Внутренний продукт на внешний рынок
Несколько раз проходил в компаниях такую историю: сделали классный продукт для себя, решили, что он прекрасен и пришла гениальная идея, продавать его внешнему рынку. Успешных примеров у меня пока не было. Как правило, то, что было идеально для внутренних задач, при попытке вывода вовне превращается в совершенно новый проект, который зачастую проще переписать с нуля, чем адаптировать.
Знакомо?
Мне это напомнило мой недавний опыт. Пару недель назад был у родителей, у них на даче есть старая раскладушка. Используется редко, работала плохо, возможно производитель не предполагал, что на ней кто-то будет лежать с весом больше 20 кг. Когда на нее ложишься, практически достаешь до земли, спине неприятно, а еще ножки посередине гнутся.
Мы с отцом взяли проволоку, доску, инструменты, изоленту и после пары часов усилий сделали из неё просто супер-раскладушку, думаю на ней теперь можно даже прыгать.
Для внутреннего пользования идеально! Но для внешнего рынка эта раскладушка совершенно неконкурентна: выглядит уродски, на доработку ушло слишком много времени.
В детстве была похожая история: мы с братишкой пожаловались отцу, что у нас слетают лыжи, там были крепления прямо на валенки. Он решил проблему в свойственной ему манере, привязал их так, что слететь они могут только с ногой. Проблема решена отлично, но внешний вид был так себе. Другие ребята смеялись, показывали пальцем, и мы чувствовали себя не очень. 🙂
Часто внутренние программные продукты похожи именно на такие «раскладушки» или лыжные крепления. Функционально они могут быть великолепны, но при попытке вывести их на внешний рынок оказывается
-
внутренний софт написан на технологиях, устаревших 15 лет назад, его невероятно сложно обновлять и поддерживать,
-
похожие решения на рынке стоят в 10 раз дешевле, и нам было совершенно непонятно, как такое возможно,
-
нет биллинга, а чтобы его прикрутить нужно полностью менять архитектуру,
-
и пр.
Если компания решила продавать внутренний продукт, важно заранее трезво оценить:
-
Адаптация продукта — это практически новый проект.
-
Часто нужна другая экспертиза, которой может не быть в компании
-
Высокая конкуренция и необходимость больших инвестиций.
В общем, стоит хорошо взвесить, прежде чем идти этим путём. Иногда внутренний продукт должен остаться внутренним, а компания должна фокусироваться на том, что умеет лучше всего.
Было у вас такое?
Автор: turchan

