Кто есть кто на рынке патентных услуг
В жизненном цикле каждой компании рано или поздно возникает вопрос, так или иначе связанный с интеллектуальной собственностью (ИС) – будь то патентование изобретений, регистрация товарного знака, депонирование программы, спор, связанный с использованием доменного имени или нарушением исключительных прав, патентные исследования в связи с госконтрактом, независимая оценка патентов и т.п. Для решения такого рода вопросов необходимы соответствующие специалисты. Мой опыт общения с клиентами показывает, что руководство компаний не всегда имеет четкое представление о том, какие специалисты им нужны в подобных случаях. Далее – краткий обзор «функционала» специалистов по ИС, помогающий сделать правильный выбор исполнителя для каждой конкретной задачи.
Патентоведы и патентные поверенные
Патентовед – специалист в области патентования изобретений, полезных моделей. Патентовед – это профессия. Как, скажем, искусствовед или товаровед.
Патентный поверенный – гражданин, зарегистрированный в Роспатенте и осуществляющий деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами (Закон РФ о патентных поверенных). Патентный поверенный – это статус. Единственное отличие патентного поверенного от любого другого гражданина – наличие регистрации в Роспатенте, дающее условно-монопольное право представлять интересы иностранных лиц перед Роспатентом. Условность этой монополии связана с тем, что Гражданский кодекс РФ и международные договоры РФ устанавливают ее необязательность для стран-членов ВТО (164 страны на июль 2016 г.), а также ряда стран ближнего зарубежья. Плюс патентные поверенные имеют пару процедурных послаблений в Роспатенте.
Патентовед, как правило, работает в штате более-менее крупного предприятия или патентной фирмы – там, где имеется достаточно задач для постоянной загрузки штатной единицы, или ведет частную практику (действует как фрилансер). Функционально патентоведы делятся на три группы – узких специалистов, «мастеров на все руки» и «перекладывателей бумажек».
Узкие специалисты-патентоведы:
— «заявочники» – исторически (еще с советских времен) наиболее уважаемая часть племени патентоведов; они составляют патентные заявки на изобретения и полезные модели;
— «эксперты» и «патентные инженеры» в патентной фирме – специализируются на ведении переписки по заявкам с патентным ведомством; сами заявки они либо не составляют вовсе (при работе с иностранными заявителями), либо делают это редко;
— «искатели» – специализируются на информационном поиске (по патентным и непатентным источникам информации) и предварительном анализе;
— судебные эксперты, выполняющие судебную патентоведческую экспертизу;
— сотрудники Роспатента и подведомственных ему организаций (включая государственных экспертов ФИПС) – эта категория относится к патентоведам условно, но добавлена в список, поскольку ее представители также действуют на рынке патентных услуг.
«Мастера на все руки» – патентоведы, у которых загрузки по одной специализации не хватает и они вынуждены заниматься всем подряд. Иногда даже совмещать патентную и непатентную работу. Часто встречаются среди штатных патентоведов на промышленных предприятиях и в учебных заведениях, а также в мелких универсальных патентных фирмах.
«Перекладыватели патентных бумажек» – клерки (офисный планктон), нужны для освобождения более квалифицированных патентоведов и патентных поверенных от рутинной канцелярской работы. В патентных фирмах обычно именуются «помощниками патентных поверенных», в юридических фирмах – «паралигалами».
Патентный поверенный зарегистрирован в Роспатенте хотя бы по одной из следующих специализаций:
— изобретения и полезные модели;
— промышленные образцы;
— товарные знаки;
— наименования мест происхождения товаров;
— программы для ЭВМ, базы данных, топологии ИМС.
Строго говоря, патентными поверенными в узком смысле, принятом в международном правовом поле, должны называться лишь те, что зарегистрированы по изобретениям и полезным моделям. Например, в США патентный адвокат (patent attorney) или патентный агент (patent agent) регистрируется в USPTO только по изобретениям, для чего он должен иметь техническое или естественнонаучное образование. Для работы с товарными знаками, промобразцами и т.п. достаточно обычного статуса адвоката и регистрация в USPTO не требуется. Та же ситуация и с Европейским патентным ведомством. У нас в 1992 году при принятии первого Патентного закона было решено называть патентными поверенными специалистов по всем специализациям, хотя для патентования промобразцов и регистрации товарных знаков каких-либо инженерных знаний не требуется, а регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС – и вовсе рутинная задача, вполне посильная для планктона (главная задача – без ошибок заполнить заявление).
Патентными поверенными, как правило, становятся патентоведы с сохранением характера своей прежней деятельности: кто писал заявки – тот обычно и продолжает их писать, кто обслуживал иностранных заявителей – продолжает делать то же самое, только за двойную зарплату, поскольку теперь сам подписывает документы, а кто перекладывал бумажки – столь же успешно перекладывает их в новом статусе.
Юристы и адвокаты
Корпоративные юристы (работающие по найму) и адвокаты (деятельность которых носит публичный характер), специализирующиеся на ИС, занимаются, в основном, спорами в области авторского права и смежных с ним прав, патентными спорами (в широком смысле – по патентам, товарным знакам, доменным именам), внесением в таможенный реестр, недобросовестной конкуренцией и т.п.
Функционально они делятся на две основные группы:
— литигаторы – занимаются спорами в судах всех видов и инстанций, а также в ФАС;
— медиаторы – занимаются внесудебными спорами (в том числе – с целью поиска возможностей примирения спорящих сторон).
Иногда юристы и адвокаты становятся также и патентными поверенными, хотя такое совмещение статусов наблюдается сравнительно редко.
Менеджеры по ИС
Это профессиональные управленцы, специализирующиеся на ИС. Встречаются в крупных российских компаниях (нефтегазовый комплекс, атомная промышленность, производство вооружений и военной техники, пищевая промышленность, фармацевтика) и в российских филиалах транснациональных корпораций – они обладают общими знаниями об ИС, достаточными для выполнения своих функций: выработки стратегии предприятия в области ИС, руководства работами по получению и поддержанию в силе охранных документов, мониторингу нарушений прав, получением и предоставлением лицензий, координирования действий внешних специалистов, привлекаемых для решения конкретных задач и т.п. Некоторые менеджеры по ИС для солидности регистрируются в качестве патентных поверенных, но патентоведческой работой почти никогда не занимаются (не царское это дело).
Кого и как привлекать к работе
Как видно из обзора, приведенного выше, выбор исполнителя для конкретной задачи, связанной с ИС, следует осуществлять, исходя из характера задачи, ее сложности, предполагаемого объема работ и формальных ограничений в силу закона.
Например, проведение патентного исследования по ГОСТ Р 15.011 и подготовку отчета целесообразно поручать патентоведу (патентному поверенному) с приличным опытом в решении именно таких задач в той же или в смежной отрасли. Поскольку соблюдение ГОСТ Р 15.011 требуется, как правило, при выполнении государственных контрактов (в т.ч. военных), исполнитель должен быть достаточно опытным в общении с ведомственной бюрократией на этапе сдачи отчета представителю заказчика, который будет придираться к формальностям (запятые, шрифты, абзацы и т.п.). У меня был случай, когда принимающая сторона (заказчик заказчика) заставила включить в отчет по ГОСТ Р 15.011 с полдюжины пустых таблиц с пояснениями, почему они пустые. Ибо сказано «люминь» – значит «люминь».
Выбор исполнителя для составления патентных заявок на изобретения требует особого внимания и осторожности. Стоимость таких услуг на рынке имеет большой разброс – от 30 т.р. до полумиллиона. Поставщика с ценой ближе к нижнему пределу есть смысл выбирать в случае необходимости подачи «номинальной» заявки («для галочки») – для отчета по госконтракту или по гранту, для выполнения плана, для «надувания» оценки компании при инвестициях, для кандидатской диссертации и т.д. Если по заявке предполагается получение патентов в нескольких странах (особенно – в Европе и США), то готовить ее следует по-взрослому, чтобы не подвергать риску вложения в зарубежное патентование (5–10 k$ на каждую страну для каждой заявки). Стоимость комплекса работ по созданию такой заявки будет ближе к верхнему пределу указанного диапазона цен. Иногда потенциальный исполнитель намекает на «деловые связи» с экспертизой Роспатента. Не берусь утверждать, что таких связей не существует. Но патент, полученный с применением коррупционных механизмов или административного ресурса, скорее всего, не будет обладать достаточной устойчивость к аннулированию и, если даже и выстоит в ППС (Палате по патентным спорам Роспатента), то уж всяко упадет в СИПе (Суде по интеллектуальным правам).
Патентоведческую экспертизу в случае уже возникшего или потенциального патентного спора должен проводить опытный эксперт-патентовед. Бессмысленно поручать ее всеядной экспертной организации (неважно – государственной или коммерческой). В отличие от автоэкспертизы, потребительской экспертизы, почерковедческой экспертизы и т.п., патентоведческая экспертиза – сравнительно редкое явление, поэтому штатных патентоведов в таких организациях нет и они (организации) занимаются лишь перепродажей заключений, сделанных случайными подрядчиками-физлицами за минимальную плату. Качество таких заключений вызывает большие сомнения.
Для ведения патентных споров в суде лучше всего собирать команду, в составе которой должен быть опытный литигатор (юрист-судебник), съевший зубы на процедурных вопросах, обладающий навыками НЛП и связями в юридической сфере, а также хотя бы один опытный патентовед или патентный поверенный, чья задача – снабдить литигатора технически грамотной и юридически выверенной аргументацией по существу спора.
Независимую оценку патентов и товарных знаков проводят сертифицированные оценщики. Оценка может потребоваться при отчуждении патентов и товарных знаков (продажа, передача на баланс), приобретении в порядке правопреемства, залоге, инвестициях, создании совместных предприятий, повышении балансовой стоимости НМА с целью одобрения банком кредита, IPO и т.п. Оценщик должен быть хорошо знаком с той областью деятельности, к которой относится патент или товарный знак. Он должен состоять в СРО, его деятельность должна быть застрахована в установленном законом порядке. Если стоимость работ по оценке определяется в процентах от оценочной стоимости, следует предпринять меры против необоснованного ее завышения.
Вместо заключения
При выборе исполнителя не следует доверяться лишь «внешним» признакам квалификации – наличию статуса патентного поверенного или адвоката, длительности стажа патентоведа или эксперта, известности прежнего работодателя и т.п. Лучше всего убедиться в наличии требуемых компетенций, попросив представить объективные доказательства – опубликованные патентные заявки и описания к патентам, судебные решения, решения ФАС, описания и отчеты реальных кейсов (когда это возможно с точки зрения конфиденциальности), рекомендации предыдущих клиентов и работодателей. Не лишним будет посмотреть в глаза при личной встрече и в непринужденном разговоре оценить опытность кандидата, попросив прокомментировать ту или иную ситуацию. В то же время следует учитывать, что тестовые задания для кандидатов в патентной сфере не приняты.
Автор: