Как правильно защитить интеллектуальную собственность вашего SaaS сервиса?
Наш век характеризуется обилием высокотехнологичных инструментов в различных сферах жизни и бизнеса человека. Каждый день на рынке появляются новые программы, на следующий день создаются аналоги, а еще через сутки появляются апгрейд версии. И в таком ритме современный IT бизнес живет постоянно. Главное не упустить свой шанс и «золотую жилу».
Особое внимание стоит уделить такому относительно новому направлению IT бизнеса в России, как SaaS (ПО как услуга). Ввиду сравнительной дешевизны создания SaaS сервисов, доля этого рынка неуклонно растет. SaaS сервисы удовлетворяют потребности от малого до крупного бизнеса, дистанционно предоставляя набор необходимых услуг за крайне «божескую» плату. Но, вот вопрос – от чего тогда не ограничиться одним сервисом по бухгалтерии, одним по управлению персоналом (HRM), одним по документообороту, ну и по одному в каждом сегменте бизнеса, где есть потребность? Ответ на этот вопрос можно расписать на целую книгу – юзабилити, функционал, цена, безопасность, команда, бренд и т.д. А можно уместить в одну емкую фразу. Обилие схожих сервисов на рынке SaaS вызвано не иначе как желанием заработать на первоначальной идее.
Примерно этот процесс выглядит так:
— так или иначе была выявлена потребность;
— был создан первый прототип;
— сформировался спрос (рынок «захотел» и «жить без этого больше не умеет»);
— появилась относительно пустая ниша;
— все, поле для «копипаста» открыто.
В таком подходе нет ничего плохого, на против, это один из самых без рисковых способов создания бизнеса, особенно на рынке IT. Найти достойный пример и сделать «копипаст», адаптировав его под выбранную конъектуру рынка, быстрее и дешевле, чем заниматься полномасштабным анализом спроса и предложения, оценкой рисков, дорогостоящей разработкой с нуля и т.д.
*Иногда такой вариант называют бенчмаркингом.
Для тех, кто «положил глаз» на чужой сервис и тем, кто хочет быть «властелином колец» своего SaaS, ниже тезисно сформулированы несколько основных пунктов, которые нужно учитывать при создании и использовании интеллектуальной собственности.
1. Идея.
Существует множество мнений о том подлежит ли идея защите. В бизнес сообществе (особенно среди стартап команд) постоянно возникает вопрос о том – если я кому то расскажу о своей идее, то ее могут украсть или пока мой бизнес не найдет сильного покровителя, я не буду «громко кричать» о своей идее. Не без основательно с одной стороны. С другой – самым простым и действенным способом является как раз таки заявить об идее. Теперь подробнее на живом примере.
Если мы говорим о «голой» идее.
Я решила создать SaaS сервис в области управления персоналом, в котором возможно будет диагностировать потенциал сотрудников компании исходя из пройденных ими испытаний в виде тестов, кейсов и опросов. У меня есть примерная концепция будущего сервиса, я понимаю как и по какому маршруту будет составлен сценарий моего будущего сервиса. При этом у меня нет ничего – ни сайта, ни кода, ни дизайна, ни названия и нет компании. И я очень боюсь идти на «поиски единомышленников», потому что моя идея настолько хороша, что есть вероятность, что ее «украдут». По факту мою идею охраняет авторское право. Но, для того, чтобы оно вступило в силу мне необходимо оформить свою идею. Многими юристами не признается такой вид охраны идеи как депонирование. Потому что депонированию подлежат, как правило, все, что так или иначе может быть оформлено в виде рукописи или печатного издания. «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.» А почему бы не произвести депонирование деловой игры? Этот формат вполне подходит под требования, при этом в формате деловой игры возможно описать основной сценарий, который после ляжет в основу моего сервиса.
При условии, что я пока не уверена в том, что будущий сервис действительно будет разработан, и я не готова тратить сейчас деньги на депонирование в РАО (Российское Авторское Общество) или у нотариуса, то я могу воспользоваться методом, получившим название ««poor man’s copyright». Этот метод заключается в том, что я могу записать свою идею в тот же формат деловой игры и отправить самой себе по почте заказным письмом. Основным требованием является – не вскрывать конверт. Таким образом я подтверждаю, что в конкретный момент времени я владела такой информацией.
Самым действенным не только с точки зрения права, но относительно нашего общества является безусловно обнародование идеи. Говорите чаще, говорите больше, говорите везде, где только можете. Ну и конечно же как можно скорее приступайте к созданию продукта.
2. Первый шаг к владению.
Предположим, что у меня есть название, которое я хочу присвоить моему будущему сервису. Но, для того, чтобы зарегистрировать товарный знак нужно создать юридическое лицо или стать индивидуальным предпринимателем. В самом начале мне бы не хотелось торопить события, поэтому я подобрала домен, полностью (или максимально) идентичный с будущим названием моего сервиса и зарегистрировала его в сети Интернет на свое имя. Это пол шага, но это уже лучше, чем ничего.
Если же я все таки решила не медлить, а приступить к созданию своего SaaS HRM сервиса, то я приступила к оформлению юридического лица (или индивидуального предпринимателя). На него я в последствии оформлю доменное имя и товарный знак. Именно это будет частью моих основных активов.
3. Самое ценное – коды.
Если я не обладаю достаточной уверенностью в том, что мои коды не будут переписываться (по крайней мере в ближайшее время), то можно не применять комплекс защитных мер по приобретению, использованию, распространению, модифицированию, изучению и воссозданию аналогов, который заключается в регистрации баз данных/программ ЭВМ (Статья 1262 Гражданского Кодекса РФ).
Более простым способом закрепления за моей компанией кодов будущего сервиса будет закрепление отношений моей компании с разработчиками моей системы. Каким образом? Я заключаю договор на оказание услуг с разработчиками сервиса, в котором прописываю что я хочу, за какую цену и в какие сроки. Так же, в договоре обязательно пишу, что ТЗ (техническое задание) оформляется приложениями к договору. Так надежнее, потому что невозможно с первого раза написать такое критерии, которые будут идеальными в дальнейшем. В договоре обязательно указывается, что права принадлежат мне.
Есть альтернативный способ. Если у меня достаточно денежных средств, то я могу нанять на работу разработчика, подписав с ним трудовой договор, договор о неразглашении коммерческой тайны (ноу хау), в котором пишу о полной материальной ответственности сотрудника. И, конечно же, пишу о возможной упущенной коммерческой выгоде. Могу указать какую-нибудь суровую сумму, в качестве компенсации, главное, чтобы она была определена.
По мимо вышеуказанных способов защитить мое техническое решение, я могу зарегистрировать его отдельные элемента в качестве полезной модели или изобретения.
4. Украшательства.
Зарегистрировав юридическое лицо/ИП, доменное имя, товарный знак, написав коды, можно подумать, что на этом вся «собственность» и закончилась. Но, нет. Существует еще дизайнерское решение, в которое я вложила деньги и силы. И, продвигая свой продукт, я в первую очередь показываю свой дизайн своим пользователям. Его тоже необходимо защитить.
Защиту дизайнерского решения регулирует авторское право. Я могу провести процедуру депонирования дизайна в РАО, зарегистрировать его у нотариуса, нанять дизайнера по принципу, которым я пользовалась при написании кода, а могу зарегистрировать дизайн в качестве промышленного образца.
Используя основные способы, позволяющие защитить интеллектуальную собственность, можно максимально обезопасить себя от недобросовестных пользователей или конкурентов. Но, стоит отметить, что даже при условии того, что наше законодательство в области охраны интеллектуальной собственности и соответствует общемировым нормам и видоизменяется в ногу с трендами, все таки проблемы возникать могут. И, за частую проблемы связаны с тем, что компании не выстраивают во время свою защиту от неправомерных действий, так как общий уровень понимания необходимости такой защиты не до конца осознан нашим обществом.
Описанные мной методы подходят не только для SaaS сервисов, но и для других технических решений. В каждом конкретном случае необходимо разбираться персонально, вы же согласитесь с утверждением, что ваш бизнес неповторим и индивидуален? Пункты, положенные в основу данной статьи, являются общим базисом, а основная мысль заключается в том, что защищать свою интеллектуальную собственность необходимо. Для того, чтобы грамотно выстроить систему защиты, правильнее всего будет обратиться к специалисту в области интеллектуального права в интернете, так как область интернет права хранит в себе много подводных камней, о которых вам будет полезно знать до столкновения с ними. Успехов!
**изображение для поста было взято по ссылке — soft.mail.ru/Screens/news/2011/08/02/te_229996.jpg
Автор: aachernigova