Инновационная Столица-2024: ИЦ рассказал о вызовах и достижениях в работе над проектами по цифровизации
Инновационная столица-2024 — торжественное мероприятие, посвященное презентации ключевых кейсов и продуктов ИЦ «Безопасный транспорт», состоялось 13 декабря в павильоне «Умный город» на ВДНХ.
Инновационная столица — ежегодное событие, на котором гости могут заглянуть в закулисье Инновационного центра и ЦОДД и узнать про значимые цифровые проекты, которые создаются для Транспортного комплекса Москвы.
В этом году место выбрано не случайно — «Умный город» наглядно демонстрирует технологическое развитие столицы, что позволило гостям окунуться в инновационную атмосферу и стать ее частью. Ключевая тема мероприятия — «Искусство делать сложное простым». Сотрудники представили разработки каждого направления ИЦ — от идей до конкретных решений. Гости увидели не только готовые продукты и результаты, но также стратегии и методы работы.
Вечер открыли руководитель ЦОДД Михаил Кизлык и начальник Инновационного центра Александр Афанасьев.
Александр поприветствовал гостей и рассказал о концепции мероприятия:
«Я хочу отдельно отметить, что формат сегодняшнего мероприятия отличается от того, что вы видели в предыдущие два года. Первое отличие в том, что сегодняшние презентации не просто о продуктах и цифровых сервисах, разработанных специалистами Инновационного центра: повествование построено вокруг прикладных бизнес-задач и вызовов, с которыми мы сталкивались на протяжении всего 2024 года. Вторая отличительная особенность — выступления готовил не руководящий состав Инновационного центра, а непосредственно начальники отделов, тимлиды и их команды — именно те, кто работал над этими решениями».
Затем Александр передал слово руководителю Центра Организации Дорожного Движения, основателю и идейному вдохновителю Инновационного центра Михаилу Кизлыку:
«Хочу поблагодарить за повседневный труд, за работу, которую вы делаете — это действительно ценно. Вы должны знать, что не только ЦОДД пользуется большинством разработанных Инновационным центром продуктов, но и коллеги из других департаментов. Это высокий уровень доверия и ответственности. Вы действительно достойно справляетесь со всеми задачами и идете вперед».
Затем Александр передал слово руководителю Центра Организации Дорожного Движения, основателю и идейному вдохновителю Инновационного центра Михаилу Кизлыку:
“Хочу поблагодарить за повседневный труд, за работу, которую вы делаете — это действительно ценно. Вы должны знать, что не только ЦОДД пользуется большинством разработанных Инновационным центром продуктов, но и коллеги из других департаментов. Это высокий уровень доверия и ответственности. Вы действительно достойно справляетесь со всеми задачами и идете вперед”.
Далее Александр рассказал о ключевой теме мероприятия и о том, как она связана с экосистемой ИЦ:
“Искусство делать сложное простым” — это очень интересный лозунг, под которым живет Инновационный центр. Заказчик приходит в ИЦ со сложными, нетривиальными проблемами, решения для которых нет. За 7 лет мы выработали различные подходы к решению такого рода нестандартных задач. Благодаря накопленному опыту, мы объединили и систематизировали наши знания, и за счет этого нам удалось построить Экосистему Инновационного центра. Каждое управление, каждое направление внутри этих структур взаимодействуют друг с другом и через кросс-функциональное взаимодействие и подход нам удается достигать синергетических эффектов, комплексных продуктов и решений.”
Александр добавил, что спикеры расскажут про вызовы, с которыми сталкивались на протяжении всего года. Он особенно отметил тот факт, что в 2024 году Инновационный центр вырос почти в 2 раза, и это был вызов как с точки зрения реструктуризации управленческих подходов, так и с точки зрения HR. Чтобы раскрыть подробнее эту тему, начальник ИЦ передал слово Александре, HR BP, которая представила интересный кейс в рамках трансформации ИЦ.
Трансформация ИЦ: кратный рост сотрудников и формирование команды уникальных специалистов
Александра рассказала, о том, как команда HR в сжатые сроки обеспечила кратный рост сотрудников и сформировала команду уникальных специалистов для нового направления — транспортное моделирование.
Мэр Москвы С.С. Собянин одним из приоритетных направлений развития в этом году обозначил цифровое мастер-планирование. Инновационному центру выпала честь принять вызов: сформировать центр компетенции, который решал бы комплексные вопросы транспортного моделирования в городе. Основная сложность заключалась в жесткой конкуренции за квалифицированных специалистов в этой сфере. Когда же приступили к задаче формирования команды моделирования и оценили ситуацию, то узнали, что количество потенциальных кандидатов — это всего 100 человек. И примерно 10 организаций имеют отношение к этому направлению, все они в основном находятся в Москве.
Для привлечения экспертов была проведена оценка рынка, изучены компании-доноры, составлены профили необходимых кандидатов и задействованы разнообразные каналы. PR-специалисты активно работали над популяризацией транспортного моделирования и ИЦ как центра экспертизы, публикуя материалы на VC и в телеграм-каналах, а также успешно выступая на конференциях.
“В результате сотрудничества команд HR, PR, Дизайна и Транспортного моделирования был сформирован один из крупнейших центров. Благодаря синергии усилий повысилось качество работы и привлекательность нового направления”, —
— отметила Александра.
Александра пригласила на сцену Николая, заместителя руководителя Управления моделирования, и Никиту, руководителя отдела разработки и поиска решений Управления моделирования, которые представили инновационную разработку ИЦ — уникальный сервис «Предмоделирование».
Предмоделирование: сервис будущего для автоматизации транспортного моделирования
Николай рассказал гостям о сервисе будущего, который предназначен для автоматизированного транспортного моделирования. Он объяснил, что моделирование позволяет прогнозировать различные сценарии, такие как одностороннее движение или новые строительные проекты.
Поскольку профессия зародилась совсем недавно, на рынке не оказалось подходящих программ для экспресс-анализа. Тогда команда разработала авторский инструмент, который за 25 минут генерирует данные о пассажиропотоке и загруженности дорог, заменяя трудоемкие ручные расчеты.
“Разработка этого продукта была бы невозможна без уникальной экосистемы Инновационного центра «Безопасный транспорт». В проекте уже поучаствовало 4 управления, 6 команд и 25 человек. А сейчас я хотел бы передать слово Никите, который расскажет о том, какие же вызовы стояли перед Управлением моделирования”, —
отметил Николай.
Сначала руководитель отдела разработки и поиска решений более подробно продемонстрировал процесс анализа данных, полученных с помощью нового сервиса «Предмоделирования». Была создана особенная методика для многопараметрической оценки влияния застройки на городской и индивидуальный транспорт в экспресс-режиме.
Новый вызов заключался в том, как использовать полученные результаты — для этого была разработана автоматическая система рекомендаций. Эта система анализирует загрузку и доступность транспорта, предлагая решения, такие как уменьшение интервалов движения городского транспорта и оптимизация дорожного движения. Система адаптируется к результатам расчетов для наиболее загруженных участков.
В завершение Глеб, руководитель отдела web-дизайна, описал задачи, которые стояли перед его Управлением.
Несмотря на то, что модель выдает сложные расчеты, анализ результатов остается за человеком. Команда поставила цель упростить взаимодействие пользователя с сервисом, чтобы он мог быстро оценивать данные. Однако традиционный подход к отображению информации создавал трудности из-за плотной инфраструктуры, усложняя восприятие. Решением проблемы стало сокращение информации до ключевых показателей, а также создание иерархической системы, позволяющей пользователю видеть все объекты и их влияние на локацию без лишних манипуляций.
Далее с подробностями о внедрении изменений, предложенных командой дизайна, выступил Николай, руководитель отдела цифровых сервисов из Управления разработки.
В своем выступлении Николай объяснил, что основной задачей было правильно организовать размещение информации, чтобы избежать наложения плашек и при этом сохранить визуальную привлекательность и быстродействие сервиса. Для этого был разработан алгоритм, позволяющий эффективно сортировать объекты и центрировать их, обеспечивая неконфликтное отображение. Спикер отметил, что ограниченное количество плашек сделало возможным применение более сложных алгоритмов.
В заключение Николай, заместитель руководителя Управления моделирования, наглядно продемонстрировал работу системы «Предмоделирование». Так, сервис позволяет пользователям выбирать любую точку на карте Москвы и вводить характеристики объектов, таких как жилые комплексы. После нажатия кнопки “расчет”, результаты появляются через 25 минут в виде карты и дашборда. Дашборд показывает информацию о генерируемом транспорте, пассажиропотоке и изменениях загруженности в 3 разрезах.
Николай обратил особое внимание на систему рекомендаций, которая предлагает решения для улучшения транспортной ситуации, — организация регулируемых пешеходных переходов или реорганизация схемы движения.
Далее заместитель руководителя Управления моделирования передал слово Николаю, руководителю отдела цифровых сервисов из Управления разработки, и Надежде, руководителю команды Экологии и безопасности, чтобы они рассказали о цифровом сервисе АИС «Мониторинг аварийности» и одном из его слоев «Индекс безопасности», которые обеспечивают безопасное и комфортное передвижение жителей и гостей столицы.
“АИС Мониторинг аварийности” и “Индекс безопасности”
В своем выступлении Николай представил обновленную версию сервиса, который Инновационный центр не только создает, но и активно поддерживает и развивает. Эта версия заметно отличается от предыдущих, так как команда непрерывно совершенствуется, стремясь сделать мир лучше. Основное внимание было уделено новым возможностям системы.
Николай кратко описал основные компоненты продукта, включая карту, дашборды и активность пользователей. Затем он продемонстрировал дашборды, напоминая о ранее выполненных разработках и акцентируя внимание на новых графиках, например, «Индекс безопасности».
Ключевым функционалом сервиса является карта, где наглядно показаны ДТП. Николай рассказал об очагах аварийности и вспомогательных слоях, таких как медленные зоны, скорости, светофоры и камеры, которые добавляют информативности. Также была упомянута деятельность рабочей группы и активность пользователей в рамках развития сервиса.
Кроме того, руководитель отдела цифровых сервисов рассказал о новых слоях, созданных в этом году, подчеркнув их функциональность и визуальную привлекательность, включая слой КСОДД. Обсуждался также алгоритм выявления очагов, разработанный ЦОДД. Спикер отметил, что при анализе ситуации все слои могут быть включены параллельно для удобства работы.
Затем Надежда, руководитель команды Экологии и безопасности, подробно рассказала о слое постановления и дашборде по «Индексу безопасности».
В своем выступлении она представила индекс безопасности — комплексный рейтинг транспортного поведения автомобилей в Москве. Надежда объяснила, что данный индекс позволяет определить, кто из водителей автомобилей ведет себя аккуратно, а кто может стать причиной аварии, используя данные о нарушениях без доступа к телематике.
Основная задача заключалась в оценке опасных нарушений и их влияния на показатель. Каждое транспортное средство начинается с максимального значения индекса 5, которое снижается за нарушения и повышается за безаварийную езду. Спикер представила дашборд индекса, где можно выбрать дату, районы и проанализировать безопасность автомобилей, сравнить различные виды транспорта, а также оценить ДТП и правонарушения в зависимости от показателя.
Надежда продолжила демонстрацию «Индекса безопасности», отмечая, что он выявляет автомобили, систематически нарушающие правила. Она представила функционал карты, на которой можно видеть, где машины с высоким значением нарушают правила, и по каким камерам было выписано больше постановлений.
Также эксперт пригласила слушателей проверить свой «Индекс безопасности» через QR-код, направляющий в Telegram-бот, где пользователи смогут ввести код и номер автомобиля для анализа своего поведения на дороге. Она подчеркнула, что индекс варьируется от 0 до 5, и что методика оценки уже применяется для формирования риск-профиля водителей такси и курьеров.
Далее Надежда отметила, что в этом году особое внимание уделяется обеспечению безопасного передвижения курьерских служб по дорогам Москвы. В рамках данной потребности было проведено интересное исследование рынка курьеров, результаты которого представили коллеги из отделов консалтинга, прогнозной и социальной аналитики.
От хаоса к порядку — исследование рынка курьеров
Спикеры представили исследование рынка курьеров в Москве. Началось оно с квиза с вопросами о рынке курьерских услуг.
Далее Константин, руководитель проектов консалтинга, рассказал, что исследование включало восемь команд и началось в 2019 году, когда изоляция из-за Covid-19 привела к резкому росту потребления курьерских услуг, достигнув 49% в 2024 году. Константин описал, как изменился рынок: он стал сложным и многогранным. Поэтому команда структурировала его на 4 основные группы: доставка продуктов, доставка маркетплейсов, посылок и готовой еды. Каждую группу далее классифицировали по количеству доставок и показали множество инсайтов о компании и активностях курьеров.
В завершение спикер анонсировал выступление Александра, руководителя отдела социальной аналитики, который поделился результатами 2-х исследований, проведенных в рамках проекта, посвященного курьерам в Москве. В первом исследовании оценивали отношение москвичей к курьерам, которое варьировалось в зависимости от их транспортного средства (ТС):
-
положительное к пешим и автомобильным курьерам,
-
нейтральное к тем, кто использует велосипеды,
-
негативное к курьерам на электросамокатах и электровелосипедах.
“Так, большинство москвичей согласны с тем, что курьеры должны быть более заметными, иметь яркую одежду и светоотражающие элементы на своих ТС и сумках. Кроме того, большинство придерживаются мнения, что скорость курьеров нужно ограничивать. Примерно половина отмечает необходимость более строгого контроля за соблюдением ПДД»,
— прокомментировал Александр.
Второе исследование фокусировалось на проблемах, с которыми сталкиваются сами курьеры. Эти результаты также в дальнейшем будут учтены для улучшения условий дорожного движения.
Далее Дмитрий, руководитель отдела прогнозной аналитики, рассказал о методах определения курьеров в транспортном потоке, основываясь на их поведении. Он выделил 3 ключевых составляющих для успеха:
-
наличие данных,
-
создание обучающей выборки из 2000 номеров ГРЗ курьеров,
-
построение модели машинного обучения.
Команда использовала более 50 моделей, что позволило выделить признаки, отличающие курьеров от других автомобилей, например, число и дальность поездок.
В следующей статье расскажем о презентациях второй части мероприятия, а именно: о едином центре BI для всего ТК, социологии будущего, проекте по оптимизации работы контролеров, об успехах ИЦ в медиапространстве.
Подписывайтесь на канал @Osya_razrabotchik
Автор: Osya_razrabotchik