Интернет-магазин. Как избежать элементарных ошибок в начале и облегчить этим жизнь в будущем

image

В своем рассказе хочу поведать о своем опыте в области интернет торговли. На Хабре уже лет 5, почерпнул много полезного для себя за это время.

И, пожалуй, настало мое время внести капельку пользы для других.

История моего опыта в интернет коммерции началась в 2011 году, когда я «дорос» до ведения достаточно трудоемкого проекта. Опыт создания и верстки сайтов визиток и сайтов на CMS-ках приобрел еще в 2003 году, тогда пару раз делал клансайты для War3TFT, после этого делал еще 5-6 сайтов на Joomla, в основном тоже для гильдий и кланов. Конечно, это нельзя назвать полноценным ресурсом, но минимальные нужные знания, перед открытием своего интернет-магазина, уже имелись.

Изначально перелопатил море литературы по коммерции в интернете и скажу, на практике не всегда все так легко, как в книгах. Допустив много ошибок вначале, в дальнейшем здорово себе усложнил жизнь.

Под катом хочу рассказать о том, как этих ошибок избежать.

Начну с того, что никаких вложений кроме хостинга, домена и закупки ссылок я не делал, склада не было, отгружали с Москвы, привозили к нам в Череповец, забирал товар и ехал к клиенту. Работал по ИП оквэд «Розничная продажа».

Интернет-магазин был по продаже узкоспециализированного спортивного инвентаря, в основном для оборудования спортивных школ и спортзалов, выбирал исходя из конкуренции, и недооценил ее, об этом чуть позже.

Первым делом перед мной встал выбор CMS и хостинга.
Изначально планировал скрутить интернет-магазин на Joomla, благо шаблонов море, хостинг взял на Sweb. Тогда была акция домен на год в подарок, плюс отзывы были хорошие.

Пилил интернет-магазин около месяца, сделал сборку с VirtueMart, подготовил каталог товаров, оригинальные фото, тексты и тд. И все бы хорошо, но ВиртуаМарт начал «отваливаться», сборку можно сказать делал по учебникам, но еженедельно вылетал каталог, либо элементарно нельзя было нормально провести заказ, отчет о заказе просто не приходил, модуль постоянно слетал и бывало, что вместе с собой забирал еще пару тройку модулей.

Приходилось прикручивать заново, но в итоге понял, что бесплатная CMS слишком нестабильна для коммерции и решил поискать хорошую платную систему, тут и началась вся соль.

Сложный выбор CMS или как не прогадать

При выборе CMS хочу указать на главное.

Зачастую нужно ориентироваться не сколько на функционал (он более менее удовлетворительный у всех), а на адекватность, оперативность и отзывчивость техподдержки. Это, по моему опыту использования разных платформ, является ключом к быстрому решению проблем и впоследствии — успеху проекта.

Когда я просмотрел сотни страниц купленных отзывов сложилась картина, что мало кто толком может описать функционал и все прелести, либо проблемы системы. По большому счету все рейтинги и отзывы были из области:

«Отличная CMS, функционал шикарный, пользуюсь год, скоро буду выкупать коробку» ну и много в таком духе. Поэтому в конечном итоге интуитивно выбрал bornet, к сожалению — это было ошибкой. Изначально мне пообещали быстрый ответ на вопросы, широкие возможности редактирования арендованной системы. В дальнейшем всего этого не оказалось. Коробку, конечно, не выкупал, вначале подумав: «поработаю — куплю», из-за чего столкнулся с «деревянностью» в СЕО продвижении, изменении дизайна и многом другом.

В общении с техподдержкой (не только в этой компании, кстати) слышишь одно и тоже. Крайне вялым голосом тебе отвечают «алло, слушаю», когда ты наконец изложил суть просьбы и вопроса, таким мертвенным голосом «рассмотрим, нужно подождать». Я не против подождать но 1-2 дня, здесь получалось так, что ждать приходилось в среднем от 5 до 10 дней, причем ответ приходил на мэйл и зачастую тема моего вопроса была открыта только на 50%. Приходилось звонить снова и объяснять мой вопрос заново, более настойчиво. При этом дозвониться получалось далеко не всегда, просто не брали трубку.

Итог отсюда такой:

Во-первых, проконсультируйтесь со знающими людьми, которые уже успешно ведут торговлю.
Во-вторых, рекомендую сразу выкупать коробку, так вы будете иметь возможность пилить сайт когда хотите и практически как хотите. Когда арендуешь CMS, зачастую на вопросы ответ приходиться ждать неделями. Это неприемлемо.

Один в поле не воин. Создавайте команду, иначе вилы

image

После долгих перипетий с вышеописанным чудом (включение даже элементарно адекватного интерфейса стоит хороших доплат в треть цены коробки), все-таки добился желаемого мной результата.

Здесь началось время наполнения интернет-магазина товарами, фотографиями, текстами. На тот момент я работал по графику 5/2 и в общем-то весь вечер сидел и наполнял, плюс зашивался с работой. Выходные соответственно полностью уходили на написание статей и редактирование прайсов, загружались прайсы в Exсel, а прайсы, которые еженедельно присылались моим поставщиком, просто не подходили для прямой загрузки, приходилось все менять ручками, порой на это уходило море времени. При разговоре с тех.поддержкой по этому вопросу мне просто развели руками и сказали «увы».

Но наполнение — это еще полбеды, здесь по крайней мере никакого шаманства, только кропотливый труд. Дальше пошла игра с Google и Yandex. Google любил мои тексты и по множеству низкочастотных запросов я вышел в первую 3-ку. Как раз с этих низкочастотных запросов я и начал реальные продажи. А вот Yandex никак не хотел пропускать мои страницы выше 10-20-й позиции и причем это низкочастотные запросы, по которым у конкурентов вообще в принципе невменяемые тексты с диким переспамом ключами.

Покурил форумы, понял разницу между продвижением под Google и Yandex. В Google главное — это уникальное фото товаров, с высоким качеством, небольшие тексты с пониженным вхождением ключей 2-3%, Yandex, по крайней мере, на 2011-2012 годы любил емкие тексты от 5-6 килознаков, не любил крупные фото. По ключам в Yandex желательно было доходить до отметки 5-7%. Ну и плюс Yandex очень любит, когда густая ссылочная масса с серьезных ресурсов, но одной ссылкой дело не ограничится, их нужно хотя бы несколько десятков, а то и сотен, на это у меня просто не было денег. Ну и в работе был «принцип песочницы», домены возрастом младше 1 года практически игнорировались, по итогу от Yandex я отвернулся до лучших времен.

В общем, не буду вдаваться в подробности, отработал в таком режиме.
Вообще по запросам получалось, что с Google ко мне должно приходит только 15-20% трафика, но в итоге оказалось наоборот, оттуда я получал 80% посетителей.

Появились первые покупатели, и тут как раз пришли вилы со временем.

(Работа) + (работа контент-менеджером) + (работа с поставщиками и клиентами) + (продвижение сайта) + (работа курьером) = нервный срыв абсолютное отсутствие времени, недосып, депрессии и тд.

Итог:

Изначально нужно было создать команду, такая возможность была. Для интернет-магазина нужны:

  • 1-2 контент-менеджера;
  • Курьер;
  • SEO-спец.

Таким образом, в идеале на вас должна лежать работа с поставщиками и клиентами.

Постоплата или предоплата и виды платежей

image

Еще одним важным вопросом являются варианты оплаты и сопутствующие трудности. Для меня основными видами оплаты стали:

  • Оплата на руки курьеру (то есть мне);
  • Webmoney;
  • Яндекс.Деньги.

Существует море обсуждений о том, что «вечером деньги — утром стулья» или наоборот.
Я выбрал наоборот, во-первых, все-таки народ у нас еще слабо верит интернет-коммерцию, тем более мелким неизвестным магазинам, во-вторых предоплата здорово снижает конверсию и тем самым отражается на продвижении интернет-магазина. Хотя, по телефону я озвучивал другие варианты, конечно, 80% клиентов выбирали «на руки курьеру», остальные 20% выбирали Webmoney, Яндекс.Деньги понадобились мне всего несколько раз.

Кстати, для того, чтобы подключить электронные деньги, нужно иметь аттестат продавца и подобные сертификаты. Для столицы и крупных городов не проблема получить эти документы в течение нескольких дней, но так как я из достаточно убогой провинции, то аттестаторов у меня в городе не оказалось, поэтому пришлось слать нотариально заверенные письма аттестаторам в Москву. Ответ с документами пришел примерно за 3 недели, так что учитывайте это, советую потратится на экспресс доставку, иначе можно и на 1.5 месяца «подвиснуть».

Потеря и начало заново

image

В конце 2012 года мой интернет-магазин проработав год и, почти став основным источником доходов, прекратил нормально функционировать. У меня обнаружили 3 опухоли, было 2 операции, 2 года лечения. Из-за того, что партнеров у меня не было, магазин по сути остался на автопилоте.

Клиентам приходилось объяснять, что товара нет и т.д. и т.п., самому было стыдно, но ничего сделать не смог.

После 1-й операции в больнице пролежал 4 месяца до февраля 2013-го. Клиенты таяли на глазах, а те, кто звонил, зачастую были в ярости: «так а чего вы тогда вообще телефон написали!?».

В итоге я нашел человека, который мог вести мои дела, на тот момент я отдавал ему почти всю прибыль, только для того, чтобы интернет-магазин был наплаву. Но мой партнер совершил серьезную ошибку. Дело в том, что когда заказы были от владельцев спортзалов и спортшкол, я лично ездил и разговаривал, смотрел помещение, какое оно и вообще сколько оно может вместить оборудования, плюс смотрел клиента, действительно ему это все нужно или он «мямлит». В общем, мой партнер не стал вдаваться в такие подробности. Это стоило мне 400 т.р. оборотных средств, последних денег магазина.

Когда доставили товар, директор ДЮСШ просто сказал: «эээ, ребят, слушайте, мы тут в подвале полазили, так у нас, оказывается, еще 10 бокс. мешков хороших, да тренажеры оказалось хоть старые, но есть, в общем, сейчас мы брать ничего не будем, места просто нет». Вот здесь, я думал, у меня инфаркт случится, денег на заказы для других клиентов у меня нет, а есть 15 боксерских мешков, 2 силовые станции и по мелочи — перчатки, накладки, шлема. Позвонил поставщику, объяснил мою ситуацию, что если они хотя бы половину товара не возьмут обратно, то я просто прогорю, мне отказали.

Сложно описать мои чувства в этот момент. На следующий день поехал по спортивным школам и боевым центрам, но, к сожалению, за неделю такой ходьбы я продал 5 боксерских мешков и несколько десятков комплектов накладки-шлем. В дальнейшем эти деньги ушли на мое лечение, а оставшийся товар на 300т.р. до сих пор лежит в гараже.

После 2-й операции и лечения сил заниматься уже просто не было. Из этой ситуации вынес пару серьезных уроков. На данный момент планирую снова заняться тем же, грабли уже прошел.

Подведение итогов

К сожалению, описал только верхушку айсберга; нюансов, конечно, десятки и сотни.
Постарался отметить основные моменты для начала, но и их не удалось описать в одной статье.

Общий итог:

  • Заранее анализируйте конкурентов, лучше выбрать узкую нишу, там реально подняться;
  • Перед созданием интернет-магазина «с нуля» ознакомьтесь с техническими тонкостями CMS и хостинга;
  • Создайте команду, пусть она будет из 2-3 человек, вначале этого достаточно;
  • С крупными заказами будьте внимательны, работайте хотя бы по 30-50% предоплате + доставка;
  • С поставщиками работайте сами, с покупателями тоже, это необходимо на этапе становления интернет-магазина.

Буду рад, если смог помочь людям, которые еще задумываются об открытии интернет-магазина.

Спасибо за внимание.

Автор:

Источник

Оставить комментарий