Как я не смог заставить конкурентов делиться деньгами «через код»
На связи Анатолий Шостак, валидатор стартапов. Моя суперсила проверять идеи для стартапов перед запуском и находить нужный рынку поворот идеи или отказываться от её реализации.
Эта история — классический пример битвы между «Мечтателем», который верит в человеческую взаимопомощь, и «Валидатором», который смотрит на сухие цифры. Я попытался создали инструмент, который должен был объединить рынок и мотивировать фотографов обмениваться заказами, но разбился о простой человеческий фактор. Тут была база, был код, была геймификация и даже искусственный интеллект. Не было только одного — понимания, как на самом деле думают будущие пользователи.
Это кейс о том, как создать работающий продукт с нулевым бюджетом на серверах Google, собрать тысячу пользователей и понять, что идея не взлетит.
Статистика проекта
-
Порядковый номер проекта: 12
-
Название проекта: Fotozakazi_bot
-
О чём проект: Биржа обмена заказами для фотографов в Telegram с геймификацией и AI-модерацией
-
Дата работы над проектом: 2024–2025
-
Статус: Переведен в пассивный режим (zero-cost maintenance)
В статье не будет экономики.
Я искал ценность, а не монетизацию.
Монетизация это следствие, а не цель.
Акт 1. Мечтатель: «Давайте жить дружно»
Всё началось с «кладбища» предыдущего проекта. Я уже рассказывал про кейс создания агрегатора фотографов “Ктофотограф”, но коротко повторю: у нас был агрегатор для фотографов, который не выстрелил, но оставил после себя большую базу контактов. Мне, как предпринимателю, было больно смотреть, как актив умирает. Хотелось не просто «убить» базу, а дать ей вторую жизнь и пользу для самих фотографов. Ну и если удалось бы найти и создать реальную пользу, можно было бы говорить о монетизации.
Гипотеза Мечтателя: У каждого фотографа бывают заказы которые он не может/не хочет брать. Если дать им удобную площадку, они будут радостно делиться лишними клиентами с коллегами.
Для проверки гипотезы я сделал самое простое — создали чат в Telegram. Никакого кода, просто рассылка по базе: «Ребята, присоединяйтесь, будем обмениваться заказами».
Я делюсь идеей с партнёром. Он реалист, всегда приземляет меня с моими бесконечными идеями: “Говно. Никто не будет передавать свои заказы конкурентам”. Никитка традиционно возвращает меня на землю. Я это понимаю, но для меня этого аргумента недостаточно и мне нужно это проверить. Так что решаю что всё же пойду проверять идею в бою.
В 2020 появился чат. По базе недавно закрытого Ktofototgraf сделал рассылку, дополнительно добавили ссылку в личные кабинеты фотографов нашего действующего сервиса. Сразу получили около 100 фотографов в виде первых пользователей.

На наше удивление в чате действительно начался обмен заказами. Около 10% участников общались и оставляли где то 2 заказа в неделю. Через какое то время количество заказов стало падать, активность снизилась. Я предположил что из-за этого чат “падает” вниз у фотографов и про него вообще забывают. Даже когда есть заказ — им ничего не напоминает об этом. Потому я попросил Никиту подключить автоматическую публикацию заказов с доски заказов Ktofotograf (SEO по ней сработало и заказы до сих пор приходили туда).

Задача выполнена — чат о себе напоминает. Общение начало возвращаться. С ростом аудитории увеличивалось количество заказов…но и количество сообщений тоже увеличивалось. Заказы стало сложно отслеживать из за “шума” постоянных переписок. Где то в 2022 году (да, чат жил пару лет) я ввёл правило: 1 сообщение = 1 заказ, а для свободного общения выделил отдельный чат без модерации.
Это сработало. Фотографы перестали общаться на отвлеченные темы (после бана пары десятков подрывателей). В сезон в чате обменивали ~5 заказа в неделю при количество фотографов около 600 человек). Частенько стали появляться заказы в другие города.
Продвижения не было. Рост естественный.
Вердикт Валидатора: Гипотеза не работает. Почему? Я начал копать в психологию пользователя и выяснил три причины провала «нативного» обмена:
-
Отсутствие мотивации. Зачем мне отдавать заказ чужому дяде бесплатно?.
-
Риски. Передавая заказ, фотограф не знает исполнителя. Если коллега облажается, перед заказчиком будет стыдно тому, кто порекомендовал.
-
Хаос. В обычном чате заказы тонут во флуде.
Вещи очевидные, можно закрывать. Но суть валидации идей не в том, чтобы проверить и закрыть, а в том, чтобы искать “чит-код”, перебирая разные варианты (гипотезы), оценивая метрики и поведение пользователей.
Акт 2. Прагматик: «Люди не альтруисты, им нужна Валюта»
Я решил убрать человеческий фактор и ввести экономику. Если люди не делятся заказами по доброте душевной, они будут делать это ради выгоды.
Я придумал систему «Кармы» (внутренней валюты) и реализовал её через Telegram-бота. Концепция была следующая:
-
Делишься заказом — получаешь баллы.
-
Берёшь заказ — тратишь баллы.
-
Нет баллов (не делишься) — не можешь брать заказы.
Курс установили лояльный: 1 переданный заказ давал возможность откликнуться на 10 чужих.
Технически это было реализовано изящно и экономно. Я не хотел тратить деньги на хостинг для гипотезы, поэтому в качестве базы данных использовал Google Sheets, а бэкенд крутился на Google Scripts. Это позволяло проекту работать годами с расходами в 0 рублей. У меня уже был опыт работы с кодом, но в 2024 ИИ уже хорошо помогал с разработкой.
В июне 2024 бот получает осной код выполняющий задуманный функционал. Новости и обновления я публикую прямо в чат.

Функционал, которым я гордился:
-
Анонимность. Бот перехватывал сообщение, удалял его и публиковал от своего имени. Никто не знал, чей это клиент, пока не потратит карму на кнопку «Получить контакты». Это решало проблему спама в личку заказчику.
-
Рейтинг. При отклике заказчик видел список фотографов, отсортированный по их карме. То есть, чем больше ты даешь пользы сообществу, тем выше ты в списке.
-
Жизненный цикл заказа. Кнопки «Закрыть заказ» и «Удалить заказ» позволяли поддерживать актуальность базы в реальном времени.
В 2025 чат вырос до 1000+ пользователей. Казалось, механизм запущен, но общее количество заказов падало от месяца к месяцу (с учётом сезонности).
Акт 3. Мифическая польза и реальный путь клиента
Бот работал как часы. Система была честной. Спам фильтровался (сначала простыми скриптами, а позже, когда спамеры поумнели — через API Gemini, который анализировал содержание сообщений).
Я постоянно добавлял боту новые элемент игрофикации, чтобы вовлекать пользователей:
-
Лучший фотограф месяца (кто передал больше заказов).
-
Топ фотографов за всё время.
-
Награда за отметку спама.
-
Реферальная система (награда — карма).
-
Награды за бусты группы.
-
И другие…
Всё работало автоматически и по прежнему не требовало моего участия. Но метрики , после каждого обновления, я отслеживал в ручную. И глобально ничего не менялось, а бывшие топы вообще перестали делиться заказами.
Валидатор внутри меня начал бить тревогу. Несмотря на рост аудитории до 1000 человек, роста количества заказов не происходило. Проект вышел на плато и стал умирать.
Я провел повторный анализ и вскрыл фундаментальную проблему, которую не мог решить никакой код. Фотографы не хотят «справедливого рынка». Им не нужен аукцион.
-
Фактор «Свои люди». Фотографу проще отдать заказ знакомому Васе за процент или «за эмоциональный капитал», чем кидать его в общий котел ради виртуальных баллов.
-
Экономическая нецелесообразность. В бот сливали только «мусорные» заказы. Если бюджет хороший, фотограф держится за него зубами. Если бюджет копеечный (2000 руб при рынке в 5000 руб), фотографу лень даже оформлять пост в боте — он просто отказывает клиенту.
-
Персонализация. Есть отдельный социального капитала — когда в чате висит сообщение от тебя, а не от безликого бота. Это отдельная тема для обсуждения, но тут тоже вносит свою негативную лепту.
Механика работала, но она не нужна рынку в таком виде. Люди использовали бот, чтобы «слить» неликвид и подкачать карму, но настоящая экономика осталась в серых зонах личных договоренностей.
В роадмапе на разработку лежит ещё много идей и гипотез по совершенствованию, например:
-
Сделать бота модератором фото-чатов на базе ИИ, и автоматически подтягивать оттуда заказы в единый канал, чтобы чат чаще напоминал о себе пользователям.
-
Ввести систему сгорающих баллов (FOMO).
-
AI разбор заказов и рассылка фотографам по категориям.
-
Персональные, настраиваемые фильтры по заказам: чтобы фотографы получали в личку только заказы их категории, только в свободное время и т.п.
-
Подключить парсинг заказов с других площадок, чтобы всё сливалось в одно место.
-
Персональные страницы фотографов с портфолио.
-
И другие…
Но всё это надстройки к не работающей основе: БОТ НЕ РЕШАЕТ НИКАКОЙ ПРОБЛЕМЫ пользователей, потому нет смысла проверять их.
Проект сейчас работает в автономном режиме. Он не требует денег, сам модерирует большую часть спама и даже приносит пользу в сезон, обрабатывая единичные заказы, но общая динамика развития отрицательная.
Выводы Валидатора
Но как предприниматель, я извлек из этого три урока:
-
Геймификация не создаёт, но улучшает. Я пытался через геймификацию заставить конкурентов сотрудничать. Но их естественное поведение — закрытость и работа через «своих». Механики геймификации не ломают психологию.
-
Zero-Cost архитектура — это мощь. Использование связки Telegram + Google Sheets + Google Scripts позволило мне проверить гипотезу и поддерживать продукт годами без единого рубля вложений в инфраструктуру. Это идеальный подход для MVP.
-
LTV пользователя в закрытых сообществах низок. Без постоянного притока свежей крови (рекламы) сообщества умирают. Органический рост через «сарафан» работает только “вспышками”, дальше механизмы Telegram перестают давать виральность. Это бессистемный метод, которые нельзя закладывать в расчёт бизнес моделей.
Этот бот стал для меня отличным тренажером. Код, логика анонимизации, AI-модерация — всё это готовые модули, которые можно применить в других нишах.
А как вы считаете, можно ли вообще заставить конкурентов в одной нише делиться клиентами, или это утопия?
Автор: predpremi

