Стартап дня (апрель 2017-го)
Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за апрель. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграм.
1. Casetext
Американский стартап для юристов Casetext разработал систему умного поиска судебных прецедентов — CARA. Механика очень проста: пользователь загружает в систему свой документ, AI ищет в базе всё, что ему кажется подходящим к данному делу. Отличие Casetext от «Консультант Плюс» и его аналогов заключается в интеллектуальности поиска: Casetext пытается использовать именно смысл документа, не разбивая запрос на отдельные ключевые слова.
Базовая стоимость подписки без скидок — 120 долларов в месяц. Если сравнить со стоимостью человеко-часа американского юриста, вложения отобьются уже за пару удачных поисков в месяц.
Проект технологически сложный, развивается относительно медленно. Инвестиции тоже не очень большие по американским меркам — в сумме 20 млн долларов. Потенциальный рынок стартапа — 1,3 млн юристов в США.
2. Farmers Business Network
Американский стартап Farmers Business Network предлагает своим клиентам объединиться в борьбе с природой, закупщиками и поставщиками. Предлагается два способа объединения:
- Простой обмен информацией. Фермеры заносят в информационную систему всё, что касается их полей: от урожайности до закупочных цен. Это позволяет проводить сравнения со средними и идеальными результатами коллег с поправкой на регион и другие условия. Так проще выбирать семена и удобрения, торговаться. Чем больше фермер предоставляет информации, тем больше данных ему становится доступно. Достоверность вводимых данных контролируется с помощью ручной модерации и специальных алгоритмов.
- Борьба с поставщиками. FBN организует для своих фермеров совместные закупки и за счёт объёмов выбивает дополнительные скидки — по сути, это работа обычного дистрибьютора с низкой маржей, занятие не слишком прибыльное. Но зато фермеры получают более весомую причину оплатить подписку: не за какую-то там информацию, а за возможность дешевле купить что-то материальное.
Зная о своих клиентах всё, FBN может предлагать им и дополнительные услуги. Сейчас, например, реализован «клубный кредит»: стартап помогает клиентам привлекать финансирование по льготной ставке.
Менее чем за три года FBN получил около 80 млн долларов инвестиций. Последняя оценка — примерно 400 млн. Потенциальный рынок огромен: в США два миллиона ферм, по 600 долларов в год с каждой — это около миллиарда долларов выручки без учёта остальных источников дохода.
3. Turnkey Vacation Rentals
Turnkey Vacation Rentals за 18 % комиссии избавляет своих клиентов от всех забот, связанных с подневной сдачей домов и квартир: от размещения объявлений на различных сайтах до организации приёма постояльцев и уборки дома после них. Хозяину достаточно только один раз отдать ключи.
Кроме упрощения жизни, TVR увеличивает и приток постояльцев, а значит, и доход: сотрудники стартапа правильно сфотографируют дом, правильно составят объявление, разместят его на паре десятков, а не на паре сайтов, оперативно ответят на вопросы. Ещё одна важная услуга — динамическое ценообразование: стартап умеет в автоматическом режиме повышать и понижать цены в зависимости от спроса и средней занятости домов в округе. Но важно понимать, что бо́льшая часть дополнительной прибыли приходит за счёт увода туристов у домовладельцев-конкурентов, а не общего увеличения туристического потока. И когда на профессиональное управление перейдут все домовладельцы, то и зарабатывать все будут на 18 % меньше.
Turnkey работает в верхнесреднем ценовом сегменте: на обслуживание берутся дома, соответствующие довольно жёстким требованиям. Совсем дешёвые варианты посреднику невыгодны: возни с ними столько же, а чек ниже.
Среди домовладельцев стартап уже популярен, в городах присутствия в своём ценовом диапазоне по количеству предложений он всего в несколько раз уступает Airbnb. Такие результаты достигнуты за четыре года и примерно 20 млн долларов потраченных инвестиций. На днях Turnkey получил ещё столько же.
4. ScyllaDB
ScyllaDB — open source NoSQL СУБД с очень чётким и узким позиционированием: «Мы как Cassandra, но быстрее». «Как Cassandra» означает, что они совместимы с оригиналом и по протоколам, и по данным, в теории миграция между СУБД должна быть не сложнее апдейта на новую версию. На практике многие фичи Cassandra пока не поддерживаются, но «мы работаем над вашей проблемой».
С «быстрее» всё ещё проще — ScyllaDB обещает обеспечить на таком же оборудовании в 10 раз больше запросов в секунду при «меньшей» задержке. Не факт, что в живой системе превосходство будет именно таким, но какое-то преимущество несомненно: в зависимости от тестов и выбранных параметров ScyllaDB на разных синтетических тестах оказывается в 2—37 раз быстрее конкурента и никогда не бывает медленнее.Разработчики так объясняют причины превосходства своего продукта:
- СУБД написана на C++ вместо Java.
- Применена другая архитектура распределения задач между разными процессорами. Cassandra писалась давно и под меньшее количество ядер.
- Реализована более аккуратная инвалидация кеша при изменении данных.
- Scylla сама тюнит собственные параметры на лету, утверждается, что она это умеет лучше среднего DBA.
Достаточно ли преимущества в RPS для успешности бизнеса — пока большой вопрос. Старые пользователи с проблемами Cassandra уже научились справляться или смиряться, переход на новую СУБД — обычно неоправданный поступок. При выборе системы для нового проекта производительность чаще всего некритична, а вот меньшее сообщество и нехватка специалистов — важный недостаток Scylla. И, к сожалению для стартапа, в мире нет ни одной задачи, для которой Scylla была бы самым удобным инструментом: Cassandra по определению всегда удобнее — фич у неё больше, разработчики и системные администраторы её знают лучше. Но, конечно, количество rps — это количество rps…
В рейтинге на db-engines Scylla сейчас на 184-м месте по популярности, год назад была 257-й (для сравнения: Tarantool за год вырос с 234-го до 179-го). Подняли 23 млн долларов инвестиций. Из ключевых публичных клиентов можно выделить Ola (конкурент Убера в Индии) и Outbrain — эдакий американский marketgid с огромными миллиардами показов ежедневных показов. Зарабатывает компания на саппорте и консалтинге, до платного обучения пока не доросла.
5. Luxury Retreats
Luxury Retreats — это «Airbnb для премиальных вилл», только запущен он был в 1999-м. Первый серьёзный раунд инвестиций проект получил только в 2012 году. Второй раунд был уже в 2015-м, а в этом феврале сама Airbnb купила Luxury Retreats.
Главное отличие Luxury Retreats в том, что сервис полностью на стороне арендатора, а не арендодателя. Инспектор стартапа осматривает каждую виллу перед попаданием в листинг на предмет соответствия стандартам качества. Утверждается, что отбор проходят 4 % заявившихся. Каждая поездка сопровождается консьерж-сервисом: сотрудник Luxury Retreats знает, куда и как вы прибываете, поможет заказать такси и, конечно, надавит на владельца виллы в случае любых проблем. Арендодатель взамен получает дорогих в прямом смысле слова гостей. Обычная цена за одну ночь на этих виллах — примерно 1000 долларов (есть и гораздо дороже), ни на каком другом сервисе такое предложение не будет конкурентно.
Кроме комиссии LR охотно зарабатывает на дополнительных услугах — помимо помощи в заказе такси гостю и повара с домработницей могут обеспечить. И это уже, естественно, не бесплатно.
Автор: