляемое предприятие — это спокойное место. Зато «фабрика, отличающаяся «кипучей» деятельностью и «трудовым героизмом» работников, который бросается в глаза любому посетителю, является на самом деле плохо управляемой» (с) Питер Ф. Друкер.
Настоящий РП должен быть достаточно ленив. Он должен постоянно наблюдать и оценивать эффективность всех процессов, применяемых в проекте. «Что лишнее мы делаем?» «Что можно делать проще?» «Что угрожает проекту?». Работать на сокращение ненужных усилий вместо того, чтобы «стремиться к новым героическим победам».
Вера в мотивацию
Убежденность в том, что, если правильно мотивировать, все в людях можно изменить.
Деньги, выгода, комфорт и другие подобные стимулы являются факторами «гигиены». Их отсутствие может заставить программистов обновить резюме на hh. Однако, они не могут заставить людей полюбить свою работу и дать им необходимые внутренние стимулы, на которые невозможно повлиять.
Работники приходят в компанию, как правило, не потому, что привержены ее миссии. И не для того, чтобы заработать еще больше денег для владельцев бизнеса. Работая в конкретной компании, участвуя в конкретном проекте, каждый работник стремится к достижению своих личных целей.
Команда успешного проекта это команда победителей. Программистами не надо управлять. Задача РП – направлять людей и помогать им в достижения их личных целей. Успешный проект должен сделать победителем всех его участников.
Автор: