У нас же есть техническое задание на систему / сайт / приложение / проект…

Ситуация

  • На входе в студию клиент (виртуально / реально не важно).
  • Клиент хочет что-то заказать у нас — систему, сайт, приложение, аппу, что угодно — все что можно разработать и даже потом скрестить бульдога с муровьедом например (1С битрикс, просто 1С, другие системы и наша разработка).
  • Высылает он нам нечто (как мы это видим), называя это «тз» (как он это видит) и говорит — оценить / посчитать / задать вопросы и далее везде, ожидая в ответ как правило получить вполне конкретную точную цифру и срок (беру пример крайней клиники) когда это будет готово.
  • Ждет.

За годы работы я пришел к работающей конструкции в данной части воронки моих продаж — я всегда отвечаю на такие письма — отлично, получил, я вижу ваши пожелания к решениям в письме и, а тз вы забыли приложить?

В такой конструкции диалог не выглядит слишком агрессивным и всегда случается плавный переход в следующий шаг воронки — позитивный диалог что такое тз и что там должно быть, что еще необходимо изложить именно клиенту, а особенно что не нужно излагать клиенту, а делать это должны мы.

Соглашение о терминологии

  • Артефакт — физическое представление в реальном мире чего либо сотворенного человеком.
  • Замысел — то что находится в голове или головах клиентов.
  • Пожелания — артефакт замысла.
  • Требования — согласованные с реальностью пожелания.
  • Физика окружения — в случае с сайтом это все компоненты из которых он может быть изготовлен согласно консорциому w3c. В случае с мобильным приложением — это apple developer program или andriod development и тд
  • Архитектурное решение — словесно сформулированное предложение о реализации требования, без применения элементов физики конечного окружения (мы говорим про экраны, не говорим про экраны айфона или андроида конкретно).
  • Техническое задание — подробная конфигурация сооружаемой системы с описанием свойств характеристик назначений каждого элемента и компонента, документ задание в производство, а также документ для приемочного тестирования.

Мухи отдельно — котлеты отдельно.

Рассмотрим очень коротенько жизненный цикл любого замысла и его реализации в реальность:

  1. Замысел (что) -> хотелось бы вина
  2. Пожелания (сформулировано зафиксировано) -> не послать ли нам гонца за бутылочкой винца
  3. Требования (контрольная точка) -> красное сухое французское
  4. Архитектурное решение -> будем потреблять дома из бутылок а не в розлив из бочки в ресторане.
  5. Техническое задание -> в магазине номер 5, выкупить 2 бутылки французского за 5 рублей каждую.
  6. Сооружение (производство, выполнение) -> сходили купили привезли показываем
  7. Получение (верификация) -> приняли по требованию, детали сверили с тз по необходимости.
  8. Ввод в эксплуатацию -> открываем бутылки
  9. Эксплуатация -> разливаем по бокалам, потребляем блага.

Еще раз с сайтом или мобильным приложением:

  1. Замысел (что) -> хотелось супер сервис который может делать дело
  2. Пожелания (сформулировано зафиксировано) -> нам нужен сервис который делает это дело X, Y, Z
  3. Требования (контрольная точка) -> сервис должен делать X, Y, а Z не возможно при наличие X и Y, давайте лучше H. ОК.
  4. Архитектурное решение -> X мы сделаем как страницу. Y будет как игра, а H будет как запрос через форму.
  5. Техническое задание -> X 5 экранов (нарисовано), 24 элемента (отмечены, описаны все данные), назначение каждого (выход от работы), сценарии поведения каждого (нажал увидел победил), действующие лица эксплуатирующие (менеджер, домохозяйка на айпеде), результаты от выполнения такие-то (информация получена, ачивка пройдена, письмо отослано, информация о товаре передана в сборку на систему склада и тд …)
  6. Сооружение (производство, выполнение) -> кодинг, сборка, тестирование по тз, прогон сценариев.
  7. Получение (верификация) -> деплоймент (развертывание в эксплуатационное окружение, appstore, amazon …)
  8. Ввод в эксплуатацию -> принята работа, пошли баннеры реклама, регистрации.
  9. Эксплуатация -> сервис работает, конверсии растут, кеш заходит в кассу.

Кто кому что должен?

Говоря о том что обычно может изложить клиент — это всегда пожелания, даже какие-то из них (малая часть) — потому как описать все пожелание человек не специалист не в состоянии просто по определению — не его контекст, и не должен он его понимать.

Для наглядности я изложил одному из клиентов схемку жизненного цикла одного(!) требования и по сей день показываю для ответа на вопрос что делать:

image

Если есть замысел то его необходимо извлечь из головы чтобы начать работу — поняли что хотим и записали. Это пожелания. Артефакты замысла клиента — это может сделать только клиент, замысел это его часть работы.

Обычно замысел в виде пожелания и высылают на почту ошибочно называя это техническим заданием, а это даже не требования.

Клиент начинает изложение пожеланий в любом формате — мы не рекомендуем в этот момент рисовать много чего-то и присылать огромные проекты — все они все равно пойдут в проработку начиная с простого списка требований, и поэтому не стоит просто тратить на это время.

Хозяйке на заметку: ожидания что какая-то компания подрядчик возьмет в производство без переработки ваше тз (если вдруг к примеру есть хорошо проработанное на детали тз — к себе в процесс) всего лишь говорит о качестве процесса в этой компании — если они могут его так извне менять, значит работают они хаотично, на глаз.

Практика показывает что в сложных (от слова сложение, комплексных) проектах (а это любая разработка или внедрение любой бизнес системы — от сайта компании, до комплексных внедрений множественных систем) — именно качество и отлаженность процесса у исполнителя является не только гарантией качества результата, а и в целом получения итогового результата а не зарывания бюджета в провода.

В целом техническое задание это документ по сути своей не такой важный для работы над проектом со стороны клиента, сколько важна возможность в любой момент времени обратиться к любому из элементов системы и посмотреть как он будет работать, а также принять его готовность по заявленному документу.

Куда важней этот документ для производства внутри компании подрядчика, а также для контроля выходного продукта на соответствие всем заявленным требованиям и ограничениям — так мы получаем качество.

Вот простые правила предъявляемые мною к любому техническому заданию:

Требования к техническому заданию
  1. Техзадание должно быть
  2. Оно пишется исполнителем в противовес на согласованные требования и подписывается сторонами.
  3. Техническое задание содержит полное и исчерпывающее описание создаваемой системы в терминологии физики решения, в ее эксплуатационном окружении и четко недвусмысленно дает ответы на вопросы:
  4. как именно по шагам отвечая на конкретные воздействия пользователя будет работать любой элемент системы.
    1. как при этом он будет выглядеть
    2. каково его назначение в рамках всей системы
    3. как будет обслуживаться данный элемент в процессе эксплуатации и кем
    4. и тд.

  5. Содержит критерии приемки результата — что именно в рамках физики системы дает ясное понимание что конкретный элемент или сценарий системы работает корректно и успешно.
  6. Написано в паре со специалистом (с подтверждаемой квалификацией) в области системной инженерии требований и специалистом по проектированию взаимодействию с системой.

О требованиях

Требования — это описание (модель) системы к которому сбоку мы приписываем деонтическую модальность. (Анатолий Левенчук)

Отдельно стоит отметить что Бизнес требования — это тербования к тому как должна протекать деятельность системы.

Требования отличаются от пожеланий по простому принципу: требование = пожелание + обоснование.

Для того чтобы обосновать требование необходимо предоставить артефакты подтверждений что требования определены реальной потребностью и своим выполнением перекроют (согласуется с) миссию всего проекта (http://deppkind.livejournal.com/1863.html)

Все требования записываются списком в одну большую таблицу в три колоночки:

| 1. требование | 2. для чего нужно | 3. возможное решение |

Не существует требований второго порядка, или вложенных — требования это конкретное требование к выдаче от системы во внешний мир — что система должна выдать в конкретный момент времени и места.

Требования располагаются всегда на выходе результатов работы функции системы и входе в реальный мир — в котором пользователь системы ее эксплуатирует.

Самое главное что нужно указать чего это делается (я прошу это указать во второй колонке, и это самое важное что может быть) — так как требования пишутся вместе с клиентом — всегда помогаем это сформулировать, иногда это сложный процесс для многих.

Примеры требований из реальных проектов:

  • Каталог должен показывать (в глаза) товары
  • Логистическая система должна выдавать маршрут (на бумаге, в электроном письме опять же в глаза и мозг) — чтобы выполнение доставки шло согласно плану.
  • SMS о тренировках должны приходить на телефоны (устройства) — чтобы не звонить каждому.
  • Страница товара должна передавать конкретную информацию x y z (в глаза) — для принятия решения о …

В третьей колонке я прошу указать видение решения — как клиент видит что его решение могло бы работать, своими словами — пусть у нас это будет как на этом сайте (обычно так бывает), или мы хотели бы чтобы эта часть открывалась в отдельном окне. Все должно быть синим.

Если какое-то пожелание из видения решения становиться крайне важным — оно перекачивает в раздел документа под названием «Ограничения на решение».

Стоит отметить что ограничения всегда усложняют процесс создания решения и не всегда продиктованы потребностями внешнего мира, поэтому мы их пишем в третьей колоночке и стараемся указать на то что это некая подсказка для нас как бы клиенту было приятнее или удобнее решать ту или иную задачу.

Все это позволяет синхронизировать онтологию мира клиента и нашу для более ясного взаимопонимания.

Когда у нас есть требования — дальше все отрабатывается на автомате — процесс просто выполняется. Тут уже дело техники — за хорошим исполнителем как правило не заржавеет.

Требования обязательно и всегда согласуются друг с другом, формулируются обоснования, проверяется их выполнимость, делается трассировка и тд.

Требования надо обосновать — что вы все не высосали из пальца. Документы, решения и прочие артефакты всегда кстати.

Трассировка требований — это инструмент, позволяющий показать степень проработки и влияния требования на компоненты системы.

В этот момент можно понять степень влияния требований. Требования поменялись — конфигурация поменялась — еще и указывает трассировку и степень влияния.

Требования подписываются сторонами. Требования легко меняются и дополняются постоянно в процессе работы, это фиксируется и не мешает работе. Требования пишутся клиентом — согласуются исполнителем, подписываются сторонами.

Если говорить о распространенных заблуждениях о том что нужно всегда формулировать выгоду от создания продукта или функции, всегда нужно иметь ввиду что мы говорим только о части работ по возведению системы в жизнь и эксплуатацию, и ни разу не говорили о бизнес стратегоровании или требованиях к бизнесу.

Чуть подробнее на поиск решения через Job Stories я писал тут deppkind.livejournal.com/3259.html.

Поэтому когда мы говорим про требование и техзадания мы всегда говорим — не выгода а выдача.
Стоит понимать что назначение технического задания — это контрольная точка на вход в производство и выход из него.

Назначение документа-требований — проработка пожеланий и контроль результата.

Если у вас тз на самом деле всего лишь ожидания или непроработанные пожелания — задайте себе вопрос — каким образом вы проконтролируете выход из производства достаточно комплексного продукта?

Где брать требования?
  • Сесть и писать — ничего в этом сложного вообще нет. Требования это ваши же ожидания.
  • Если совсем сложно — требования можно заказать, кто сколько берет за это (это интервьюирование вас, где и как это делать каждый решает сам — я делаю это только в студии и за деньги), тут помесь работы секретаря + машинистки. Ну и контрольные вопросы конечно же от нас )
  • На собранные требования можно давать решения — а только на каждое решение может быть уже цена и сроки. Можно за 5 рублей а можно и за 50 лямов. Тут кто что вам предложит на рынке, каковы ваши потребности и ситуация.
  • Ждать и требовать подробнейшее тз от исполнителя.
  • Только после четкого понимания пускать в сооружение (разработку) систему.
  • На этом все, от себя могу добавить что могу с удовольствием проработать с публичным разбором ошибок ваши техзадания и требования бесплатно (или приватно в качестве экспертизы платно).

Вопросы, комментарии приветствуются.

Найденные опечатки исправляются, добавляются новые.

Оригинал deppkind.livejournal.com/3449.html

Какова сейчас средняя температура по больничке

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовало 5 человек. Воздержавшихся нет.

Автор: deppkind

Источник

Оставить комментарий