Что делает предпринимателей великими? И где их делают?

Публикуем перевод небольшой заметки Боба Дорфа, серийного предпринимателя, соавтора книги «Стартап. Настольная книга основателей» и автора метода «Customer Development», а также декана GVA LaunchGurus. В своей заметке Боб отвечает на ряд самых частных вопросов, которые ему задают.

image image

В чем, по-вашему, основная проблема становления предпринимательской экосистемы?
Как и со многими развивающимися рынками, самой большой проблемой является поиск бизнес-моделей и наставников – опытных людей, которые уже постигли и успехи и неудачи в стартапах, и которые готовы учить других не по учебникам и даже не по нашей «Настольной книге основателя стартапа», но на основе реального, порой болезненного, опыта. И бизнес-моделей мало: мало успешных компаний или предпринимателей, которых можно копировать, у которых можно учиться, с которыми можно соперничать. Прочие ключевые факторы тоже стандартны: слишком мало инвесторов, имеющих достаточное желание или знания, чтобы рисковать инвестировать в компании на ранних стадиях развития, когда результаты могут превзойти все ожидания, но и риск провала составляет не 50, и даже не 60%, а 93 % или даже 95%, а может и больше, если вы рассчитываете на небывалые доходы. Нельзя вычислить победителя и вложить деньги в один проект, необходимо иметь в распоряжении портфель проектов — и даже в этом случае, риск большой.

Что отличает американских предпринимателей от предпринимателей развивающихся рынков?
Во-первых, в США много успешных предпринимателей, поэтому легче их найти, о них везде можно прочитать, ими можно восхищаться как героями. Но что важнее, уровень инженерной мысли и образования в области компьютерных наук в США наверняка значительно выше, чем в развивающихся странах. Профессора лучших школ в странах с формирующимся рынком обычно учат языкам программирования или «как быть крутым IT руководителем», или «как кодировать в PERL». В Стэнфорде, в лучшем американском учебном заведении, например, учат «стратегии разработки технических средств для больших данных», творческому мышлению, абстрактным футуристическим визуализациям ПО и навыкам разработки, о которых не имеют понятия в большинстве развивающихся стран. И учатся у них самые светлые умы, которые часто пишут диссертации. И эти студенты чрезмерно мотивированы, они работают по 24 часа в сутки и на выходных, чтобы стать лучшими в Стэнфорде. Вот каков образец для подражания действительно великого новатора или предпринимателя.

Угадайте — в какой сфере ожидается следующая сенсация?
Терпеть не могу этот вопрос. Я обычно в ответ привожу проект, в который ТОЛЬКО ЧТО инвестировали средства светлые умы венчурных фондов. Как правило, сначала я смотрю, чем занимается фонд Sequoia, потом -Union Square Ventures, а затем -Kleiner Perkins. В последнее время все они внимательно следят за «интернетом вещей» (собственно как и все, кто может объяснить, что это такое), за обучением машин, за автомобилями с сетевыми возможностями, и еще за всякими секретными фишками о которых, будучи умными людьми, не распространяются на своих сайтах.

Как вы себя мотивируете?
Это никогда не было для меня проблемой, за исключением единственного случая в 1989 году, когда я продал свою первую компанию одному засранцу, которого внезапно повысили со специалиста по слиянию до директора и моего начальника.
Если я за что-то берусь, то работаю неустанно, практически без перерыва, чтобы в случае провала, провал был вызван не тем, что Боб Дорф не вложил душу в проект.

Что вы можете посоветовать молодым предпринимателям?
Поработайте в стартапе полгода или даже год, прежде чем даже задуматься о запуске своего проекта. Важно понимать, какие жертвы от вас потребуются, какая напряженная будет обстановка, сколько вас ждет стрессов и неуверенности в завтрашнем дне. Стартапы сейчас слишком популярны и их часто выбирают в качестве опции развития карьеры, хотя 90% занятых в стартапах людей предпочли бы стабильную работу со всякими льготами и автоматически начисляемой зарплатой. Это очень трудная дорожка, которую лично я не променял бы ни на какую другую. Но, если я не ошибаюсь, исследователи подсчитали, что только 2 человека из 1000 обладают качествами, необходимыми для по-настоящему талантливых предпринимателей, а это не то же самое что успешные предприниматели – люди с энергией, страстью, настойчивостью и напористостью, позволяющими вести бизнес вперед- неважно в могилу или прямиком на рынок ценных бумаг Нью-Йорка.

Если бы вы приглашали людей на свой следующий стартап- кто бы это был и на какие качества вы обращали бы внимание?
Я бы пригласил людей подобных Алексу Стентону. Алекс пришел в мою первую компанию, когда проекту было пять лет, а ему- 26. С первого дня, он относился к компании как к своей собственной, всегда работал очень много, все время спрашивал, что еще он может делать, всегда проявлял смекалку и всегда ставил интересы компании выше своих собственных. Сначала ему платили 200$ в неделю, а покинул он компанию, уже переименованную в Dorf & Stanton (Дорф и Стентон) с кругленькой суммой, исчисляющейся миллионами долларов, и он заработал каждый цент.

____________________________________________________________

В конце предлагаем Вам посмотреть запись Бизнес-завтрака с Бобом Дорфом с Москве, которая будет интересна начинающим предпринимателям:

Автор:

Источник

Оставить комментарий