Гастарбайтеры из Сибири. Или как мы построили квест в Словакии за 4,5 дня
14 декабря 2016 года мы вылетели в Калининград, чтобы забрать арендованное авто, погрузить необходимые материалы и через 16 часов оказаться в Банска-Бистрице. Мы работали по 12-14 часов ежедневно, чтобы закончить проект в срок и успеть выехать из Шенгена, пока виза не закончилась.
Но давайте обо всем по порядку. Под катом очень длинная история нашей поездки.
Цель поездки
За 3 месяца до упомянутой даты к нам обратилась семейная пара из Словакии. Ребята хотели открыть в Банска-Бистрице реалити-квест и обратились к нам за помощью. Мы развиваемся по франшизе и работаем только с русскоговорящими партнерами, до иностранной поддержки пока не доросли.
Игорь и Светлана переехали в Словакию из Москвы, устав от жизни в большом городе. Город Банска-Бистрица — полная противоположность столицы: маленькие улочки, спокойная и размеренная жизнь, хорошее пиво, термальные источники и горы вокруг. Это третий по численности населения город в Словакии, хотя в нем живет всего 80 000 человек и еще 30 000—40 000 студентов. Квестов в городе не оказалось, да и вообще во всей Словакии всего 3 квест-комнаты. Ниша свободна — можно открываться.
Примерно с такими мыслями Игорь и пришел к нам. В итоге остановились на открытии одного квеста — «Охотников за привидениями». Мистика, не страшно, но немного жутковато. Сложные и разнообразные задачки. Атмосферная озвучка. Подойдет для первого квеста в городе. Но проблема возникла при первом просчете сметы — местная рабочая сила стоит просто космических денег. За 1 рабочий день мы заплатили 240 евро двум строителям! Найти электронищка, который смог бы травить платы и перепрошить контроллер — невыполнимая задача. У партнеров возникла проблема даже с электриком, к которому пришлось записываться за неделю, и, опять же, день работы вместе с проводами обошелся в 330 евро.
Тоже самое с декоратором/бутафором — хоть квест и не предполагает оторванных рук и других муляжей, но внутреннюю атмосферу обеспечивает именно работа декоратора. Первая комната квеста представляет собой затхлое жилище гадалки, немного затопленное, со старыми затертыми сертификатами ее успехов и достижений. Вторая комната по сюжету обгорела после вмешательства привидения. Всего этого не передать без декорирования.
В итоге, уже после покупки франшизы ребята поняли, что они не могут сдвинуться с мертвой точки и просто финансово не потянут проект. И предложили нам построить его под ключ. Такой услуги у нас не было, хотя мы и планировали в 2017 году начать производить электронику партнеров с монтажом на месте. Мы составили новую смету выездных работ, список реквизита и электроники, ударили по рукам и начали подготовку.
Подготовка
Второй шаг к постройке квеста, который идет после поиска помещения, — это планировка. Мы делаем план во Флорплэнере. За это отвечает Катя — наш менеджер отдела развития. Она прошла более 160 квестов и знает, как должен выглядеть «Квест-Хаус».
Это план помещения от Кати. Общая зона выделена фиолетовой рамкой. Все остальное — сам квест.
Важные моменты при планировке общей зоны:
- В каждом «Квест-Хаусе» есть как минимум две зоны для фотографий. На данном плане заложена фотозона с логотипом и фотозона с часами. Чем больше вы заморочитесь с общей зоной, тем лучше будет первое впечатление от квеста и тем больше вы получите вирусного эффекта. Люди сейчас находятся в постоянном поиске лучшего места для селфи, дайте им сразу несколько таких мест!
- Зона администратора с ресепшн расположена в левой части помещения. Если в заведении больше двух квестов, то обязательно выделяется операторская, откуда оператор управляет игрой, дает подсказки и следит за безопасностью игроков.
- В данном случае мы теряем много пространства на коридор до санузла, если быть точнее: 7,77 м2. Идеальным решением было бы продолбить дверь в туалет прям из общей зоны, но там несущая стена. А в Словакии с этими вопросами все сложно.
- Обращайте внимание на то, что клиент видит, когда только заходит к вам с улицы. В нашем случае он видит авторские часы-фотозону. Мы настояли на том, чтобы не жалеть денег и сделать их максимально эффектными.
Важные моменты при планировке квеста:
Здесь наша задача максимально сократить расходы партнера на ремонт. Ко всем квестам есть типовая планировка, которую остается только адаптировать. Поэтому при подборе помещения мы сразу критически его оцениваем. Любые перегородки, которые придется возводить — это лишние траты для партнера. С учетом этого, перепланировку стараемся свести к минимуму.
Для проводки мы делаем отдельный план с пояснениями.
В документе по каждому пункту описывается тип провода, который необходимо подвести. Помечается как его необходимо вывести, на какой высоте и другие подробности. Под номером ноль указан щиток, к которому необходимо вывести все провода с каждой загадки. Такой же план делается для колонок, системы обратной связи и камер.
Идем дальше.
Мы как подрядчики отвечаем за электронику, загадки, бутафорию и декорации. Партнеры взяли на себя общестроительный ремонт и покупку крупного реквизита: столов, стульев, шкафов и всего, чего потребуется и не поместится в чемоданы. Для этого у нас есть список реквизита с фотографиями.
Для организации работы и хранения информации мы используем Гугл докс.
Всё. Игорь со Светланой знают, что строить, что покупать и как это разместить. Дальше дело за нами — произвести загадки и общий щиток управления.
«Охотники» — не самый сложный квест по электронике. Он состоит из 7 электронных загадок, двух автономных загадок без привязки к щитку и самого щитка, в который входит управление светом, звук и панель управления.
Если убрать массивные предметы, то набор выглядит примерно так.
А вот, например, алтарь из финальной загадки.
Потоковое производство у нас пока не налажено, поэтому каждый квест мы делаем с нуля. На это уходит много времени, зато мы работаем без постоянных затрат и всегда заранее знаем, во сколько обойдется производство. Цех по производству электроники — это хорошо, но он требует постоянного потока заказов. Мы планируем открыть собственный цех в марте 2017 года.
Но мы отвлеклись! Составляем список покупок, специальный человек едет и покупает сразу все-все, что необходимо. Иногда приходится что-то докупать по мелочи, но 95 процентов мы покупаем сразу.
Далее работа делится на части: для электронщика, для реквизитора. В случае с «Охотниками», реквизитор занимается производством алтаря (его верхней деревянной части с нужными отверстиями) и берет на себя кучу мелкого реквизита: сертификаты, специальные замки, фонарики, распечатки, фотографии, календарики, и даже поварешку.
Электронщик же начинает с щитка и постепенно реализовывает загадки, одну за одной.
Команда
Реквизит произведен, визы получены, в Словакии стены возведены, — все готово к нашему приезду! Представляю команду, которая поехала на сам выезд.
Главное действующее лицо — Андрей, наш разработчик электронных плат. По сути, от него зависит производство квеста на 70 процентов, не меньше. Если мы приедем, подключим щиток, а он взорвется, то можно разворачиваться и ехать обратно.
За красоту отвечала Екатерина Швецова, наш декоратор. Катя работает в театре и постоянно помогает нам с реквизитом и декорациями в локациях.
За организацию процесса отвечал я, автор этого текста, Евгений Гришаков. Мне доставались задачи, которыми другим некогда было заниматься: что-то подкрашивал, прокидывал провода, забивал гвозди, занимался работой с местными строителями и партнерами.
Маршрут
Маршрут был такой:
- На самолете: Новосибирск — Москва — Калининград
- На арендованном авто: Калининград — через Польшу — Банска-Бистрица
Весь путь у нас занял почти 30 часов: 10 часов перелеты с ожиданиями рейсов, 4 часа докупка материалов и аренда авто в Калининграде и 16 часов путь до Банска-Бистрица.
И это был просто ад. Дело в том, что поляки выдали нам визу ровно на 7 дней (это долгая история «почему»). Поэтому нам пришлось экстренно менять билеты, собираться за сутки и вылетать рано утром из Новосибирска. Получалось, что если вычесть дорогу, у нас оставалось буквально 5 дней на монтаж всего оборудования и декорации. Этого было очень мало, мы планировали справиться за 2 недели. Но, спасибо полякам, мы сделали невозможное.
Почему мы сразу не полетели в Словакию? Дело в том, что нам нужно было с собой взять вывеску и специфичные краски из России. Загрузить это все в самолет не представлялось возможным, пришлось делать такие кульбиты. Так даже интереснее!
Строительство квеста
Приехали, поспали 3 часа и помчались в квест. Заселились в 30 километрах от Банска-Бистрицы, в городе Доновалы, горнолыжном курорте. Рядом с квестом жилья либо не было, либо оно было неприлично дорогим. Но нам-то что, мы уже проехали 1000 километров!
Первый день мы потратили на составление плана. Говорят, что 1 минута, потраченная на план, экономит 10 минут на реализацию. Мы не верим никому на слово, но решили проверить. Экономит! В этот же день мы составили список покупок и докупили все необходимое: провода, саморезы, краску, клей и другие мелочи.
Электроника
По электронике был план следующий:
- Монтируем все загадки, которые легко смонтировать.
- Монтируем щиток и подключаем эти загадки
- Запускаем щиток.
- Подключаем сложные загадки
- Настраиваем камеры и систему обратной связи
Между 3 и 4 пунктом подключался я, чтобы со строителями подготовить загадки: для крышки алтаря подготовить основание, прикрепить часы на стену, проштробить пол и залить там эпоксидкой герконы.
Щиток состоит из платы управления (до сего момента хватало AVR), массива плат дискретных входов и выходов. В качестве интерфейса используется символьный LCD и кнопки. Интерфейс общения всех железок — IIC. Для подключения удаленных пультов и модулей используется RS485 с проприетарным протоколом.
В итоге изготовление электроники сводится к производству плат трех видов и изготовлению отдельных загадок. Сами загадки строятся на платах Arduino Nano для экономии времени и общение загадок с щитком осуществляется дискретными сигналами 5-12В.
Основной идеей разработок было полная автономность системы. Глядя, как конкуренты пишут приложение на ПК, которое управляет Arduino Mega, мы решили исключить компьютер в качестве интерфейса. Звук вынесли как отдельные плееры либо как одноплатный компьютер с несколькими аудиокартами. Управление сценарием возможно в виде пропуска текущих загадок через интерфейсную панель.
В перспективе мы планируем использовать в качестве платы управления одноплатный компьютер на ARM с возможностью сбора статистики на сервер компании.
Декорации и реквизит
Работа над декорациями делится на 2 части: часы в общей зоне и декорации внутри квеста. На часы уходит порядка 35 процентов времени, на все остальное — 65 процентов.
Заключение
В итоге мы закончили строительство квеста за 4,5 дня. У нас оставалось ровно 3 часа на то, чтобы погулять по Банска-Бистрице, посмотреть местные достопримечательности и сходить в бар. Компанию нам составили наши партнеры. Мы просили позвать с нами на встречу словаков, но не вышло. А ведь общение с аборигенами всегда самая интересная часть отдыха!
Мы выехали из зоны Шенгена за 4 часа до закрытия визы, провели пару дней в Калининграде и вернулись в Новосибирск. Уставшие, но довольные собой.
Автор: