Дональд Кнут: «Мой совет молодым» (93/97) и «Ощущая потребность самоутвердиться» (9/97)
Мой совет молодым
Меня спрашивают: «Какой совет я мог бы дать молодым людям?»
Забавный вопрос. Тут главная мысль в том, что не нужно слепо верить во что-то, только потому, что это популярно сейчас.
Для меня характерна другая крайность — когда я вижу, что большинство принимает какую-то идею, я предполагаю, что, возможно, она не верна. Например, если моя работа станет очень популярной, я пойму, что надо что-то в ней изменить.
Это, конечно, глупо, но я часто наблюдал, как люди делали что-то вопреки своим инстинктам, думая, что общество хотело, чтобы они поступили именно так. Т.е. люди будут работать над проектом, в котором они не очень-то и заинтересованы, просто ради престижа. Я думаю, престижней заниматься хорошей научной работой, чем популярной, т.к. если ты веришь в свое дело, больше шансов, что в итоге ты сможешь сделать что-то важное для всего мира. Поэтому когда я пишу книгу или издаю книгу, она отличается от других тем, что я чувствую ее необходимость, а не просто делаю это по чьей-то просьбе, как это делали многие другие.
Следовать своей интуиции лучше, чем следовать за стадом.
02:00 Мой друг Peter Wegner говорил в 60-х годах про мою книгу «Искусство программирования», что я не должен писать ее целиком. Сначала мне следует опубликовать краткое изложение, а затем углубиться в материал. Для него это было бы, возможно, лучше, но я работаю в совершенно ином ключе. Я должен до конца понять суть того, над чем работаю и полностью разобраться в предмете, прежде чем смогу писать об этом уверенно. Вот как-то так я пишу: я не хочу писать лишь о вершине айсберга, не увидев его целиком.
02:54 У других совсем иные сильные стороны, но я, знаете ли, даже как-то написал книгу всего лишь о нескольких строках из Библии, после того, как понял эти строки… я прочел все, что смог найти о них в библиотеках, глубоко изучил то, о чем они. Поверхностные знания о чем-либо просто не приносят мне удовлетворения. Есть расхожая фраза о том, что гуманитарное образование, — это узнать что-нибудь обо всем, и все о чем-то одном. Мне нравится идея узнавать все. Никогда не будет полной уверенности в чем-то, если ты не знаешь это до конца.
04:02 Часто мне приходилось много прочесть, просто чтобы написать одно предложение, потому что тогда мое предложение, мои слова, будут более убедительными. Если же у меня недостаточно знаний, каким-то образом это проявится в тексте. Вот к таким, может и не совсем ясным, выводам я пришел, сравнивая свою работу с работой других людей.
Ощущая потребность самоутвердиться
Моих родителей спрашивали, не надо ли меня перевести экспромтом в другой класс, потому что я хорошо справлялся в школе. (Вообще-то я родился в январе, т.е. я был старше большинства своих одноклассников, ведь если бы я родился в декабре, я бы пошел в школу на год раньше, поэтому я был один самых старших в моем классе.) В то время многих ребят так толкали вперед по классам. Один из моих друзей, он закончил институт в возрасте, когда обычно поступают в старшие классы.
Я рад, что родители воспротивились этому, потому что это дало мне время для многих факультативных занятий, поэтому я всегда занимался кучей всего. Я имею в виду спорт, я был ужасным спортсменом. Я был высоким, но моя левая рука никогда не знала, что делала правая, поэтому меня вводили в игру уже после того, как мы опережали противника на очков 50, но я был судьей, вел счет.
01:06 Я отлично вел счет, поэтому я стал судьей-секретарем многих команд в школе, да и в институте тоже. Команды по кроссу, команды по баскетболу, команды по бейсболу. В итоге я получил 6 или 7 спортивных наград, будучи вообще не способным к занятиям спортом.
И вот я сижу там, за столом судьи во время баскетбольного турнира, игры, тарабаню без остановки, чтобы смутить другого судью, так, чтобы он растерялся, когда спросят «кто жульничает?» А я мог бы сказать кто, основываясь, конечно, на том, что нашей команде было бы сейчас выгодно.
01:59 Парень, на самом деле, был сбит с толку тем, как я говорю. В любом случае, я не выиграл много игр за столом счетоводов, но я был вместе с командой и вел счет в те времена.
На всю эту факультативную деятельность у меня было время, потому что родители не перебрасывали меня на классы вперед, и, знаете, у меня было время и хорошо учится и заниматься многими другими вещами. Хотя я и хорошо учился в школе, но у меня все равно какой-то комплекс неполноценности, что-ли. Я все еще пытаюсь стать лучше. Я думаю, у меня не очень это получается, на самом-то деле. Поэтому я усердно учился и получал 100 баллов по экзаменам, я пытался доказать, что я знаю.
03:03 Если бы я был уверен в себе, очень уверен, я бы не особенно и занимался. Вот так это видит ребенок. Я всегда боялся, что у меня получится плохо, поэтому я сильно старался в школе. И тут дело дошло до рекомендаций института. Все в моей школе проходили целую кучу тестов, национальных тестов, на будущую профориентацию, для какой работы ты годишься. Я помню, что по этому тесту мне бы надо было быть архитектором и не надо — ветеринаром. Я получил очень мало баллов по профессии ветеринар, но архитектор бы из меня вышел.
04:06 Я выиграл стипендии в разных институтах, Но главный директор, вызвал меня и сказал: «Дон, я думаю, ты провалишь институт». Он сказал: «Знаешь, у тебя хорошо получалось в школе, но институт — совсем другое дело, это просто слишком сложно для тебя, у тебя не получится».
И вот, меня опять напугали, поэтому когда я оказался в институте, я продолжал зубрить. Я поступил в Кливлендский институт технологий и автоматизированного проектирования и создания программ, который тогда еще не был объединен с Университетом Западного резервного района.
Когда я пришел в институт, декан сказал нам, а это же в основном мужское заведение, «ребята, посмотрите на человека слева от вас, и на человека справа от вас. Одного из вас не будет здесь в следующий год, один из вас провалится».
05:18 И вот я в университете, и я опять учусь все время, реально сильно корплю над предметами, мне приходилось быть словно роботом. В старших классах школы у нас математика была не особо. Я никогда не слушал об исчислениях, до того как поступил в институт. Но учебник по исчислениям, который у меня был в институте, был правда хорош, там еще, знаете, в конце были дополнительные задачи на темы, которые учитель нам не рассказывал. Это были известные задачи по исчислениям Джорджа Томаса.
06:18 Я специально упоминаю об этом, потому что это была одна из первых книг, опубликованных издательством Addison-Wesley, и я настолько любил эту книгу, что потом я выбрал это же издательство для публикации своей книги. В исчислениях Томаса шел сначала текст, а потом сложные задачи, а наш учитель давал нам только легкие задачи. Я и их, конечно, делал. Но я также и решал дополнительные задачи в конце учебника, хотя учитель их и не задавал.
Я был напуган, что не смогу постигнуть исчисления, поэтому я усердно над ними трудился, и поначалу у меня уходило больше времени на это, чем у моих однокурсников. Но год спустя, я мог решать сложные задачки за то же время, какое мои однокурсники тратили на обычные.
07:17 И после этого математические дисциплины для меня не были проблемой, т.к. я знал как решать задачи. Мой страх сыграл мне на руку, потому что он дал мне сильный старт, и потом я мог не прилагать кучу усилий, вместо того, чтобы постоянно карабкаться только лишь для того, чтобы не отставать.
To be continued…
Перевод: Сергей Даньшин
1. Family history
2. Learning to read and school
3. My mother
4. My parents’ finances
5. Interests in high school
6. Being a nerd of nerds at high school
7. My sense of humor
8. The Potrzebie System of Weights and Measures
9. Feeling the need to prove myself
11. University life: my basketball management system
12. University life: the fraternity system
13. Meeting my wife Jill
14. Bible study at university and a time of personal challenge
15. Extra-curricular activities at Case
16. Taking graduate classes at Case
17. Physics, welding, astronomy and mathematics
18. My maths teacher at Case and a difficult problem
19. My interest in graphs and my first experience of a computer
20. How I got interested in programming
21. Learning how to program on the IBM 650
22. Writing a tic-tac-toe program
23. Learning about Symbolic Optimum Assembly programs
24. The Internal Translator
25. Adding more features to RUNCIBLE
26. Wanting to be a teacher and why I chose to go to Caltech
27. Writing a compiler for the Burroughs Corporation
28. Working for the Burroughs Corporation
29. Burroughs Corporation
30. My interest in context-free languages
31. Getting my PhD and the problem of symmetric block designs with…
32. Finding a solution to an open problem about projective planes
33. Inception of The Art of Computer Programming
34. 1967: a turbulent year
35. Work on attribute grammars and the Knuth-Bendix Algorithm
36. Being creative in the forest
37. A new field: analysis of algorithms
38. The Art of Computer Programming: underestimating the size of the…
39. The successful first release of The Art of Computer Programming
40. Inspiration to write Surreal Numbers
41. Writing Surreal Numbers in a hotel room in Oslo
42. Finishing the Surreal Numbers
43. The emergence of computer science as an academic subject
44. I want to do computer science instead of arguing for it
45. A year doing National Service in Princeton
46. Moving to Stanford and wondering whether I’d made the right choice
47. Designing the house in Stanford
48. Volume Three of The Art of Computer Programming
49. Working on Volume Four of The Art of Computer Programming
50. Poor quality typesetting on the second edition of my book
51. Deciding to make my own typesetting program
52. Working on my typesetting program
53. Mathematical formula for letter shapes
54. Research into the history of typography
55. Working on my letters and problems with the S
56. Figuring out how to typeset and the problem with specifications
57. Working on TeX
58. Why the designer and the implementer of a program should be the…
59. Converting Volume Two to TeX
60. Writing a users’ manual for TeX
61. Giving the Gibbs lecture on my typography work
62. Developing Metafont and TeX
63. Why I chose not to retain any rights to TeX and transcribed it to…
64. Tuning up my fonts and getting funding for TeX
65. Problems with Volume Two
66. Literate programming
67. Re-writing TeX using the feedback I received
68. The importance of stability for TeX
69. LaTeX and ConTeXt
70. A summary of the TeX project
71. A year in Boston
72. Writing a book about the Bible
73. The most beautiful 3:16 in the world
74. Chess master playing at Adobe Systems
75. Giving a lecture series on science and religion at MIT
76. Back to work at Stanford and taking early retirement
77. Taking up swimming to help me cope with stress
78. My graduate students and my 64th birthday
79. My class on Concrete Mathematics
80. Writing a book on my Concrete Mathematics class
81. Updating Volumes One to Three of The Art of Computer Programming
82. Getting started on Volume Four of «The Art of Computer…
83. Two final major research projects
84. My love of writing and a lucky life
85. Coping with cancer
86. Honorary doctorates
87. The importance of awards and the Kyoto Prize
88. Pipe organ music is one of the great pleasures of life
89. The pipe organ in my living room
90. Playing the organs
91. An international symposium on algorithms in the Soviet Union
92. The Knuth-Morris-Pratt algorithm
93. My advice to young people
94. My children: John
95. My children: Jenny
96. Working on a series of books of my collected papers
97. Why I chose analysis of algorithms as a subject
Автор: