Как мы реконструировали здание суда в Смоленске: от лазерных сканов лепнины под плесенью до релиза
Вот в таком виде нам его передали:
Задача — восстановить здание в legacy-виде и из legacy-материалов, а потом плотно набить инженеркой и поставить защищённый пункт связи.
Ответ на первый очевидный вопрос довольно прост: мы не только занимаемся железом и ПО, но и строим интеллектуальные здания. Обычно у нас, конечно, получаются дата-центры, тригенерационные центры, диспетчерские, центры чрезвычайных ситуаций и прочие вещи, где технологической начинки больше, чем бетона. Но иногда мы выигрываем в конкурсах на котельные и прочие объекты. Теперь вот досталось здание суда, благо строительный опыт есть.
На входе у нас был архитектурный проект, подразумевающий использование материалов, характерных для 37-го года. Мы делали всё — от земляных работ и усиления фундамента до инженерки.
Начать надо с того, что нынешнее здание суда во время ВOВ было штабом немецких захватчиков и одновременно офицерским борделем. В 90-х там открыли казино. Потом была гостиница. Под этими культурными слоями нам и нужно было найти сталинский ампир.
Вот по этому балкону в целом можно судить о том, как здание дожило до наших дней
Итак, на момент постройки (37-й год) здание было спроектировано в духе конструктивизма, но быстро переделано под резко сменившийся стандарт — сталинский ампир.
На момент начала немецкой оккупации сохранились более детальные фотографии. Вот одна из них, это 1942 год:
Немцы поставили временные указатели в центре города
Примерно до такого вида нам и надо было откатить здание, заодно обновив всё то, что за 80 лет пришло в негодность.
Балконные несущие конструкции пришли в аварийное состояние. На балкон можно было выйти два раза — по количеству балконов на фасаде.
Как я уже говорил, в 40-х годах там образовался немецкий офицерский корпус. Дело в том, что в городе после бомбёжек уцелело всего два крупных здания: как раз наше и ещё собор. Судя по логам, с 1937 года по 2010-й прошло 4 капитальных ремонта и некоторое количество косметических.
Проблемы касались в основном того, что в 37-м году железобетон ещё казался ненадёжной и непроверенной новой технологией, и потому строили классически. То есть из обычного бетона, который без арматуры внутри обладает весьма интересными свойствами.
Вот примерно такими: это разводы плесени за десятки лет на несущих конструкциях
Или вот такими: аварийное состояние ограждающих конструкций балконов
Архитекторы смогли поднять самые разные исторические документы, включая часть чертежей (что уже само по себе было не самой тривиальной задачей). На их основе они заново пересчитали здание и прописали детальный архитектурный проект, который стал инструкцией «широкими мазками», что и из чего строить. Точнее, который показывал, как здание должно выглядеть в итоге, и регламентировал часть материалов.
Эскиз
Нам на месте надо было осмотреть каждый сантиметр здания и решить, какой конкретно метод восстановления надо применить. Параллельно решалась задача «осовременивания» здания — например, сейчас суду нужно оптоволокно, защищённые кабель-каналы, «немного» другое отопление, совсем другая электрика и так далее. Чтобы было понятнее — в годы после электрификации страны электрокабель вели прямо по стенам на керамических круглых изоляторах, и, естественно, никто особо не думал, что через 80 лет понадобится штробить коммуникации или делать фальшпотолок. Самой сложной частью была историческая: холл и ещё немного помещений вокруг, которые считаются памятником архитектуры и где вообще нельзя ничего лишнего. Даже датчики пожарной сигнализации пришлось ставить «длинные» — так, чтобы они начинали смотреть лучом (на пересечение дымом) из-за «культурной» зоны и заканчивали с другой её стороны.
Мы аккуратно разобрали, что было можно, а потом поставили большую часть наполнения здания заново. Начали с фундамента, закончили кровлей. Все перекрытия, колонны, стены, все несущие конструкции, если обобщить — они модернизировались, усиливались, менялись. Весь комплекс работ по инженерным системам: электроснабжение, водоснабжение, вентиляция, кондиционирование, слаботочка/СКС, СКУД. Самым сложным было реставрировать здание, то есть придавать ему тот облик, который был задуман в 37-м году. Почему сложно? Потому что дьявол в мелочах. Вот, например, смотрите, стоят статуи:
Сеткой статуя примотана к фасаду, чтобы не упасть на голову кому-нибудь из прохожих. То есть, конечно, сначала эту статую заанкеровали железным прутом:
А потом она начала разваливаться на части, и поэтому приштуковали сеткой. Изначального вида этих статуй нигде нет — довольно сложно понять, как они выглядели (или должны были выглядеть) в 37-м. Но то, что они были, известно из документов и фотосвидетельств. Поэтому мы аккуратно демонтировали их. Что хуже — в подвале, покрытые плесенью, как мхом, лежали ещё куски статуй и лепнины. Надо было аккуратно отсканировать каждый кусок на трёхмерной лазерной установке, затем почистить от плесени и грибов, сканировать ещё. Потом собрать то, что можно назвать восстановленной моделью, затем с помощью скульпторов вырезать из камня новые и смонтировать их по месту:
У нас там было две очень повреждённые статуи, которые по новым документам прошли как «колхозник и колхозница». Эксперты из Пензы сказали, что «колхозница» — тоже мальчик, но делает что-то непонятное, вроде каменщик. Вот он на фото. В старых документах — металлург и плотник.
С лепниной было сложнее. Дело в том, что декор в конференц-зале (с самого начала до конца существования гостиницы этот зал был рестораном «Днепр», главным в городе) был уничтожен варварами, которые открыли казино в 90-х.
90-е годы, времена казино
Акантные листы и пилястры снимали, делали с них слепки, отливали всё заново из гипса, везли назад. По сути реставрация — это когда новые технологии не используются, а применяется всё старое доброе из 30-х годов. Было, конечно, дикое желание сделать всё из современных полимеров. Но нет, мы делали из дерева и гипса, потому что так надо. Практически все детали залов заменены. У главной лестницы мы приводили в порядок ограждающие конструкции — меняли половину балясин (они оказались расколоты). Опять же, каждый раз вопросы, например: старинный дубовый поручень можно было попросту забраковать по акту (дешевле и проще сделать новодел), но мы не стали, вместо этого восстанавливали именно его. К сожалению, люстры воссоздать не получилось — точных свидетельств не нашлось, а очевидцам должно быть больше 90 лет, чтобы более-менее помнить. Мы подобрали аналоги.
Ионическая капитель
Люстра. Сбоку в реконструированной части дико смотрится экран, но, увы, именно туда его надо было поставить. Ничего с этим нельзя поделать.
Композитная капитель с листами папируса в холле
Каждый элемент не просто сразу заново отливался, а обязательно согласовывали с заказчиками, с местными архитекторами и с департаментом культуры. После этого получали «да» или комментарии. Если всё было хорошо, то начинали производить. Если нет — попытка номер два. Это касается всего по зонам реставрации. Больше всего вникал главный представитель заказчика. Да, нам дико повезло, и он оказался дико замотивирован помогать по всем вопросам. Ну, или сношать нас во все дыхательные отверстия, если что-то шло не так. Он появлялся на стройке каждый день. Придирался ко всему, требовал переделать всё то, по поводу чего были сомнения. По пятницам очень интересно рассказывал про родной город. Описывал нам историю следственного изолятора и рассказывал, какой там ремонт в камерах, и что если что-то будет не так, мы тоже его очень оценим. Мы боялись, потому что субподрядчики, естественно, косячили — мы работали с ними как умели, но всё же пара неприятных случаев, когда пришлось разбирать и переделывать, случилась. К концу проекта заказчик явно увидел прогресс и больше всё же говорил про историю города, которую знал очень хорошо.
Плесень на потолке лестничного холла
Вернёмся к зданию. Часть материалов всё же можно было (и нужно было по проекту) заменить на новые, иначе не вписались бы в современные требования. Например, вместо деревянных перекрытий всё же поставили железобетонные, иначе нагрузка 400 килограмм на квадратный метр была бы невозможна. Фундамент тоже пришлось менять по стандартам — раньше был забутовочный кирпич, сейчас стал монолитный.
Работы
Позже
Много где везло, и были чертежи. Например, решётка на батарее в документы попала, а вот лепнина в главном зале — нет. Пол был несколько раз уничтожен — последний раз в 60-м делали. Мы меняли на качественный гранит (раньше были колотые плиты) — архитекторы и культурологи решили, что это допустимо.
Сложно было с цветом, но, к счастью, нас эти вопросы почти не коснулись. В чертежах цвета нет, на фото тоже (они чёрно-белые), а потом здание пару раз поломали и переделали. В итоге нам цветовую гамму по элементам выдали архитекторы, и если возникали вопросы — согласовывали с «культурой». По сути, известны были только общие названия цветов, плюс следы «археологических слоёв» краски. По ним и восстанавливали. Например, вот как архитектор решил по цвету входа:
Здание перекрашивалось десятки раз из-за специфической погоды региона
С годами фасад, конечно, станет чуть темнее. Да, кстати, фасад — это сплошная боль. Был он вот в таком виде:
На день города
Разрушения на внутреннем фасаде
Состояние отделки внутренних фасадов
Ещё деревца
Здесь и в подобных случаях бетон пришлось менять на стеклофибробетон
Кровля текла — мы её несколько раз переделывали, пока не перестала. С ней была характерная проблема недостатка теории в 30-х — сложный угол, было принято неверное техническое решение. Но это не ошибка, тогда ошибаться было нельзя: если ты сделал неправильно — дальше строишь дома в Сибири. Если вспомнить, станцию метро проектировали без компьютера за 4 недели. Приходили из НКВД и ставили в критичный дедлайн: не успеете — расстреляем. Так вот, это кровля — это не баг, это фича.
Крыша до реставрации
Она же
Реконструированная кровля
По инженерке тоже весело. На тот момент ещё не существовало вентиляционных систем. Электричество было — это были открытые провода на фаянсовых креплениях. Отопление делалось с помощью местной котельной со встроенным кочегаром. Мы, кстати, как раз во время демонтажа раскопали спрятанную в складках здания угольную шахту. К счастью, без кочегара. Ещё куски казино выкопали.
Вот примерно так
Тепловой пункт до реставрации
Инженерка даже работала. Правда, не вся.
Новая котельная
Приточная установка
Насосная станция хозяйственной и питьевой воды
Наружные блоки комфортного кондиционирования
Нужно было уходить от общепринятых стандартов при проектировании слаботочки, всё же не офис. Чтобы не вести магистрали и трассы по фойе и коридорам, приходилось делать магистрали в неудобных для нас, но нужных для здания местах. В неисторической части клали за потолком, где получалось. В исторической — в основном всё беспроводное или миниатюрное. Безумно жалко, конечно, что турникеты СКУДа и электронная очередь вообще не вписались в интерьер, но таково требование наших реалий.
Главный вход после реставрации
Оповещение, камера, датчик. Кстати, дерево тогда тоже не обрабатывали пропитками — мы обработали.
Лестница. Окна неслучайно такие: тогда главной проблемой дерева был грибок, и поэтому везде делалась надлежащая инсоляция. Окошко на уровне макушки в хрущовках в ванной — тоже для этого, чтобы в вашей ванной не завёлся туберкулёз.
Кнопка
В современном понимании интеллекта в здании мало в сравнении с дата-центром, но, конечно, у всех систем своя автоматика и своя логика. К счастью, залы заседаний, где как раз надо много «фарша» в стенах, не исторические, и там всё было просто.
Место секретаря заседания
Зал
Помещение ИБП
Байпасс ИБП
Электронная очередь
На первом этаже есть видео-конференц-пункт (зал заседаний) для маломобильных групп населения.
Телеметрия всех подсистем выводится на диспетчерский пункт. Большей частью здания можно управлять оттуда, но есть полное «ручное» управление на месте рубильниками. И ещё закрытая часть — та самая, где нельзя снимать, про которую нельзя особо рассказывать, и где стоит защищённая связь. Там чуть сложнее.
Архитектурная подсветка
• АУПС — автоматическая установка пожарной сигнализации;
• СКС — структурированная кабельная система;
• СКУД — система контроля и управления доступом;
• СОТ — система охранного телевидения;
• СОТС — система охранно-тревожной сигнализации;
• СОУЭ — система оповещения и управления эвакуацией;
• ТС ПО и СО — телекоммуникационная сеть. Программное обеспечение и серверное оборудование;
• ТС ИВС — телекоммуникационная сеть информационной вычислительной системы;
• СГТС — система голосовой телефонной связи;
• СУО — система управления очередями;
• САФ — система аудиофиксации;
• СВКС — система аудио-видео-конференц-связи;
• СЗИ — система защиты информации.
2. Замена существующих перегородок на новые.
3. Замена существующих покрытий пола на новые.
4. Замена существующих деревянных окон на новые деревянные стеклопакеты.
5. Замена внутренних и наружных дверных блоков.
6. Замена балконных перекрытий и ограждений балконов.
7. Восстановление балконов по ул. Большой Советской.
8. Замена лестничных маршей (с 5-го на 6-й этаж в осях 8–8´).
9. Ремонт и реставрация фасадов с заменой существующих элементов, находящихся в аварийном состоянии: карнизы, скульптуры (2 шт.), замена штукатурного слоя, окраска.
10. Устройство коридора в чердачном пространстве над 5-м этажом, ограждённый противопожарными перегородками, ведущий к лестничной клетке в осях 8–8`.
11. Замена кровли, стропильной системы; площадь и количество слуховых окон определены в соответствии с нормативами.
12. Замена стен из фибролитовых плит на газобетонные (8-й этаж).
13. Замена наружной водосточной системы.
14. Утепление наружных стен.
15. Устройство дополнительных эвакуационных выходов с 1-го этажа в наружных стенах дворового фасада и отдельного входа в пиццерию с фасада по ул. Глинки.
16. Устройство оконных проёмов 1-го этажа и подвала, устройство эвакуационного выхода из подвала в пристройке (в осях 1–8, Д-Ж`), увеличение оконного проёма на западном фасаде в уровне 1-го этажа
17. Устройство выходов на кровлю (8-й этаж).
18. Отделение внутренней центральной лестницы и лестницы в осях 1–2 от примыкающих помещений противопожарными остеклёнными перегородками.
19. Усиление несущих конструкций здания (стены, колонны, фундаменты).
20. Пробивка и закладка проёмов во внутренних кирпичных стенах.
21. Замена фундамента под крыльцо главного входа с устройством пандуса для инвалидов.
22. Замена двух лифтов в существующих шахтах и устройство новой лифтовой шахты для лифта с глубиной кабины 2100 мм.
2) устройство новых и усиление существующих фундаментов под крыльцо;
3) восстановление крыльца (по уровню с нулевой отметкой на юго-западном углу) с возвращением на место гранитных блоков, с устройством пандуса для инвалидов и обеспечением безопасного подъёма людей по ступеням.
2) замена существующих оконных и дверных блоков деревянными стеклопакетами с исторической расстекловкой;
3) замена деструктированных элементов ограждения террасы;
4) замена разрушающихся вазонов идентичными — из более прочного материала;
5) замена покрытия террасы и водостоков;
6) устройство металлического фартука над карнизом объёма.
2) восстановление архитектурных деталей портиков;
3) восстановление руста 1-го этажа;
4) замена столярных заполнений деревянными стеклопакетами с исторической расстекловкой (как оконных, так и дверных);
5) устройство нового покрытия центрального портика — с расчисткой водоприёмников и заменой водосточных труб;
6) демонтаж скульптур, фланкирующих центральный портик, их реставрация (или полная замена, по результатам диагностики) и возвращение на место;
7) замена оснований постаментов скульптур, усиление крепления скульптур к кладке;
8) восстановление руста на фасаде в уровне 6–7-го этажей;
9) реставрация с усилением колонн балюстрады высотной части (8-го этажа);
10) замена решёток ограждения балюстрады;
11) замена ограждающих конструкций (стен из деревянного каркаса с фибролитовым заполнителем) 8-го этажа, находящихся в неудовлетворительном состоянии, облегчёнными конструкциями из пенобетона;
12) замена столярных заполнений деревянными стеклопакетами;
13) устройство нового покрытия венчающего карниза и карниза над рустованной частью, а также парапетов над карнизами;
14) металлический флагшток на крыше 8-го этажа использовать в качестве молниезащиты;
15) устройство отдельного входа в пиццерию со стороны фасада по ул. Глинки.
2) восстановление руста 1-го этажа;
3) замена столярных заполнений деревянными стеклопакетами с исторической расстекловкой;
4) устройство нового покрытия венчающего карниза и карниза над рустованной частью 1-го этажа, парапетом крыши.
2) восстановление террасы с металлическим ограждением над эркером;
3) восстановление железобетонного ограждения балкона 5-го этажа по существующим образцам;
4) устройство металлического покрытия карнизов башенок, эркера, карниза над рустованной частью 1-го этажа;
5) пробивка оконного проёма на 1-м этаже в осях Д-Г«.
2) восстановление наличников вокруг оконных проёмов;
3) замена и реставрация аварийных балконов с ограждениями;
4) восстановление оконного проёма в осях 6–5 и балкона в осях 4–3 5-го этажа;
5) замена покрытий венчающего карниза;
6) восстановление аварийной пристройки над выходом из подвала в осях 14–16;
7) приспособление здания в соответствии с нормами и правилами диктует следующее:
• закладка двух окон 1-го этажа в осях 14–16 с устройством дверного проёма между ними;
• в осях 8–8′ вместо одного устройство двух выходов — из лестничной клетки и подвала отдельно;
• замена водосточной системы;
• установка пожарных лестниц.
2) пробивка двух оконных проёмов и устройство эвакуационного выхода из подвала.
Также были проведены работы в неисторической части здания, в т. ч. по кабинетам судей и залам заседаний.
Итог
Во время работ в здании всё время работала столовая. Вообще не съезжали — у них был отдельный вход. Мы пилили, сверлили, заливали, а они там еду варили, далеко ходить не надо было.
Ссылки
- Наш опыт реконструирования котельной в Средней Ахтубе и истории воровства воды
- Тригенерационные центры
- Моя почта — rbelov@croc.ru
Автор: