Как мы искали инвестиции в Бурятии
Есть мнение, что если хочешь пилить стартап, то надо обязательно ехать или в Москву, или в Питер. Желательно первое — дескать, там и инвесторы, и кадры, и СМИ, и тусовка и вообще. Но в нашем случае ехать в Москву не представлялось возможным, хотя бы потому, что время полета более 6 часов, а бросить все и ринуться в неизвестность как-то не очень хотелось. Так мы решили искать инвестиции у себя в Улан-Удэ.
Фото: © visitburyatia.ru
Вкратце о нас. Сервис обратных звонков Rocket Callback. Работу начали летом 2014, на рынок вышли в декабре. К марту 2015 у нас около 600 клиентов. Идея, само собой, не нова – увидели летом callback-виджеты, попробовали. Все понравилось, кроме реализации. Подумали и поняли, что сможем все улучшить, вот только нужны деньги, а их у нас не было.
IT в Бурятии хоть и развивается, но никаких акселераторов или что-то похожего там нет. Где искать инвестора – неизвестно. Самый популярный бизнес – открыть у дороги закусочную и продавать буузы (национальное блюдо Бурятии). Люди с деньгами готовы дать на это, но о виджете обратной связи, повышении конверсии и прочем никто и слушать не хотел.
Обратились к теории шести рукопожатий, проще говоря, поиск через знакомых. Разработали бизнес-план, взяли ноутбук и пошли по офисам.
Сначала никто не понимал, о чем речь. Мы показывали свой сайт (набросали на коленке примитивный лендинг), показывали работу виджета, говорили, что сможем сделать лучше и дешевле, и это перспективно, но кроме вежливых пожеланий успеха в наших начинаниях больше ничего не было. Улан-Удэ город маленький, все друг друга более-менее знают, потому и попасть к директорам легче.
Наконец, после месяца хождений, мы все-таки нашли заинтересованного человека, у которого был бизнес по производству толстовок, наш знакомый, который установил до этого CallbackHunter и был знаком с технологией: «Я плачу по 67$, если с вашим виджетом будет аналогичный результат, но дешевле, то дам деньги и стану первым клиентом».
Естественно, мы обрадовались и побежали допиливать виджет. Тогда нас было трое. Из личных сбережений смогли наскрести деньги на voximplant, остальное все сделали сами, включая простенький личный кабинет. Алгоритмы и дизайн у нас были готовы. Виджет мог работать только на 1 сайте, и то это было по большей части бета.
Бурятия как она есть
Наконец все наладили (если честно, то все висело на добром слове), установили на сайт. За месяц виджет поймал 431 звонок при посещаемости сайта +50 человек в день. Хантер до этого тоже ловил по 400. Так мы получили свои первые 300 000 рублей и смогли начать работу.
Когда каждый день мелькают новости о том, что тот или иной проект привлек миллионы долларов, 300 000 рублей кажутся небольшой суммой, но на тот момент это были очень важные деньги, на которые мы создали сайт, личный кабинет, лого, бренд, зарегистрировали ООО, провели небольшую рекламную кампанию там же, в Улан-Удэ.
Первые клиенты были, естественно, наши знакомые. Ни о каких планах речи тогда не было – целью стояло «лишь бы не облажаться». Продажи шли тяжело, но все-таки они были, и мы продолжали улучшать виджет. В основном, это были незначительные работы по внешнему оформлению, по верстке, по саппорту.
Через 2 месяца у нас уже было некое подобие ядра – около 20 местных сайтов, которые пользовались виджетом и после окончания тестового периода. Еще через месяц количество клиентов достигло отметки в 50, причем мы заметили, что тут не только бурятские компании, но и из соседних регионов. Пообщавшись с некоторыми из них, мы понимали, что они перепробовали разные виджеты и остановили свой выбор на нас, так как мы предлагаем то же самое, только в несколько раз дешевле и плюс дополнительные настройки. На это мы и рассчитывали. Так мы решили расширяться, но и на это требовались деньги.
Мы снова обратились к тому же инвестору, который выделил нам 300 000 рублей. Заспитчить на второй раунд было уже тяжелее, ибо наш бизнес-ангел считал, что еще рано выходить на другие регионы, поэтому денег нам не дал, но зато познакомил нас со своими московскими друзьями.
Так мы приехали в Москву. На этих встречах все было иначе и потенциальные инвесторы сразу спрашивали: «Вы, ребята, не в курсе, что этих коллбаков тут столько, что уже тошнит от них? Вы на что рассчитываете?».
Мы были в курсе, поэтому снова предложили установить наш. За несколько дней до этого мы начали складывать все данные (переходы, движения, запросы, клики, скролл и etc) в наш Hadoop на Azure, запускать все это в Machine Learning, писать алгоритмы на R. Проще говоря, прокачали виджет, дабы он не выскакивал рандомно. К тому времени мы сделали так, чтобы можно было скрыть кнопку вызова на сайте, настроить назойливость (5 уровней — от очень назойливого до появления лишь по клику). Через месяц, когда мы уже были в Улан-Удэ, нам пришло сообщение, что этот бизнесмен готов вложить в нас 4 000 000 рублей.
В то же время нами заинтересовались местные СМИ. Улан-Удэ город небольшой, поэтому новости распространяются быстро. О нас сначала написало одно СМИ, потом другое, затем третье. Потом мы и вовсе оказались в зомбоящике, в выпуске программы «Вести» на телеканале «Россия Бурятия». Чуть позже о нас написали и другие СМИ. Подробнее тут.
Количество клиентов продолжало расти, и мы поняли, что пришло время перебираться в Москву. Теперь у нас были деньги и был продукт. К тому же, делать стартап в глубинке сложно по ряду причин: мало квалифицированных кадров, мало специализированных площадок, и еще у нас в Улан-Удэ очень холодно – сложно что-то делать, когда за окном -30 (это норма на протяжении всей зимы) и мерзнут даже зубы.
Сейчас мы переехали в Москву и живем на те 4 000 000 рублей, что привлекли во втором раунде. Продолжаем допиливать виджет, есть несколько идей по кардинальному улучшению, собираемся выходить на международный рынок, и в частности, США. Технически у нас все готово — перевели виджет, личный кабинет, сайт, открыли счет в PayPal, изучили рынок и даже нашли первых потенциальных клиентов-американцев. Надеемся, что будет и третий раунд инвестиций, но уже в США. Ну и напоследок наша немного странная фотография.
Rocket Callback, наши партнеры Appatbox и наши стажеры
P.s. Несколько выводов. Можно найти деньги на проект, даже если ты живешь на периферии, но перебираться в Москву все-таки придется. Хотя бы потому, что если расширяться, то найти хороших специалистов не так то и просто, а работать на удаленке не вариант. К тому же, тот же самый нетворкинг, да хотя бы банальная скорость интернета. Но если ехать, то уже с готовым продуктом.
Валерия Макарова, руководитель Rocket Callback
О том, что именно мы улучшили и как этого добились, мы расскажем в отдельной публикации.
О том, как мы выходим на рынок США и как там пойдут первые дела мы тоже поведаем тут, на Мегамозге
Оставайтесь с нами!
Автор: RocketCallback