Как и зачем создавался SOLAR STAFF
Как мы и обещали в предыдущем посте, рассказываем подробнее о нашем сервисе и том, как он создавался.
Начнем издалека. Жила-была себе бутиковая юридическая компания Сенешаль Интернешнл, долго и плодотворно занимавшаяся правовой поддержкой интернет-бизнеса. Интернет-проекты попадались разные, и у каждого проекта были свои проблемные моменты, иногда схожие, иногда совершенно разные. Но самый болезненный вопрос у всех проектов был один: как легально и регулярно платить большому количеству физических лиц — вебмастерам, фрилансерам, спикерам – за их работы и услуги?
Стали мы думать, как же быть. Естественно, «чёрные» схемы не рассматривались, поскольку задача была от них избавляться; но оказалось, что с легальными вариантами всё не так просто. От идеи оформления договоров подряда пришлось отказаться практически сразу, — почему именно, мы рассказывали в прошлой публикации. Если коротко: документация и отчетность плюс налоговая нагрузка по социальным взносам находились за рамками маржинальности сервисов, а удержание НДФЛ приводило к неконкурентоспособности.
В качестве эксперимента мы предложили одной рекламной партнерской сети (Миксмаркету) попробовать сделать своих вебмастеров индивидуальными предпринимателями. Начали писать руководства: как регистрироваться в качестве ИП, насколько это выгоднее по налогам, а ребята из Миксмаркета в рамках программы лояльности сделали систему компенсации затрат на регистрацию – но это не помогло. Тогда мы создали «автозаполнялку» форм для регистрации, написали инструкцию по заполнению и сдаче отчетности («Моего дела» тогда еще не было), нашли в регионах множество компаний, помогающих регистрировать ИП, нашли конторы по бухгалтерскому сопровождению, договорились со всеми о существенных скидках. Но и тут результат был не очень радостным, потому что ИП стали всего чуть больше 6% вебмастеров.
Записав этот экперимент в число «нерабочих» вариантов, мы провели опросы среди сервисов и поняли, что более 10% от общего числа вебмастеров «завербовать» в ИП не вышло ни у кого. Соответственно, к этому методу мы решили не возвращаться.
Дальше мы стали изучать, как живет Яндекс со своей партнерской сетью – по тем временам, используя одну из российских компаний группы в качестве ЦОП. Но от идеи ЦОПов тоже пришлось отказаться на этапе теоретической модели, поскольку, кроме как наплодить «помоек», подобная схема работы ни к чему хорошему (и легальному) привести не могла.
Тогда мы решили изучить опыт Google. Поскольку Google — компания совсем уж не российская, то платит она своим вебмастерам не из РФ. По этой причине налоговым агентом таких физлиц (согласно НК РФ) подобная компания быть не может, социальных взносов не начисляет и НДФЛ не удерживает, перекладывая бремя уплаты налога на самих вебмастеров. Изучив схему работы Google, мы предложили нашим «подопечным» российским проектам выходить на международный рынок, разделяя при этом свои сервисы на российскую часть, которая с физлицами дел не имеет, и иностранную часть, которая как раз и будет с такими физлицами работать. Для этих целей мы нашли юрисдикции, в которых нашему российскому интернет-бизнесу живется комфортно.
Повторимся – никаких «чёрных» вариантов! Выходы на международные рынки мы организовывали для наших клиентов в полном соответствии со всеми требованиями применимых законов: с открытием офисов в местах присутствия, наймом и/или перемещением части it-инфраструктуры, персонала, локализацией продуктов, переносом требуемых бизнес-процессов. Так мы «спасли» чуть более десяти крупнейших российских интернет-проектов. Но даже этот вариант не являлся панацеей – хотя подобное разделение бизнеса закрывало вопрос с выплатами физическим лицам, а компании больше не пугали российских и иностранных инвесторов «странными» статьями расходов, но требования к самой возможности такой реструктуризации были и остаются, что называется, далеко не для всех. Немалые временные (в лучшем случае год-полтора) и финансовые (от 100 до 500 тысяч USD) затраты являются совершенно неприемлемыми и неподъёмными для подавляющего большинства российских интернет-компаний.
Поняв, что нам порядком надоело каждый раз реструктурировать очередной проект с нуля и заново проходить все эти «круги ада», мы пришли к единственно верному выводу – для обслуживания интересов самых разнообразных интернет-проектов, как российских, так и зарубежных, нужен единый онлайн-сервис, разработанный с осознанным подходом к проблеме. Так появился SOLAR STAFF — сервис, который позволяет нашим контрагентам работать с физлицами по модели заказчик – генподрядчик (сервис SOLAR STAFF) – субподрядчик (физическое лицо вебмастер или фрилансер), что в свою очередь даёт компаниям возможность работать с физлицами без лишней нагрузки по документообороту и налогам, при этом не затрачивая время и деньги на то, чтобы по-настоящему стать международным бизнесом.
А вот о том, что именно пришлось сделать для того, чтобы SOLAR STAFF заработал, мы расскажем уже в следующем посте.
Автор: vspavel