Управление распределенной командой на GitHub – а что, так можно было?
Привет, меня зовут Ася Исакова, и я организационный психолог. Возможно, единственный в мире организационный психолог, который умеет создавать пулл-реквесты на GitHub. Как так вышло? Дело в том, что я 2+ года занималась тем, что выстраивала нормальную работу на удаленке без 8 звонков в день для одной распределенной команды, используя GitHub как основной инструмент. Подробности о том, что это, как это было, что получилось и вдруг вам тоже надо, под катом.
Терминология и теория
В этой статье есть практические советы, но начинается она со скукотищи и душнилова. Объясняется это тем, что без скукотищи и душнилова сделать нормально на практике редко получается. Начнем разгон с того, что такое организационная культура. Ага, не ожидали теорию про культуру от организационного психолога в начале статьи? Держитесь, это я только начала. Приглашаю погрузиться в то, каким образом академические концепты из моей любимой человеческой науки разворачиваются в волшебном мире гит-систем.
Организационная культура – это такая штука, которая точно существует, но пока нет единого определения этого термина. Один мой знакомый СЕО говорит, что организационная культура – это то, что говорят сотрудники за вашей спиной. Это про то, как у нас тут принято себя вести, как мы работаем и общаемся, как принимаем решения, как относимся к риску, насколько гибки в повседневной работе.
Представить себе то, как работает орг.культура можно, мысленно сравнив несколько учреждений: например, семейный ресторан где-нибудь на юге Италии, ваше районное МФЦ и главный офис крупной корпорации в бизнес-центре класса А. Подумайте, как люди выглядят, как они общаются, как относятся к ошибкам в каждой из этих организаций. Получилось представить разницу? Поздравляю, теперь вы тоже понимаете, что такое организационная культура, и возможно тоже не знаете, какими именно словами это описать.
Культура бывает как организационная, так и командная. К примеру, в компании у вас все могут быть людоедами и тиранами, а у вас в команде – божьими одуванчиками и любителями единорогов. То, какой пузырь будет создан в команде, зависит от главного по тарелочкам (и единорогам): тим-лида, менеджера, директора или как там вы называете того, кто больше всего говорит на созвонах. Этот человек определяет, как у вас принято общаться, решать проблемы и работать работу.
Культура есть в каждой компании и команде – это факт. Второй факт: она сильно влияет на то, каких результатов достигает компания. Например, известный в узких кругах фиксер культурных багов тов. Коттер обнаружил, что сильная орг культура дает прирост выручки в 682% против 166% в компаниях со слабой культурой, а рост стоимости акций компании культура простимулирует на 901% против 74% (подробности в этой книжке). Еще пара фактов для любителей фактов: если культура здоровая, а не токсичная, то и люди довольны работой и жизнью, а еще больше склонны соблюдать правила безопасности. А кто лучше работает, тот обычно делает лучшие продукты и зарабатывает больше денежек – сюрприз, сюрприз! Короче, всем классной культуры надо, СРОЧНО. Если вам тоже надо – продолжайте читать: дальше рассказываю, из чего сделана организационная культура и как это применить на масштабе команды.
Теорий того, как устроена организационная культура, довольно много. Одна из распространенных – модель Эдгара Шейна. Мне она нравится тем, что работает как конструктор: можно подумать о смыслах, которые мы хотим нести, а затем о том, как их транслировать.
В соответствии с этой моделью, культура организации состоит из 3 слоев: артефакты, ценности, базовые убеждения.
Разберем на примере. Вот, скажем, у Гугла есть игровые комнаты. Там стоит кикер, удобные диванчики, аэрохоккей и разные другие корпоративные плюшки. Игровая комната – это артефакт, ее можно легко увидеть и даже пощупать при случае.
Какие ценности и нормы транслирует наличие в офисе игровой комнаты? Например, что-то про баланс рабочих и нерабочих активностей. Мол, у нас тут есть время и для того, чтобы потрудиться, и для того, чтоб в хоккей погонять. Может быть, еще что-то про совместность и горизонтальные связи в команде. Приходите, ребятки, знакомиться и болтать за партейкой в кикер. Идем на сайт Гугла, чтобы почитать про провозглашаемые ценности, и точно:
Цитируем выдержку с сайта в вольном переводе: «Наши офисы и кафе спроектированы так, чтобы стимулировать взаимодействие между гуглерами внутри и вне команд и заводить разговоры как о работе, так и о развлечениях».
Ок, разобрались со вторым уровнем: игровые комнаты это про взаимодействия. А что там может быть на глубинном уровне базовых убеждений?
Мои ставки:
-
Если между людьми есть коннект, то они лучше работают вместе. По счастливой случайности, этот факт подтверждается исследованиями по организационной психологии – вот кто бы знал!
-
Довольные сотрудники более продуктивны и могут предлагать более инновационные решения. Как сделать сотрудников более довольными? Заставить их играть в кикер. Как минимум – дать немного свободы в том, чтобы выбирать, когда поработать, когда погонять балду.
Механизм вы поняли, теперь переходим к тому, как конструировать организационную культуру для распределенной команды, да еще и используя ГитХаб.
Управление культурой в распределенной команде
Есть 3 варианта того, как строится культура в команде на удаленке:
1 (мой любимый). Никак! Ну мы тип просто работаем. Зачем нам культура, что это такое вообще?
2. Нормы оффлайн-взаимодействия переносятся в онлайн.
3. Культура на удаленке выстраивается с 0. Примеры: Аtlassian, Doist, Zappier, Buffer, Remote.
Мы сегодня будем говорить именно о третьей категории.
С чего начать
Чтобы осознанно строить организационную культуру в компании или в команде, нужно понимать, а что нам вообще нужно от оной. Поэтому первый шаг, как это водится, подумать головой: как у вас должны приниматься решения, какое отношение мы хотим к ошибкам и неопределенности, как справляемся с рисками, как строим коммуникации, что думаем про автономность и инициативу, как относимся к клиентам. Как это бывает в жизни, просто думать не поможет: мы все слишком хорошо знаем социально-одобряемые ответы на эти вопросы. Поможет анализировать управленческий опыт и результаты.
Примитивный пример: скажем, вы по-тимлидски надавали по ушам джуну за то, что он совершил ошибку. Краткосрочное последствие: джун научился исправлять такую ошибку. Долгосрочное последствие: джуну будет страшно приходить к вам с ошибками, и с определенной вероятностью он будет искать окольные пути для решения возникающих проблем. Этот кейс – про культуру ошибок в команде. Собрав подобных факты и проанализировав их, вы сможете решить, каких результатов вам бы хотелось и какими методами можно достичь желаемого.
Я выстраивала организационную культуру в финтех компании, которая делает продукты для аналитики финансовых и трейдинговых рынков. Мы начали с того, что представили, как вообще должна работать компания. Базовая вводная: все работают распределено.
Вопрос №1: как мы убедимся, что работа реально делается?
В интеллектуальной деятельности не работает учет рабочего времени. Если разработчик мылся в душе, а ему пришло в голову решение по оптимизации работы микросервисов, это заносить в тайм-шит?
Получается, оценивать работу можно только по результатам. Как убедиться, что результат работы реально ок норм, а не просто рандомный кусок из глины и палок? А никак, кроме как поверить человеку, что он добросовестно делает свою работу.
➡️ Вот и первая ценность: доверие.
Окей, мы верим людям, а они насовывают нам глину и палки вместо красивых работающих систем. Как пофиксить? Единственный адекватный способ – кнут (зачеркнуто) чтобы людям было самим интересно и важно сделать круто. И это уже
➡️ вторая наша ценность: внутренняя мотивация aka персональный интерес к задаче.
Вопрос № 2: как обеспечим, чтобы люди имели возможность нормально работать свою работу?
Главная проблема удалекни в том, что все постоянно друг с другом разговаривают. Это самый простой способ создать единое информационное пространство. В краткосрочной перспективе и на малом масштабе это решение неплохо работает. Проблемы начинаются, когда компания начинает расти.
В мировой практике придуман универсальный способ сохранять эффективность коммуникации, не тратя время друг друга. Нужно всего две вещи: первое – читать, второе – писать. Открытая документация и асинхронное общение помогает всем знать одно и то же, не просиживая весь день на звонках. Конечно, звонки по-прежнему используются для сложных штук (генерация идей или обучение) и для командообразования, но фокус должен оставаться на том, что мы все всё записываем так, чтобы всем остальным в команде было понятно и сегодня, и через 10 лет.
➡️ Третья базовая ценность: прозрачные коммуникации.
Мы собрали ценности в базовые убеждения:
-
Людям можно доверять в том, что они умеют включать голову, следить за своим временем и хорошо делать работу, за которую получают деньги.
-
Если у сотрудника есть персональный интерес к выполнению задачи, то задача будет сделана более качественно, чем при отсутствии оного,
-
Открытая коммуникация обеспечивает продуктивную работу,
И здесь закономерно возникает вопрос: а чтобы что? Зачем нам эти самые ценности и убеждения? Картошку ими не покопаешь, на завтрак есть не будешь.
Следующим этапом предстояло придумать, через какие артефакты можно транслировать эти ценности в мир, чтобы вырастить команду почти в 3 раза в короткий срок, сохранив концентрацию талантов (есть такой термин прям, talent dencity) и продуктивность. Нужно было отобрать правильных людей, а затем сделать так, чтобы они оперативно въехали в то, как у нас тут работается работа. Давайте посмотрим, как мы это реализовали через GitHub.
Убеждение 1: открытая коммуникация способствует продуктивной работе
Если мы верим в то, что открытый доступ к информации способствует продуктивной работе, то дело за малым: научить всех людей делиться своей информацией на внутренней площадке компании. Изи!
-
Создаем архитектуру репозиториев с доступом по командам (привет, RBAC). Все общие дела компании решаются в репозиториях, открытых всем: общем, продуктовом, бизнес.
-
Делаем открытую продуктовую и организационную документацию в readme-файлах репозиториев.
-
Приучаем людей фиксировать все происходящее в issues. Поговорили синхронно, взяли задачу в работу, получили фидбек от клиента, передали задачу другой команде – записали. Если чего-то нет на GitHub, значит этого не было. Таким образом все в компании получают асинхронный доступ к истории работы команды
-
Нормализуем ответы на вопросы ссылками на документацию и открытые issues. Нормализация начинается с того, что лидеры мнений делают так, как вам надо. СЕО, СТО, самый уважаемый тим-лид: все должны уважать документацию и призывать к этому других. Главная цель, чтобы люди понимали, что ссылка в ответ на вопрос – это не потому, что я неразговорчивая редиска, а потому, что только так можно обеспечить равный обмен информацией в условиях удаленки.
-
Даем всем возможности внести изменения в любой рабочий документ с помощью пулл-реквестов. Открытые дискуссии о политиках компании – это очень весело! А еще позволяет всем почувствовать, что каждый голос будет услышан.
Убеждение 2: персональный интерес к задаче увеличивает качество ее выполнения
Я бы была не я, если бы не начала затирать про внутреннюю мотивацию хотя бы к концу статьи. Внутренняя мотивация – это когда ты делаешь дело не только за плюшки или из страха, а потому что тебе это прикольно. Например, тебе нравится ковырять нетривиальные задачи. Или ты любишь, когда порядочек. Или тебе важно совмещать несовместимое. У всех человеков свои приколы.
На GitHub это реализуется через открытый бэклог с приоритизацией и контекстом (issues)
В каждом репозитории есть бэклог задач с их приоритизацией и контекстом (из какого запроса или потребности растет задача, какова история, какая работа уже делалась в этом направлении со ссылками). Чаще всего новым сотрудникам предлагается первое время пошататься по истории и посмотреть, что их интересует. Таким образом поддерживается автономия людей, а еще им чуть веселее работать.
Справедливый читатель спросит меня: а что же делать с дурацкими рутинными задачами, которые все ненавидят?
Отвечаю: их тоже надо делать (это взрослая жизнь, сори, броз). Но нужно соблюдать баланс. Возьмите, к примеру, хоть Energizing retro, чтобы проверить, что этот самый баланс на вашей стороне. Подсказка: если задачи, от которых вас тошнит, переполнили ваши календарики, работку вы любить не будете, и внутренней мотивации будет 0.
Убеждение 3: людям можно доверять самостоятельное управление временем, приоритизацию и выполнение задач
Это самый хитрый пункт, потому что он требует особого пре-реквизита: это найм, про который я здесь не буду говорить. Давайте просто возьмем за данность, что мы научились привлекать и отбирать тех людей, которые умеют хорошо делать работу за деньги.
Как через GitHub мы можем транслировать, что мы тут все взрослые люди?
-
Асинхронная работа
Никто не будет стоять за вашими плечами и смотреть, как быстро вы делаете пулл-реквест и не читаете ли вы Хабр вместо работы. Взрослые люди умеют расставлять приоритеты и знают, что продуктивность нелинейна. Поэтому вклад оценивается по результатам, а не по времени, которое вложено в решение задач. Каждый выполняет работу тогда, когда это удобно, а не с 9 до 17, и фиксирует через гиты то, что получается. А звонки используются только для 4 штук:
-
Потимбилдиться
-
Поговорить о чем-то реально сложном (с технической или человеческой точки зрения)
-
Поучиться
-
Покреативить
Все остальное – только асинк, только хардкор.
Мы ценим продуктивное рабочее время, поэтому первое, что нужно сделать, если возникает вопрос – посмотреть инструкции и задокументированные знания по теме. Потом можно задать вопрос и обсудить прочитанное. Инструкции доступны всем, и каждый может внести изменения в актуальные документы и сделать свою инструкцию.
-
Кастомные боты
В мире, где работу работают взрослые люди, тим-лиды не бегают за каждым сотрудником с раскаленной кочергой и вопросом: «Когда будет сделано?!»
На GitHub можно пофиксить всякие штуки типа «Ой, я забыл» и «Хотел вернуться к этому, но заработался» с помощью кастомных ботиков. Например, Stale Issue Bot будет закрывать задачи, которые висят и не делаются, PR label check последит, что тема оформлена по правилам вашей команды, а Reminder Bot нежно пнет вас заданной фразой, когда вы его попросите. А – автоматизация.
Управление командой через GitHub – да, так можно
За 2 года использования GitHub как основного инструмента управления на удаленке у нас получилось сколотить достаточно вовлеченную команду (индекс вовлеченности 89%) со средним опытом работы сотрудника 2,3 года по сравнению с 9 месяцами в индустрии по данным LinkedIn (да, мы ходили по профилям компании и ручками собирали оттуда average tenure). А еще продукт получил поддержку одного очень мощного агентства по развитию инновационных проектов (NDA, но вы бы упали). А еще все полюбили GitHub, особенно я.
Для того чтобы рассказывать всем о принципах удаленки здорового человека, мы сделали открытую базу знаний – Hygge Work. Там про эти и другие практики можно почитать подробно без регистрации и смс, но на английском.
Выводы такие:
-
Организационную культуру можно и нужно строить осознанно, особенно в распределенной команде. Логика выстраивания доброго-вечного-чистого работает как на масштабе компании, так и в отдельных командах.
-
Любой инструмент, который вы выберете для вашей команды, что-то будет транслировать. Можно писать сообщения команде на заборе и отправлять фотки в Viber. Главное сверять тот посыл, который вы хотите направить, с выбранным инструментом.
-
Не обязательно возвращаться в офис, чтобы иметь продуктивную и сплоченную команду. Но придется потратить усилий на построение процессов и обучение менеджмента и людей.
В канале Компас конгруэнтности я рассказываю о том, как хорошим людям становиться крутыми руководителями и выстраивать работу с учетом человеческих особенностей как на удаленке, так и без нее. Можно просто подписаться и долго читать про лидерство, а можно прям сразу написать мне и познакомиться: вдруг вы страдаете, а я могу вам помочь?
Автор: asya_isakova