Грейды исследователей: кто есть кто?

Наш опыт разработки критериев для определения уровней исследователей.

Грейды исследователей: кто есть кто? - 1

Привет, Хабр!

Мы – сотрудники Лаборатории исследований MANGO OFFICE. Главная задача отдела – улучшать цифровые продукты нашей экосистемы. 

Но это не всё. Еще мы занимаемся образовательными инициативами:

  • пишем внутренние руководства для нашей Лаборатории и продуктологов

  • готовим статьи об исследованиях

В этом материале мы расскажем о том, как правильно грейдировать исследователей. А также обсудим различия между этими уровнями.

Как оценить грейды исследователей

Грейдирование специалистов – одна из самых горячих тем IT-сообщества. 

Наша команда регулярно слышит вопросы «В чём разница между сотрудниками разных грейдов?», «Как перейти с одного уровня на другой?», «Как узнать реальный грейд кандидата на собеседовании?».

Мы поняли, что не знаем точного различия между грейдами исследователей. И решили это исправить. А заодно – помочь нашим рекрутерам при найме специалистов.

Начали с изучения наработок других компаний в этом направлении: Альфа-Банка, Авито, ДуаМентес и Pinkman

В их матрицах детально описывается опыт, профессиональные и социальные навыки. На первый взгляд – всё просто и логично. 

Наша команда стала вникать подробнее и поняла – все карты компетенций были разработаны с учетом специфики найма в конкретной компании. 

Мы на 100% не знали, подойдут ли они рекрутерам MANGO OFFICE. 

У нас было три возможных направления:

  • адаптировать эти наработки под нас

  • создать собственные матрицы с учётом наших нужд и ценностей

  • научиться правильно использовать эти карты компетенций 

Начало работы

Грейды исследователей: кто есть кто? - 2

Традиционная система грейдов исследователей состоит из трёх элементов: 

  • уровень ответственности

  • необходимые знания

  • профессиональный опыт 

Эта информация помогает рекрутерам при найме. С ее помощью они могут выявлять уровень специалистов на собеседованиях. А также формулировать требования к вакансиям.  

Наша команда решила проверить правильность такого подхода. 

Качественное исследование

Мы провели интервью с людьми, которые занимаются подбором исследователей – нашими рекрутерами. 

Задали им вопросы:

  • Какие уровни специалистов вы знаете? Чем они различаются? В чём измеряется разница? 

  • Учитываете ли вы hard и soft skills, занимаемые должности, количество лет в профессии?

  • Что такое опыт? Можно ли определить его через умение управлять командой?

  • Есть ли принципиальная разница между подбором людей разных грейдов? Какие уровни сложнее всего подбирать?

Большинство опрошенных считает, что грейд зависит от навыков. 

Синьоры — готовые эксперты, которым требуется минимальная адаптация. Они могут работать за пределами поставленных задач. Находят решения даже в условиях неопределённости. Но иногда ими сложно управлять.

Миддлам нужно больше времени для погружения в проекты. Они выполняют таски медленнее синьоров. Могут проводить исследования полного цикла: от брифа до презентации результатов. 

У них есть опыт работы над несколькими проектами. Но миддлы хуже синьоров прогнозируют результаты и улучшают процессы.

Джуниоры делятся на две категории: 

  • начинающие специалисты с бэкграундом в другое сфере

  • выпускники ВУЗов 

***

Мы решили взять ответы рекрутеров и создать на их основе матрицу грейдов. 

Наша главная цель — понять, как меняются ожидания и возможности исследователей на разных этапах карьеры.

Параметр

Джуниор

Миддл

Синьор

Самостоятельность

Автономность

Только под присмотром старшего

Автономно

Автономно и с распределением задач на других

Готовность работать за пределами своих задач

Нет

Редко

Да, проявляет инициативу

Ответственность за себя / команду

Ответственность

Не несёт даже за себя

Только за себя

За всю команду

Инициация улучшений в процессах 

Нет

Только как помощь инициатору

Да

Умение управлять командой

Нет

Скорее нет

Да

Харды / Опыт

Проектирование исследований (подбор методов)

Знание базовых методов

Может подобрать метод

Может подобрать цепочку методов

Работа в сложных продуктах, высоконагруженных, трафиковых

Нет

Скорее нет

Да

Насмотренность в смежных областях

Нет

Мало

Много

Знания / Подход

Способность увидеть за задачей бизнес-цель

Нет — что дали, то и буду делать

Редко — если нет, то буду копать неглубоко

Всегда — если не вижу, то буду копать несмотря ни на что

Умение работать с высокой неопределённостью в процессах

Нет

Только при поддержке

Да

Адаптивность к изменениям в процессе решения задачи

Нет, это блокирует всю его работу

Низкая, сложно находит решение

Готов всё быстро поменять

Отслеживание трендов в индустрии

Нет

Скорее нет

Да

Софты

Способность легко коммуницировать с коллегами вне отдела

Нет

Если дали их контакты

Да

Гибкость в работе над совместными задачами

Не работает с такими задачами

Отстаивает свою точку зрения

Способен принять чужую точку зрения

Мы пришли к выводу: это хорошая матрица. Но до конца не поняли, как её правильно применять.

Количественное подтверждение качественных данных

Грейды исследователей: кто есть кто? - 3

Результаты качественного исследования — это мнения разных людей, а не статистика. Мы решили проверить их с помощью количественного исследования. 

Честно признаемся. Нам было непросто преобразовать результаты качественного исследования в вопросы для количественного. Что-то наша команда просто убрала, а что-то — существенно доработала. 

Мы использовали классификацию грейдов по общему стажу. Дополнительно учитывали, как сами респонденты оценивают свой грейд. 

Опрос проводили в сообществе UX-исследователей ResearchOps Russia. Результаты свели в таблицу:

Грейды исследователей: кто есть кто? - 4

Вот несколько выводов:

1) Опыт работы не коррелирует с оценкой своего грейда респондентами.

2) Некоторые навыки не развиваются линейно.

Иногда ответы показывали, что скилл растет только на ранних грейдах. А потом идёт на спад. Например: 

Получается, миддлы разбираются в методах практически на уровне экспертов

Получается, миддлы разбираются в методах практически на уровне экспертов

Было непонятно, как с этим работать. Наша команда снова попала в тупик. 

***

В результате мы решили взять за основу только годы работы – без оценки респондентами своего грейда. 

Вот к чему мы пришли.

Некоторые навыки действительно развиваются по мере роста грейда. Чем выше уровень специалиста, тем лучше он умеет:

  • применять сложные методы исследований

  • вести несколько проектов одновременно

  • работать с трудными рынками и продуктами 

  • действовать в условиях неопределённости

  • предвидеть возможные риски 

  • организовывать правильную последовательность этапов исследований

  • адаптироваться к изменениям

Отдельно поговорим про синьоров. 

Они чаще других берут на себя ответственность за запуск новых проектов. Могут самостоятельно работать над сложными задачами. Плюс у них лучше «прокачаны» навыки управления коллективом. 

***

Но были и параметры, развитие которых никак не коррелирует с грейдом:

  • частота выполнения задач, не связанных напрямую с исследованиями

  • стремление к новаторству

  • коммуникация с коллегами

  • понимание процесса работы над продуктом

К чему мы пришли

Вот наш финальный список критериев для определения грейда исследователей:

Социальные и управленческие навыки

  • Автономность работы. Чем опытнее специалист, тем более сложные задачи он решает самостоятельно

  • Адаптация к внезапным изменениям в процессе решения задачи. Чем выше грейд, тем увереннее приспосабливается специалист

  • Умение управлять другими исследователями. Навык растёт с опытом

  • Инициация исследовательских задач. По мере развития специалист чаще инициирует исследовательские задачи

Процессы

  • Понимание того, как будут применены результаты исследования. Младшие специалисты хуже представляют, где и как применяются результаты их исследований

  • Умение работать в условиях неопределённости. Опытный исследователь чувствует себя увереннее

  • Прогнозирование рисков. С ростом квалификации улучшается точность прогнозирования рисков исследований в продуктовых командах

Профессиональные навыки и знания

  • Знание методов. Чем выше грейд исследователя, тем более сложные методы он может применять

  • Работа со сложными рынками. У высокогрейдовых специалистов больше опыта в этой сфере

  • Количество выполненных проектов. Чем больше стаж, тем больше проектов

  • Знание смежных областей. С накоплением опыта растёт знание смежных областей: дизайна, менеджмента, разработки, бизнеса, системного анализа, тестирования, маркетинга

  • Использование UX-метрик. Чем выше грейд исследователя, тем с большей вероятностью он применял UX-метрики в исследованиях

Надеемся, наши критерии помогут вам эффективнее подбирать исследователей в команду. 

Автор: MangoOffice

Источник

Оставить комментарий