Скажите «Стоп!» негативу: станьте антикритиком

image

Печально, но факт: мир наполнен критиками, считающими себя вправе унижать других, основываясь на своих идеях, действиях и даже личных убеждениях. Кажется, что негатив уже стал привычным делом, ведь он преобладает среди ТВ-экспертов, в колонках редакторов и в анонимных интернет-комментариях. Политики критикуют своих оппонентов вместо того, чтобы в ходе совместной работы находить решения; блоггеры и так называемые эксперты осуждают наши методы воспитания детей, зачастую давая противоречивые советы; боссы недовольны вашей производительностью и идеями, и этот список бесконечен. Вместо того чтобы присоединяться к большинству и автоматически осуждать каждого, чьи идеи не совпадают с вашими, станьте антикритиком. Как это сделать?

Неудивительно, что весь этот негатив воздействует на нас, даже если нами движут самые благие намерения.

Важно сделать шаг назад и попытаться прервать этот цикл, ведь он просто непродуктивен. Вместо того чтобы присоединяться к большинству и автоматически осуждать каждого, чьи идеи не совпадают с вашими, станьте антикритиком. Антикритик — это тот, кто сотрудничает, а не занимается постоянным придумыванием причин, почему окружающие неправы. Он работает с другими, чтобы постоянно совершенствовать идеи и методы, а не просто опровергать их пункт за пунктом.

Первый шаг — изменение собственного восприятия слова «критика».

Понимание разницы между «критикой» и «вербальным нападением»

Слово «критика» обычно имеет негативный оттенок и приравнивается к «нападению». К примеру, когда коллега критикует ваши предложения, связанные с проектом, проще уйти в глухую оборону, чем попытаться усовершенствовать идеи для решения проблемы, ведь легко принять критику за упрек.

Но истина такова: в действительности критика не является негативом. «Критиковать» (в наиболее общем смысле этого слова) – просто «рассматривать вблизи». Поэтому важным шагом на пути превращения в антикритика становится изменение оттенка термина «критика» в пределах своего разума.

Размышляя о «критике», постарайтесь поставить это слово в один ряд с «анализом» и «оценкой». Пересмотр собственного определения поможет вам стать более открытым для конструктивной критики, а это серьезный шаг к превращению в отличного партнера. В следующий раз, когда кто-то из команды станет указывать на ошибки в ваших идеях или работе, попробуйте отодвинуть негатив в сторону и найти какой-то полезный совет в основе критики. Если вам удастся так поступить и отреагировать, предложив конструктивные идеи, вы сделаете огромный скачок к разрыву цикла неконструктивной критики в вашей организации.

Как критиковать

Продолжая разговор о рабочей ситуации, описанной выше, сменим свою позицию и взглянем на критику с точки зрения оппонента. Если вы тот, кто дает отрицательную оценку идеям коллеги, пора задуматься над тем, как вы преподносите свои замечания и конструктивны ли они. Чтобы совершить этот шаг, вам тоже нужно пересмотреть свое определение критики и перейти к восприятию себя не как критика, а как оценщика.

Для этого всегда начинайте с позитива. Взгляните на суть представляемой человеком идеи, определите, что из этого сработает — и скажите об этом. Затем переходите к тому, что можно было бы улучшить. Здесь уместно упомянуть о слабых местах и потенциальных проблемах, которые вы предвидите, если готовы предложить варианты их устранения. Критика без решения бесполезна и лишь порождает вечный неконструктивный негатив и чувство обиды. Всегда концентрируйтесь на улучшениях — создании идей, а не их опровержении.

Это вовсе не означает, что вы должны быть предвзяты во время оценки идеи. Вашу честность ради проекта нужно направить на сотрудничество, а не на осуждение.

От критики к сотрудничеству

Антикритик — это, кроме того, еще и помощник. Он не сидит в стороне, бросаясь камнями, а отправляется в самый центр ситуации и выясняет, как можно построить совместную работу, чтобы найти решение, превосходящее уже существующее.

Критика (оценка или анализ) важна, но она должна быть конструктивной и ведущей к объединению и сотрудничеству. Хороший подход, делающий ее эффективной, заключается в том, чтобы попросить права высказать свое мнение.

Если вы обычно просто автоматически влезаете в разговор, озвучивая свое суждение, постарайтесь избавиться от этой привычки. Истинное сотрудничество подразумевает открытость к чувствам и идеям других. Они могут не желать слушать вас или не нуждаться в вашей оценке в данный момент. Или им может казаться, что вы берете все под свой контроль, когда на автомате предлагаете свое мнение. Ключ к сотрудничеству — отсутствие «главных». Вы просто представляете собой множество людей, обладающих знаниями и опытом в различных областях, которыми нужно поделиться, чтобы после обсуждения и анализа придумать решение, устраняющее проблему и продвигающее проект в правильном направлении.

В мире огромное количество критиков, и вам не стоит вносить свой вклад в этот негатив. Каждый член команды может и должен делать так, чтобы рабочая атмосфера способствовала постоянному движению вперед, а не погружению в непродуктивные моменты. Моделирование в команде ситуаций, объясняющих, что значит быть антикритиком, приведет к повышению уровня сотрудничества и снижению количества обид и конфликтов. Находите время на то, чтобы всерьез выслушивать других в процессе взаимодействия, и обязательно сопровождайте критику идеями о том, как двигаться вперед.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — 5 простых действий для повышения эффективности общения.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.

Автор:

Источник

Оставить комментарий