Аналитика для театральной сферы – новая ниша для стартапов
Евгений Барбашин, руководитель сектора системных технологий ИТ Мариинского театра, 6 октября примет участие в форуме GoTech, где расскажет об информационной трансформации одного из самых знаковых театров оперы и балета в мире. В преддверии форума он рассказал о сегодняшнем дне и будущем информационных технологий в театральной сфере, где найдется место и стартапам.
Информационная инфраструктура Мариинского театра сегодня развивается в нескольких ключевых направлениях. Первое – это билетная система. С одной стороны, ее эксплуатация длится уже 20 лет, с другой – мы продолжаем ее совершенствовать в зависимости от задач, направленных на удобство зрителей. Начиналось все с идеи перехода от бумажных билетов на электронные, а сейчас мы уже активно развиваем систему интернет-продаж, доступную с разных устройств. Мы анализируем возможности больше подстраиваться и персонализироваться под нужды пользователей, в первую очередь, мобильной аудитории.
Второй важный процесс – автоматизация деятельности подразделений внутри театра, это так называемая система управления спектаклями (аналог ERP-системы). Ее активным развитием мы занимаемся последние три года. Одна из задач – вовлечение как можно большего числа подразделений, особенно это касается артистов, репетиционных площадок, всех цехов (оперы, балета, оркестра). Основной драйвер развития системы – конечно, артисты, которые хотят удобно работать со своим графиком и получать оперативную информацию на свои мобильные устройства.
Еще одно направление – системы технологического уровня, связанные, например, с хранением, учетом и передвижением декораций. Это необходимо, так как ежедневно мы показываем до 10-ти представлений, что, конечно, значительно влияет на ту же логистику.
Отдельно можно рассмотреть развитие нашего сайта и смежных проектов. В сайте мы видим перспективы развития билетных продаж и интерактивного взаимодействия со зрителем, работаем над улучшением его использования на мобильных устройствах. Параллельно развиваем два проекта – mariinsky.tv и mariinsky.fm.
Идеей видеотрансляций и записей мы занимаемся уже очень давно. Еще в 1999 году наш театр первым в мире провел прямую трансляцию оперы. В 2010 году мы создали mariinsky.tv, начинали с технологий автоматической адаптации изображения при трансляциях к возможностям получателя картинки. Сегодня на этом ресурсе уже около 1000 записей. В среднем в течение сезона мы организовываем одну трансляцию в неделю, есть и отдельные проекты по сотрудничеству с регионами и организованным коллективным просмотрам. Например, трансляции наших концертов и спектаклей смотрят в филиалах музея Великого Новгорода по всей Новгородской области. Что касается mariinsky.fm, то здесь мы используем архивы аудиозаписей на лентах 60-70-х годов, оцифровываем их и выкладываем в сеть.
По обоим проектам у нас есть идеи дальнейшего развития, связанные главным образом с доступностью для мобильных устройств. На mariinsky.tv в планах переход к созданию виртуального канала, фактически интернет-телевидения. На mariinsky.fm планируем создание подкастов, и работаем над доступностью эфира в мобильном приложении.
Новые площадки как повод к трансформации
Определенный импульс к развитию ИТ-инфраструктуры нам дали две новых площадки – это вторая сцена в Санкт-Петербурге и Приморская сцена во Владивостоке. С вводом в эксплуатацию второй сцены в Петербурге мы получили дата-центр, хорошую и быструю сеть, видео и IP-телефонию, что намного облегчило работу ИТ-служб. Сцена, конечно, была интегрирована в единую систему управления всеми объектами и людьми. Приморская сцена в чем-то похожа на вторую сцену в Петербурге или Метрополитен-опера в Нью-Йорке. До того, как она перешла под наше управление 1 января этого года, полноценного филиала, где проходили спектакли или концерты, у театра не было. Для развития ИТ-инфраструктуры с появлением этой сцены встали задачи по безопасной связи, наличию достаточного канала данных. Сейчас для этого у нас есть три разных Virtual Private Network. Также необходимо было перевести на основную платформу билетную систему. Мы передали туда несколько серверов, объединенных единым хранилищем, создали там два кластера виртуализации, на базе VMWare vSphere и Microsoft Hyper-V, аналогичные тем, что есть у нас в Санкт-Петербурге, только с меньшим количеством ресурсов. И теперь решаем локальные задачи для Приморской сцены – а именно, бухгалтерский учет, обмен файлами, связь с системой управления. Сайт мы перенесли в Петербург, а билетная система работает в двух городах, но фактически она единая.
Почему зарубежный опыт не применим
Когда мы сравниваем свой опыт с другими нашими коллегами, то обычно говорим о Большом театре. В целом мы двигаемся в одном направлении и решаем схожие задачи. Но есть некоторая специфика, например, у Большого остро стоит вопрос борьбы с перекупщиками при продаже билетов. Кстати, что касается билетной системы, то сначала она была разработана у нас, а затем уже внедрена в Большом театре.
При сравнении с зарубежными театрами огромное значение играет система планирования репертуара. Они работают по блочному принципу формирования расписания спектаклей. Такая система проще, так как с ней меньше технических проблем, но продать билеты на 20 одинаковых спектаклей, идущих подряд, конечно, сложнее. Напрямую переносить технологические решения, увиденные нами за рубежом, пока не получается. Причина — в России своя специфика законодательства в области реализации билетов и бухгалтерского учета. Когда-то мы задумывались над тем, чтобы купить систему учета продажи билетов в Великобритании или США, но пришли к выводу, что ее доработка в соответствии с российскими стандартами выйдет дороже, чем непосредственная разработка в России.
Есть ли будущее в театре для стартапов?
Большинство наших разработок создается силами собственного ИТ-отдела. Он был открыт еще в 2002 году с задачами по поддержке билетной системы. Но затем стал постепенно заниматься дополнительными разработками. Например, сайт театра делал внешний подрядчик, но все его новые версии были уже созданы нашим отделом. С крупными компаниями взаимодействуем в части развития инфраструктурных проектов. Так, в работе над второй сценой в Петербурге участвовали Cisco и EMC. Первую версию системы управления спектаклями разработала компания Digital Design, но все остальные ее доработки мы уже взяли в свои руки.
Сейчас завершаем первый серьезный проект со стартапом – создание мобильного приложения. Оно уже находится в высокой степени готовности. Сами разработчики находятся в Калининграде. Но в целом, работать со стартапами намного сложнее из-за специфики законодательства в сфере государственных закупок.
С моей точки зрения закупка работ по интеллектуальной собственности заслуживает отдельного закона или отдельных закупочных процедур. Разработка сайта или программы не то же самое, что покупка сервера или компьютера. Примером может выступать коммерческий сектор, где более гибкое отношение к срокам создания продукта или решения. У нас же все намного строже, и любая просрочка какого-либо этапа – это штраф. Аналогично и с процедурами согласования выполненных работ. Закон требует очень четкого технического задания, но в нашей сфере все иначе. У заказчика есть идеи и задачи, которые надо решить, а, как это будет происходить, становится понятно уже в процессе разработки. Так что пока остаются возможности небольших закупок, например, на разработку элементов дизайна или решение отдельных задач в рамках больших систем.
В ближайшем будущем я вижу два ИТ направления, которые будут популярны в театральной индустрии. Первая – это развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, у нас есть видео 360, но достаточно развитой среды вокруг этого нет. То есть существуют отдельные решения, тогда как необходима синергия в этой области и наличие большого объема контента.
Второе направление – аналитика. Сегодня большие корпорации уже не видят своей жизни без аналитики, а вот представители искусства пока отстают, хотя всем театрам это должно быть интересно. Большие данные дадут нам достаточно понимания того, что интересно зрителям. В этом же направлении интересны решения, связанные с искусственным интеллектом. Необходимо уменьшение разрыва между пониманием того, как у нас организованы данные, и тем, какие результаты мы хотим от них получить. И, кстати, именно здесь крупным компаниям будет не так интересно заниматься этими задачами, так как они больше нацелены на коммерческих гигантов. А вот для стартапов появляется реальная ниша.
Автор: