Грейды исследователей: кто есть кто?
Наш опыт разработки критериев для определения уровней исследователей.

Привет, Хабр!
Мы – сотрудники Лаборатории исследований MANGO OFFICE. Главная задача отдела – улучшать цифровые продукты нашей экосистемы.
Но это не всё. Еще мы занимаемся образовательными инициативами:
-
пишем внутренние руководства для нашей Лаборатории и продуктологов
-
готовим статьи об исследованиях
В этом материале мы расскажем о том, как правильно грейдировать исследователей. А также обсудим различия между этими уровнями.
Как оценить грейды исследователей
Грейдирование специалистов – одна из самых горячих тем IT-сообщества.
Наша команда регулярно слышит вопросы «В чём разница между сотрудниками разных грейдов?», «Как перейти с одного уровня на другой?», «Как узнать реальный грейд кандидата на собеседовании?».
Мы поняли, что не знаем точного различия между грейдами исследователей. И решили это исправить. А заодно – помочь нашим рекрутерам при найме специалистов.
Начали с изучения наработок других компаний в этом направлении: Альфа-Банка, Авито, ДуаМентес и Pinkman.
В их матрицах детально описывается опыт, профессиональные и социальные навыки. На первый взгляд – всё просто и логично.
Наша команда стала вникать подробнее и поняла – все карты компетенций были разработаны с учетом специфики найма в конкретной компании.
Мы на 100% не знали, подойдут ли они рекрутерам MANGO OFFICE.
У нас было три возможных направления:
-
адаптировать эти наработки под нас
-
создать собственные матрицы с учётом наших нужд и ценностей
-
научиться правильно использовать эти карты компетенций
Начало работы

Традиционная система грейдов исследователей состоит из трёх элементов:
-
уровень ответственности
-
необходимые знания
-
профессиональный опыт
Эта информация помогает рекрутерам при найме. С ее помощью они могут выявлять уровень специалистов на собеседованиях. А также формулировать требования к вакансиям.
Наша команда решила проверить правильность такого подхода.
Качественное исследование
Мы провели интервью с людьми, которые занимаются подбором исследователей – нашими рекрутерами.
Задали им вопросы:
-
Какие уровни специалистов вы знаете? Чем они различаются? В чём измеряется разница?
-
Учитываете ли вы hard и soft skills, занимаемые должности, количество лет в профессии?
-
Что такое опыт? Можно ли определить его через умение управлять командой?
-
Есть ли принципиальная разница между подбором людей разных грейдов? Какие уровни сложнее всего подбирать?
Большинство опрошенных считает, что грейд зависит от навыков.
Синьоры — готовые эксперты, которым требуется минимальная адаптация. Они могут работать за пределами поставленных задач. Находят решения даже в условиях неопределённости. Но иногда ими сложно управлять.
Миддлам нужно больше времени для погружения в проекты. Они выполняют таски медленнее синьоров. Могут проводить исследования полного цикла: от брифа до презентации результатов.
У них есть опыт работы над несколькими проектами. Но миддлы хуже синьоров прогнозируют результаты и улучшают процессы.
Джуниоры делятся на две категории:
-
начинающие специалисты с бэкграундом в другое сфере
-
выпускники ВУЗов
***
Мы решили взять ответы рекрутеров и создать на их основе матрицу грейдов.
Наша главная цель — понять, как меняются ожидания и возможности исследователей на разных этапах карьеры.
Параметр |
Джуниор |
Миддл |
Синьор |
Самостоятельность |
|||
Автономность |
Только под присмотром старшего |
Автономно |
Автономно и с распределением задач на других |
Готовность работать за пределами своих задач |
Нет |
Редко |
Да, проявляет инициативу |
Ответственность за себя / команду |
|||
Ответственность |
Не несёт даже за себя |
Только за себя |
За всю команду |
Инициация улучшений в процессах |
Нет |
Только как помощь инициатору |
Да |
Умение управлять командой |
Нет |
Скорее нет |
Да |
Харды / Опыт |
|||
Проектирование исследований (подбор методов) |
Знание базовых методов |
Может подобрать метод |
Может подобрать цепочку методов |
Работа в сложных продуктах, высоконагруженных, трафиковых |
Нет |
Скорее нет |
Да |
Насмотренность в смежных областях |
Нет |
Мало |
Много |
Знания / Подход |
|||
Способность увидеть за задачей бизнес-цель |
Нет — что дали, то и буду делать |
Редко — если нет, то буду копать неглубоко |
Всегда — если не вижу, то буду копать несмотря ни на что |
Умение работать с высокой неопределённостью в процессах |
Нет |
Только при поддержке |
Да |
Адаптивность к изменениям в процессе решения задачи |
Нет, это блокирует всю его работу |
Низкая, сложно находит решение |
Готов всё быстро поменять |
Отслеживание трендов в индустрии |
Нет |
Скорее нет |
Да |
Софты |
|||
Способность легко коммуницировать с коллегами вне отдела |
Нет |
Если дали их контакты |
Да |
Гибкость в работе над совместными задачами |
Не работает с такими задачами |
Отстаивает свою точку зрения |
Способен принять чужую точку зрения |
Мы пришли к выводу: это хорошая матрица. Но до конца не поняли, как её правильно применять.
Количественное подтверждение качественных данных

Результаты качественного исследования — это мнения разных людей, а не статистика. Мы решили проверить их с помощью количественного исследования.
Честно признаемся. Нам было непросто преобразовать результаты качественного исследования в вопросы для количественного. Что-то наша команда просто убрала, а что-то — существенно доработала.
Мы использовали классификацию грейдов по общему стажу. Дополнительно учитывали, как сами респонденты оценивают свой грейд.
Опрос проводили в сообществе UX-исследователей ResearchOps Russia. Результаты свели в таблицу:

Вот несколько выводов:
1) Опыт работы не коррелирует с оценкой своего грейда респондентами.
2) Некоторые навыки не развиваются линейно.
Иногда ответы показывали, что скилл растет только на ранних грейдах. А потом идёт на спад. Например:

Было непонятно, как с этим работать. Наша команда снова попала в тупик.
***
В результате мы решили взять за основу только годы работы – без оценки респондентами своего грейда.
Вот к чему мы пришли.
Некоторые навыки действительно развиваются по мере роста грейда. Чем выше уровень специалиста, тем лучше он умеет:
-
применять сложные методы исследований
-
вести несколько проектов одновременно
-
работать с трудными рынками и продуктами
-
действовать в условиях неопределённости
-
предвидеть возможные риски
-
организовывать правильную последовательность этапов исследований
-
адаптироваться к изменениям
Отдельно поговорим про синьоров.
Они чаще других берут на себя ответственность за запуск новых проектов. Могут самостоятельно работать над сложными задачами. Плюс у них лучше «прокачаны» навыки управления коллективом.
***
Но были и параметры, развитие которых никак не коррелирует с грейдом:
-
частота выполнения задач, не связанных напрямую с исследованиями
-
стремление к новаторству
-
коммуникация с коллегами
-
понимание процесса работы над продуктом
К чему мы пришли
Вот наш финальный список критериев для определения грейда исследователей:
Социальные и управленческие навыки
-
Автономность работы. Чем опытнее специалист, тем более сложные задачи он решает самостоятельно
-
Адаптация к внезапным изменениям в процессе решения задачи. Чем выше грейд, тем увереннее приспосабливается специалист
-
Умение управлять другими исследователями. Навык растёт с опытом
-
Инициация исследовательских задач. По мере развития специалист чаще инициирует исследовательские задачи
Процессы
-
Понимание того, как будут применены результаты исследования. Младшие специалисты хуже представляют, где и как применяются результаты их исследований
-
Умение работать в условиях неопределённости. Опытный исследователь чувствует себя увереннее
-
Прогнозирование рисков. С ростом квалификации улучшается точность прогнозирования рисков исследований в продуктовых командах
Профессиональные навыки и знания
-
Знание методов. Чем выше грейд исследователя, тем более сложные методы он может применять
-
Работа со сложными рынками. У высокогрейдовых специалистов больше опыта в этой сфере
-
Количество выполненных проектов. Чем больше стаж, тем больше проектов
-
Знание смежных областей. С накоплением опыта растёт знание смежных областей: дизайна, менеджмента, разработки, бизнеса, системного анализа, тестирования, маркетинга
-
Использование UX-метрик. Чем выше грейд исследователя, тем с большей вероятностью он применял UX-метрики в исследованиях
Надеемся, наши критерии помогут вам эффективнее подбирать исследователей в команду.
Автор: MangoOffice