Как я сделал аналог Gumroad и Patreon в России
Всем привет, это мой небольшая рассказ, как почти за 3 года, на своем энтузиазме создал (и развиваю дальше) российский аналог Gumroad и Patreon.
Тут стоит начать с того, что это не является каким-то продуктом, созданным на чьи-то инвестиции. Не создан, чтобы продать себя и что-то типо того. Я делаю то, что сам использую, что мне нравится. Делаю на собственные средства и в свободное время. И это просто рассказ пути, ошибки и разочарования, радость и победы. Здесь не будет истории, как я за один день заработал миллионы долларов, создав стартап за 2 недели. Это долгий и тяжелый ежедневный процесс.
Оставляю ссылку, чтобы прочитав до конца, вы вернулись к началу — goga.zone
Идея
Gumroad — это платформа электронной коммерции, которая позволяет авторам продавать цифровые продукты напрямую своей аудитории.
Patreon — веб-сайт, на котором авторы творческих произведений могут распространять свои работы по платной подписке или предоставлять дополнительный контент для своих подписчиков, называемых «покровителями»
И почему бы не сделать одну платформу в России, которая объеденит эти две? С учетом того, что на первой не получится выводить, вторая не доступна в РФ выглядит интересно.
Предыстория
Хочется сначала рассказать, с чего это все началось, почему у меня возникла такая идея.
Уже далекий 2022 год. Мы с командой видео-продакшена ПЕNА перебираемся в Москву, чтобы развивать дальше наше начинание. Тогда я еще занимался видео, графикой, 3D и в целом был погружен в визуал и творчество.
Программированием я занимаюсь всю жизнь, но с перерывами на другие сферы деятельности. Я много времени провожу на YouTube, где учусь графике, видео-монтажу. Причем в основном у зарубежных авторов, так как там много полезного, хоть я их не понимаю, но вижу, что они делают, и просто повторяю.
Там я начинаю замечать, как креаторы выкладываю свои наработки в Gumroad. Там продаются всякие макеты для монтажа, модели, развертки. Кто-то раздает бесплатно. Тогда еще можно было даже купить с нашей карты, представляете?
Я поддерживал, скачивал, покупал и был очень рад, что такая платформа существует. Изучаю Blender — это 3d софт для моделирования, графики, композитинга. И тут мне попадается ютуб канал Яна Хьюберта. Он выкладывает, как создает фильмы с хромакеем и композитингом в блендере, показывает разные фишки и это выглядит безумно круто! Он часто упоминает свой канал на Patreon. Именно тогда я знакомлюсь с возможностью заработка через краундфандинг и просто поддержку. Он буквально за 1 доллар открывает доступ к эксклюзивному контенту, который настолько полезен, что я не раздумывая подписываюсь, и буду подписчиком до момента пока мы еще можем платить.
Примерно в этот момент у меня в голове появляется желание создать в РФ такую платформу, только объединить возможность Патреона и Гумроода.
Наступает февраль, многое меняется в моей сфере, но идея остается.
Я начинаю делать дизайн и потихоньку реализовывать.
Начало пути
Где-то в начале 2022 я набрасываю дизайн за пару дней в иллюстарторе, с концепцией, как это должно выглядеть. Сразу скажу, что данный концепт был полностью изменен со временем, так как я успел поднабраться опыта и пришлось многое улучшить.
Еще с самого начала я понимаю, что мне не хватит времени делать все самому. Поэтому стараюсь найти человека, который поможет мне с фронтом. Во-первых, я не хочу сам верстать все, так как это много времени, которое можно потратить на создание бека, а он мне более интересен. Во-вторых, я последние 3 года не занимался фронтом и за это время многое поменялось, поэтому не считал, что смогу нормально что-то сделать.
Через знакомых начинаю искать фронтендера. Оказывается, у меня и не так много знакомых разработчиков. Появляется один человек, который еще обучается и готов помочь за прям небольшую плату.
Денег у меня особо нет, и нанимать кого-то невозможно. Поэтому где-то за опыт, где-то за копеечку. Помощь эта продлилась недолго, так как без финансовой поддержки на одном энтузиазме долго не продержишься.
Начинаю параллельно делать бек, изучать новую информацию, но не могу полностью окунуться в этот проект, это больше остается хобби, так как есть еще видео-производство, заказы, требование жить и работать. Где-то приходится месяцами забывать про данные проект, что, конечно же, откладывает его выход.
Отход от видео-сферы
Время шло, наступил сентябрь 2022 и судьба сложился так, что пришлось отказаться от сферы деятельности, которая была мне основной несколько лет. Я принимаю решение, что нужно устраиваться на работу в IT компанию, перенимать опыт и зарабатывать деньги.
Мне удается устроиться и я до сих пор работаю. Свободное время по вечерам, выходным и отпускам я продолжаю делать этот проект.
Первые сложности
Совмещать основную работу и создание своего продукта очень сложно. Как минимум ты работаешь 8 часов в день, потом приходишь домой, кушаешь и начинаешь дальше работать уже над своим проектом. Сначала это кажется прикольно, но когда это повторяется неделю, вторую, месяц, два, шесть, год, второй, уже пошел третий — это сложно. Моментами накатывает перегруз, нужно отвлекаться, менять сферу. Когда такие моменты наступают, то я прям неделю ничего не делаю на этом проекте и делаю какие-то недельные проекты.
Так появился проект tFolio — бесплатное портфолио в телеграм. Я потратил на него неделю, а теперь им пользуется уже больше 1000 человек. Когда люди начинают писать, и ты видишь, что этот продукт развивается, то понимаешь, что это не просто так и оно кому-то нужно. Становится хорошо и ты идешь дальше.
Но потом, возвращаясь с основному продукту, ты сталкиваешься с тем, что про него еще никто не знает. Но это отдельный пункт.
Полтора года разработки
В таком режиме проходить полтора года, ко мне приходят фронтендеры, я с ними работаю по сделке. Они делают задачу, оценивают, я ее оплачиваю. Приходят и уходят. Сам занимаюсь бекм, зову также несколько человек на фриланс, чтобы сделать часть быстрее, но оказывается, что найти бек разработчиков очень сложно. Так как я устроился на работу и работаю, то это начинает приносить доход, который я могу вкладывать в площадку. Прошу админов на фрилансе помочь с окружением. У меня хоть и есть поверхностный опыт, но я не знаю все и лучше доверять дела профессионалам. Поэтому тут я не скуплюсь и трачусь. Появляются разные сервера (пока еще ВПСки), проект разрастается окружением, появляется ci/cd, корпоративный мессенджер, трекер, переезжаю на селф-хостед гитлаб, разворачиваем вики, появляются метрики, прометеус, графана. Все данные решения действительно удобны, и позволяют многие процессы сократить. Главное, тут не окунуться просто в разворачивание окружения, когда еще ничего нет на проекте. Но параллельно я стараюсь быстренько его развивать. Ниже будет подробнее про техническую часть.
Тут хочется немного рассказать про проблему расходов. Так как появилось окружение, которое достаточно требовательное, то появляются все мощнее и больше ВПСки. В какой-то момент я размещаюсь на хостинге. Там выходит 4 сервера около 9-ти тысяч в месяц. В целом, я пока готов платить. Но в один прекрасный момент, хостинг за 2 месяца, на фоне внешних воздействий, поднимает цену в два раза. И я начинаю платить 20к в месяц. Ну нифига себе, все осталось тоже самое, а я просто отдаю деньги непонятно за что.
Это было прям неприятно, хоть я и понимаю со стороны хостинга, что это вынужденные решения, но не так резко. Тут решаюсь переезжать на свое железо, и размещаться в каком-нибудь ДЦ.
Заказал по рекомендации сборку сервера из МСК, она приезжает в Врн. Дома накидываю Proxmox (также по рекомендации), собираю raid на zfx и пробую импортировать любой сервер из уже развернутых и все получается!
Я никогда до этого такой штукой не занимался, приходилось много гуглить и спрашивать более опытных людей.
Дальше выбор ДЦ и отправка сервера обратно в Москву доставкой. Его размещают, мы переносим все сервера и запускаемся на них.
Конечно, железо послабее будет. Но нам пока и не нужно мощное, зато много оперативы и можно будет развернуть побольше ВПСок. Плюс сократили расходы на окружение. Теперь я плачу 4500 в месяц (пока писал эту статью, цена поднялась на 30% и уже выходит 6300) и сервер уже окупился. Так получилось сократить расходы, чему я безумно рад.
Документы и эквайринг
Так как я планирую работать с деньгами, то тут нужно быть аккуратным. Во-первых, нужно найти экваринг, который будет работать с физ. лицами, а это большая проблема. Принимать деньги одно, а выводить на карты другое. Тут решил, что Безопасная сделка подойдет как никогда. И начинается процесс согласования. И длился он 4 месяца. Когда сказали: «Все согласовано», то помимо радости пришло и небольшое разочарование, так как началась интеграция и общение с поддержкой. А это всегда вызывает разочарование.
Параллельно готовил документы с юристами для разных соглашений. Особенно много средств ушло на документы, но я уверен, что это одно из самых важных вложений.
Документы в будущем помогут обеспечить безопасность для самой платформы, так и для тех, кто там размещается. Есть определенные правила и условия у нас в РФ, как должны размещаться документы. Сразу реализую процесс согласия с обновлениями и хранением каждой версии документов.
Хранение файлов и работа с ними
Так как создается платформа, где необходимо загружать файлы, то они должны где-то храниться. Можно было реализовать хранение хоть на своем железе, но для большей стабильности и безопасности выбрал s3 от Яндекса.
Помимо загрузки файлов у пользователей должна быть возможность создания иерархии файлов в редакторе контента. Так появляется возможность перетаскивать, переименовывать, создавать папки и складывать туда контент непосредственно на платформе, а не просто хранить в архиве. Потом на странице товара показывает объем и какие есть уникальные форматы, что позволяет клиентам понимать, что там вообще внутри есть.
Вывод в продакшен
Наступает 1 апреля 2024 г. и я запускаю прод. На этот момент на платформе уже можно создавать товары, загружать контент, оформлять эти товары с помощью редактора, можно продавать, раздавать бесплатно и выводить деньги себе на карту. Предлагать идеи, есть бот поддержки, оповещения на почту, доступы к контенту и многое другое.
Конечно, никакого бума это не произвело. Я нигде не публиковался, кроме своего скромного блога в телеграме, потому что считал, что это было МВП, которое еще не готово к большой огласке. На самом деле так и было. Начиная с апреля я полностью перекладываю всю работу фронта на себя. Так как нужно быстро что-то менять, выводить. У меня есть все в голове, как должен взаимодействовать бек и фронт. И будет гораздо проще выводить все, когда сам все знаешь. Плюс можно было сократить время с описания ТЗ и создания дизайна в фигме.
Ставлю цель прийти к реализации публикаций и платных блогов, как в Patreon и Boosty
Я понимал, что невозможно вывести сразу все и готовое. Тогда продукт вообще не запустится. Поэтому решаю, что сначала делаю цифровые товары, потом делаю посты и потом платные блоги (уровни поддержки).
Уходит еще несколько месяцев, чтобы сделать публикации, настроить индексацию, сделать бек и фронт.
И в процессе разработки я понимаю, что какие посты без комментариев и лайков? Как же живое общение. Поэтому начинаю реализовывать комментарии, там появляются веб-сокеты, очереди. Появляется виджет-блок, куда приходят все оповещения, real-time оповещения на странице и на почту, ответы на комментарии.
Закрываю какие-то баги и глюки, отвечаю в поддержку, привожу новых авторов.
После того, как появились публикации, понимаю, что надо делать отдельную панель участника, чтобы люди могли подписывать, смотреть свои покупки. Потом появляется станица поиска авторов, чтобы можно было искать других авторов. Тогда подключаю полнотекстовый поиск и разбираюсь с этим. Классная штука, еще планирую сделать поиск товаров через этот полнотекстовый поиск.
А как же видео? Появляется возможность загрузки видео, постеров. Реализую это через Kinescope, так как хранить и обрабатывать видео в разных форматах я пока не готов, для этого требуется еще больше времени и сил, а также средств. А я как-то уже работал с Kinescope и вроде хорошие ребята и точно есть api. Неделю делаю интеграцию, знакомлюсь с TUS протоколом и возможности до-загрузки видео, что становится еще удобнее для пользователей.
А потом появляется идея создать Ленту событий не только для ваших подписок, но и вообще всех авторов на платформе. Теперь появляется органика, можно видеть, что создают другие авторы, публикуют товары или пишут посты, загружают видео. В будущем хочу сделать это в формате рекомендаций по интересам и фильтрацию.
И вот только после всего этого, приступаю к реализации уровней поддержки. И когда делаю дизайн, то осознаю, что сделать это даже за месяц невозможно. Примерно 3 месяца ежевечернего труда, и они появляются в феврале 2025 г. Параллельно проводилась работа с юристами и экварингом, чтобы подключить рекуррентные платежи, обновить документы.
А что сейчас?
На текущий момент я могу сказать, что это превратилось в то, что я хотел создать. Я сам ежедневно пользуюсь этой платформой. Она не идеальна, в ней есть неудобства и баги, которые я стараюсь дорабатывать и улучшать. Есть планы, как сделать еще лучше и лучше, чем на других платформах.
Хочется сделать и мобильное приложение и интеграцию с Telegram Web App, оповещения в телеграм для авторов.
Я понимаю, что один не справлюсь. Очень много нужно делать не только в разработке, одна из моих болей — это развитие. Прошло почти год, про платформу многие не знают. Я стараюсь уделять время, чтобы пробовать рекламу, писать авторам. Но многая реклама не работает, либо это очень дорого. Личные контакты тоже могут не работать, многие воспринимают это как «холодный звонок» и просто посылают тебя и говорят — ваша платформа слишком сырая, дорабатывайте. А сам человек даже не зарегистрировался, чтобы попробовать. Такие моменты выбивают даже. А потом приходят просто непонятно откуда пользователи, которые говорят, что это очень круто и они рады, что появилась у нас такая платформа.
Параллельно появляется небольшая команда, которая сейчас продолжает заниматься этим проектом. Все такие-же энтузиасты, как и я, готовые тратить свое личное вечернее время после работы на развитие этой платформы.
Я продолжаю лично знакомиться с авторами, бывает приходят люди, про направление которых даже не знал:
Геймдев команда из двух энтузиастов, которые создают свою игру — https://goga.zone/u/TPScompany
Илья Гурко — человек, который из бумаги творит что-то невероятное, вы сами посмотрите на его работы — https://goga.zone/u/gurko
Ателье для игры Euro Track Simulator 2 — Глеб, мододел, создает и продает моды для этой игры — https://goga.zone/u/GavriiLES и многие другие.
Это просто пример, насколько разнообразно наше общество и какие есть творческие люди вокруг. И чем больше таких людей появляется на платформе, тем все больше хочется вкладывать сил и времени в это.
Немного про возможности
Чтобы вы понимали суть прошедшей работы, хочется рассказать, что вообще есть на платформе.
Во-первых, сама платформа разделена на 3 основные части: Панель управления автора, панель управления участника, и лендинг.
Лендинг — это часть, где не требуется авторизация, здесь, конечно, сама главная страница, которая немного повествует про площадку, какие у нее есть возможности. Страница ценовой политики и раздел «Товары».
Последнее — это витрина всех опубликованных товаров авторов. На ней можно найти разные товары и отфильтровать по категориям и ценам, так же есть самые популярные категории.
Карточки товаров — если перейти в любой из товаров, то сама страница товара состоит из: баннеров (слайдер до 10 штук), блока с автором, рейтинг товара, цена, описание короткое и описание полное, виджет размеров и форматов, которые формируются автоматически, исходя из загруженного контента и виджет обновлений товара, если автор их выпускает, все это можно настроить в панели автора.
Из товара можно перейти на страницу автора, где отображается ваш баннер, счетчики подписчиков, товаров и публикаций. Возможность подписаться бесплатно, чтобы получать оповещения о новых товарах и публикациях на почту, а также два подраздела — товары и публикации. Плюс на странице автора размещаются уровни поддержки, в виде слайдера и с возможностью оформить платную подписку, чтобы поддержать автора.
Публикации — они бывают разных типов и видимости. Типы публикаций на момент написания этой статьи это текст и видео. У любой публикации есть заголовок и основной текст. Если тип видео, то сверху отображается превью видео и возможность оттуда же посмотреть. У видео можно загружать отдельно постер. Видео отображаются в разных форматах с достаточно удобным плеером от Kiniscope.
У публикаций можно оставлять комментарии, которые работают в реал-тайме, возможность отвечать на другие комментарии. Также можно лайкать. При взаимодействии с публикациями автор получает оповещения на почту и в виджет в панели управления.
По поводу видимости публикаций. Если автор настроил уровни поддержки, то он может выбрать какая публикация какому уровню будет доступна. Если публикация не доступна, то будет отображаться с какого уровня доступна, а также первый параграф из публикации.
Панель управления автора представляет из себя отдельный раздел с множеством подстраниц. Не буду вдаваться прямо в подробности, расскажу просто что есть:
-
Дашборд с виджетами сообщений от системы и нотификаций
-
Блок нотификаций
-
Чек-лист для новых участников
-
Сводка про просмотрам, покупкам, подпискам, выводам
-
Последние события
-
Главная, где находятся отображение товаров и постов, также оттуда можно создавать новые товары и посты.
-
У постов есть черновики.
-
Раздел уровней поддержки, где можно создать уровни, посмотреть подписки.
-
Таблица с товарами, где просмотром информации по продажам, просмотрам, доходу и возможностью публикации и удаления
-
Подраздел просмотра карточки без публикации
-
Редактор с возможностью добавления параграфов, инлайн разметки, вставки кода, загрузки изображений, заголовков и другого
-
Управления контентом с создание папок и перетаскиванием элементов
-
Настройки товара
-
Раздел обновлений с нотификациями клиентам на почту
-
-
Раздел «Есть идея», где можно предложить свою идею и провести голосование
-
Раздел выплат
-
Привязка карты
-
Просмотр истории выплат
-
Настройки аккаунта
-
Возможность привязки соц. сетей и вход через них
-
Настройка оповещений
-
Указание соц. сетей
-
Выбор дефолтных страниц
В панели участника есть следующее:
-
Лента событий — в ленту приходят публикации и созданные товары
-
Только по вашим подпискам
-
По всем авторам в системе
-
-
Раздел поиска авторов
-
Раздел подписок, где перечислены все ваши подписки
-
Раздел ваших покупок за все время.
-
И настройки аккаунта
Покупать товары можно без авторизации, достаточно указать почту. Весь контент придет на почту и будет доступен по ней все время. Но если зарегистрироваться потом на эту почту, то вся история покупок будет доступна.
Помимо этого, авторы могут создавать бесплатные товары, но клиенты могут покупать не бесплатно, а указывать свободную цену, которую они сами хотят. Это стимулирует авторов на развитие.
В системе множество нотификаций на разные события: регистрации, смены пароля, подтверждения почты, покупки, подписки, оформления платных подписок, речарджи, оповещения о закрытии сделки и многое другое, что позволяет пользователям не упускать важные моменты.
Для помощи авторам и участникам создан телеграм-бот, в котором отвечаем на вопросы, которые возникают у авторов, это быстрее, чем поддержка в почте и удобнее, чем чат на самой платформе.
Техническая составляющая
Это будет небольшой обзор инструментов, методологий и того, что использовал при создании этой площадки. Сразу оговорка, что стек выбирался из того, что сам знаю или хотя бы как-то сталкивался. Не претендую на лучшие решения, но IT — не идеальная среда, а система развивающаяся и быстро меняющаяся.
Фронтенд на Nuxt3/Vue3
Nuxt обоснован тем, что мне нужен SSR для адекватного индексирования страниц. Он позволяет используя привычный Vue реализовывать Server Side Rendering почти не нарягаясь, почему почти? Потому что я все-таки напрягся, когда сначала не думал об SSR и откладывал это на потом, а потом оказалось, что требуется придерживаться определенных правил, чтобы это нормально работало. Вообще, мне очень грустно, что SPA приложения до сих пор нормально не индексируются. В остальном, Vue я люблю, он покрывает все мои требования и достаточно быстрый.
Бекенд на Laravel
Привет всем любителям и нелюбителям. Это мой основной фреймворк, который я знаю и на котором мне комфортно разрабатывать + большое коммьюнити, и мне всегда есть у кого спросить, если возникают проблемы, а это главное.
Взаимодействие фронта и бека через REST API. Для документации используется Swagger, посредством описания через l5-swagger.
Для обработки очередей Laravel Horizon, вся рассылка сообщений, обработка выплат, оповещения и другие задачи, которые должны выполниться не синхронно, выполняются через очереди.
Для броадкастинга Laravel Reverb, приятная штука, но не хватает документации на официальном сайте, пришлось повозиться, когда подключал. На этом работают сокеты для комментариев и нотификаций в приложении.
На беке также придерживаюсь архитектуре Porto — https://github.com/Mahmoudz/Porto, в ней есть классная модульность, но и есть недостатки. Если хотите, ознакомьтесь. Сначала начинал с базовой архитектуры Laravel, а потом перешел на эту, со временем немного ее видоизменил, но основная концепция осталась.
Для полнотекстового поиска используется Meilisearch, достаточно мощная штука и тоже опенсорс + есть хорошая интеграция в ларку.
Для базы используется Postgres, хотя изначально был на Mysql, но потом перешел.
Для крон задач используется базовый sheduler от Laravel.
Инфраструктура
Для трекинга задач использую Redmine — он опенсорсный, некрасивый, но достаточно функциональный. Хотя там есть также темы на гитхабе, можно сделать его не из 2005, а из 2015 + есть плагины для разных интеграций.
Для общения с фрилансерами и другой частью команды используется Mattermost, тоже опенсорс решение, которое очень (ну ближе остальных) похоже на Slack. В нем же используются хуки для всяких важных нотификаций. Из РФ их сайт не доступен, но образы Docker вполне.
Для хранения репозиториев и другой работы с кодом и процессом используется Gitlab, изначально, разворачивал репозитории прям на gitlab.com, но потом, когда появилось требование добавить больше людей, то пришлось разворачиваться на своем сервере, так как ограничение в 5 человек достаточно неприятное.
Для CI/CD используется как Gitlab, так и Jenkins. Да, достаточно странное решение тянуть два сервиса, тем более таких прожорливых. Но изначально был Jenkins, теперь потихоньку есть желание перейти на Gitlab, а с Jenkins распрощаться. Сейчас фронт собирается на Gitlab, а остальные сервисы на Jenkins.
Есть также же Vault для хранения кредов, а то когда их становится много, то совсем неудобно записывать на листочке, да и не безопасно.
Elastic для логов, но честно, тяжеловесная и сложная штука, пока не так часто использую, больше log-viewer для Laravel, с ним удобнее смотреть ошибки.
Wiki.js — для вики, описания процессов.
Grafana и Prometheus — для графиков и наблюдением за приложением.
Ну а для того, чтобы это все держалось и существовало сервер Dell PowerEdge R670, со 128гб оперативы, из них сейчас около 72 занято + 1 тб памяти в рейде + 48 CPU, не самое мощное, но намного приятнее, чем отдавать за хостинг на vps.
Proxmox для управления всей инфраструктурой.
Ну и для того, чтобы во всех проектах было проще с авторизаций, используется LDAP. Тут хочется сказать, что Mattermost в бесплатной версии не поддерживает LDAP. Но, если у вас есть Gitlab, то через него можно настроить вход, а в Gitlab подключаете LDAP. Таким образом это все работает через единый аккаунт. Если вы не хотите разворачивать Gitlab, то есть где-то репозиторий, который вроде так и называется ldap mattermost, где автор вырезал нужное для авторизации в Gitlab и прикрутил это как расширения MM, что позволяет этим также пользоваться.
Как вы можете понять, используются исключительно опенсорсные решения, который помогают удешевить всю разработку и поддержку проекта. На начальном этапе всего этого хватает с головой.
Про другие аналоги
Я знаю про Бусти, они непосредственно аналог Патреона. Я знаю про СПОРСОР. Про ВК Донат. Но не знаю про аналог Гумроада. И не видел, чтобы в одной платформе кто-то объединял два этих подхода в России, именно для наших авторов. Даже если они есть, меня это не останавливает. Я просто вижу себя в этом. Хотел бы, чтобы наши авторы будет настолько же сильные и крутые, как зарубежные. Хочу дать возможность авторам быть свободным, заниматься своим любимым делом, как Ян Хьюберт, как непосредственно я. Поэтому я даже не задумываюсь о конкуренции. Если она есть — это хорошо, рынок развивается, рынок делится, в конкуренции появляются новые решения, новые продукты. И я бы хотел, что моя платформа стала конкурентом для Бусти, Патерона, Гумроада, Спонсора и других.
Благодарность
Я не буду называть имена, кто знает, тот поймет. Я бы хотел выразить самую большую и самую искреннюю благодарность моей половинке. Терпеть программиста, который безумное количество времени после работы уделяет этому проекту — это сложнее, чем делать этот проект. Без ее поддержки я бы явно не прошел этот путь.
Спасибо мои друзьям и товарищам, которые помогали советом или делом, направляли в нужную сторону, я всегда знаю, что есть люди умнее меня, которые могут помочь.
И спасибо ребятам фрилансерам, которые участвовали в становлении этого проекта.
Послесловие
На самом деле, так оцениваешь проведенное время и понимаешь, что оно прошло быстро и не бесполезно. Я знаю, что плачу самым дорогим в своей жизни — это временем. Хоть мне пока и 27 лет, но уже начинаю ощущать эту важность.
Это был просто рассказ, без каких-то наставлений и поучений. И если вы искали результат в виде сумм заработанных денег, то его тоже нет. Да я и не ставлю это в приоритет. Мне тоже просто хочется освободиться и заниматься любимым делом. Когда-то я смогу уйти с работы и полностью уйти в свои проекты, пишу я это здесь для того, чтобы это время пришло быстрее.
Занялся бы я этим проектом, понимая, что на него уйдет почти три года своего личного времени и долгое время я не буду получать от этого профит? Для шутейки хочется сказать, что нет. Но на самом деле да, я еще тот энтузиаст. Да и не смогу сидеть без дела.
Конечно же, проекту сейчас не хватает огласки и я стараюсь это исправить. Можно бесконечно делать что-то идеальное, но если про него не будут знать, то цена этому нулевая. Поэтому лучше будут небольшие баги, но появится аудитория, знакомая с историей платформы, готовая поддержать и дальше этот проект.
Моей целью было и остается желание развивать и поддерживать авторов в России. Хочется, чтобы у нас появились такие же Яны Хьюберты, которые будут вдохновлять и учить других, оставаться свободными и заниматься своей тяжелой, но любимой работой.
Спасибо, если хотите поддержать меня, то может это сделать прям на платформе.
А также подписывайтесь на телеграм канал
Автор: tsurkan_n