Стартап дня (июнь 2017-го)

Стартап дня (июнь 2017-го) - 1

Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за июнь. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграм.

Yext

Yext помогает бизнесу быть лучше представленным на картах. В идеале, как только у банка открывается новое отделение, оно должно сразу появиться в десятках мест: от очевидных карт Google и Яндекса (Google и Bing в американских реалиях) до местного аналога banki.ru и, например, сайта Western Union. В реальности десятками мест никто, конечно, не занимается: везде, кроме самых крупных и раскрученных источников, надолго остается неправильная или неполная информация; клиенты идут не туда, деньги теряются.

image

И тут на сцену выходит Yext. За суммы, начинающиеся с $4 в неделю, он дает бизнесам единую точку управления своими локациями на всех релевантных площадках: один клик — и данные обновились везде. В одиночку такой сервис не работает: жадный покупатель мог бы включать его только ради каких-то изменений, но для большинства клиентов это событие довольно редкое, можно заметно сэкономить, поэтому стартап «заодно» предлагает и постоянные услуги. Для популярных сетей это мониторинг отзывов на всех тех сайтах, данные на которых Yext приводит в порядок, а для маленьких, кому это неактуально, есть функция геостраниц. Красивые, правильно сверстанные и SEO-оптимизированные страницы про каждую локацию один раз встраиваются в основной сайт и дальше управляются из общего дашборда вместе с внешними ресурсами.

Сейчас у стартапа больше 40 тысяч клиентов, выручка за сотню миллионов долларов в год, пару месяцев назад прошло IPO, капитализация компании больше миллиарда. В Россию не выйдет, наверное, никогда, вполне можно делать своё.

August Home

image

Американский August Home делает для обычных домов и квартир электронные дверные замки, управляемые через приложение на смартфоне, и эта идея куда глубже, чем может показаться: всё, что связано с доставкой, сейчас в тренде, а проект во многом именно про неё. Основной продвигаемый бонус — отсутствие необходимости встречать курьеров и других людей, которым на самом деле нужно место, а не человек. Дверь можно открыть откуда угодно, где есть интернет, не надо никого ждать. Курьер может приехать, когда ему удобно, а вы быть там, где удобно вам. Восьмичасовой интервал доставки становится вполне комфортным, логистические услуги дешевеют, ВВП растет, благолепие… У жителя России может возникнуть вопрос про воровство, но в Штатах ответ настолько очевиден, что даже в промоматериалах не упоминается: с одной стороны, и воровать в современных квартирах особенно нечего, а с другой, курьера при входе фотографируют, откуда он взялся — более-менее известно. Возможное преступление просто идеально для раскрытия, люди не до такой степени идиоты.

Остальные возможные сценарии кажутся куда более надуманными. Ну да, можно отобрать ключ у бывшего парня одним нажатием кнопки и быть уверенным, что он дубликат не сделал. Но заботиться о такой ситуации заранее и ставить для этого специальный замок?.. Разве что в квартирах под посуточную аренду это актуально. Или, например, возможность для уборщицы заходить в дом только по средам с 10 до 12 — а зачем? Потому что можем? А уж логирование входов и push-уведомления о них кажутся вообще вредными для нормальной семейной жизни.

Что касается риска разрядившегося телефона, то он решается максимально просто: замок можно открыть не только из приложения, но и введя код. Потерянный же телефон кажется менее опасным, чем потерянный железный ключ: перепрограммировать коды существенно проще и дешевле, чем сменить замок. Но хакерам в будущем в любом случае будет раздолье, да.

Если говорить о текущих масштабах, то проданы сотни тысяч устройств, поднято порядка пятидесяти миллионов долларов инвестиций, за четыре года жизни железячного стартапа — довольно много.

Grammarly

image

Насколько я могу судить, я пишу по-русски достаточно грамотно; постоянным читателям блога, конечно, виднее, но самооценка у меня такая. И такая же самооценка была про английский язык: я понимал, что мои тексты очень упрощенные, без сложных конструкций и ярких идиом, но думал, что явных ошибок в них мало, тем более что и браузер с Word’ом подчеркивали что-то редко. Ха! Стоило установить себе плагин от Grammarly, и иллюзии развеялись как дым.

Это всего лишь проверка грамотности текста, но проверка хорошая. Grammarly не проверяет слова по словарю, а действительно знает английскую (только английскую) орфографию с пунктуацией, видит пропущенные запятые, несогласование времен, неправильные артикли, понимает, что player должен обязательно has, а не have, и замечает ещё огромную кучу разных проблем. Меня правит практически в каждом абзаце, при том, что, повторюсь, стандартные средства не подчеркивают почти ничего. Важно, что ошибки не просто отмечаются, но и полноценно разъясняются. В общем, действительно полезное применение технологий AI.

Технически в Grammarly есть три варианта реализации: плагин к Chrome/Safari/Firefox/IE, плагин к MS Office и самостоятельный текстовый редактор. Работоспособным кажется только вариант в браузере — менять привычный редактор, даже ради проверки английского, это чересчур, а в Word’е он почему-то ломает возможность Undo через Ctrl-Z (как?? кто так программирует??), что, конечно, полностью убивает возможность использования.

Модель монетизации, естественно, основана на подписке: бесплатно можно видеть только явные ошибки, а премиум-пользователи за примерно 20 долларов в месяц получают ещё и стилистические рекомендации в духе «a lot of тут не подходит, используйте лучше much». Платит за такое, скорее всего, очень маленький процент аудитории, но при текущих 7 миллионах DAU это должно быть несколько сот тысяч человек (то есть десятки миллионов годовой выручки).

Компания говорит, что она прибыльная, да и инвестиций до этого года не было, убытки покрывать было нечем, куда бы они делись без прибыльности. Но сейчас решили расти быстрее, взяли аж 110 миллионов долларов в недавнем раунде. Успеха им и спасибо за отличный продукт.

LoveCrafts

image

Самый «простой» способ сделать успешный интернет-магазин — продавать такую категорию товаров, на которую есть большой спрос и большой объём продаж в оффлайне, но она при этом плохо представлена в уже существующих онлайн-магазинах. Требуются-то самые пустяки: нужно только найти такую категорию.

Английский стартап LoveCrafts продает через интернет товары для вязания и шитья по самой обычной бизнес-модели, со своими складами, самой обыкновенной логистикой и остальными особенностями типового интернет-магазина. Фокус на единственной узкой категории позволил им добиться совершенно бесконечного выбора, запрограммировать удобные фильтры, ну и, конечно, вести более прицельный маркетинг. Показательно, что даже для вязания и шитья они сделали два отдельных сайта, хоть и связанных множеством перекрестных ссылок, но всё-таки разных. Целевой аудитории всё это, естественно, нравится, покупают на LoveCraft много.

Однако даже позиция специализированного магазина не гарантированно устойчива: и наглый конкурент может сделать клон, и у Амазона рано или поздно дойдут руки и до этой ниши, и тогда остаётся только ценовая конкуренция — а кому она нужна. Поэтому, чтобы закрепить свое текущее преимущество, LoveCraft хочет быть не только магазином, но и сообществом, и маркетплейсом. Раз уж он продает товары творческим людям, то пусть они и делятся своим творчеством через его площадку — это же должно быть удобно?

Ради денег авторы могут загружать на сайт придуманные ими схемы и дизайны и продавать их менее креативным пользователям. Если же хочется славы и уважения, а не дохода, то для этого служит раздел «сообщество»: там можно выставлять свои работы и лайкать чужие.

Дополнительный функционал не приносит LoveCraft денег напрямую, они даже комиссию за продажу схем не берут, но повышает лояльность пользователей, да и журналистам нравится. Впрочем, если сообщество в самом деле активно заведется (пока нет), там можно много разной монетизации придумать.

Английский рынок стартап занял практически без инвестиций, ради американского поднял порядка 30 миллионов долларов и сейчас в США примерно половина его бизнеса. В апреле был очередной раунд в 33 миллиона — хотят организовывать новые категории и выходить в новые страны.

Oberlo

image

Идея этого стартапа — автоматизация прямой перепродажи с AliExpress. Интернет-бизнесмен со своим аккаунтом на Shopify подключается к Oberlo, выбирает в веб-интерфейсе те товары с AliExpress, которые нужно показывать на новой площадке, и вуаля, магазин готов. Осталось только описания на нужном языке поправить и правило для новых цен установить, +20 или +50 процентов к оригинальным, например. Всё равно ведь дешево останется.

Когда конечный покупатель закажет что-то на этой витрине, Oberlo автоматически создаст и оплатит заказ на AliExpress сразу с финальным адресом. Если что-то изменится на странице товара на Ali, цена увеличится или товар вообще пропадет, то Oberlo поправит и витрину. Владельцу магазина остается только привлекать клиентов и разбираться с претензиями: диспуты, увы, пока автоматически не проксируются.

Кроме чистых арбитражников с подходом «написал красивые описания, поставил наценку в 100 %, закупил рекламу в Таргете, профит» такая модель вполне логично может использоваться на тематических сайтах: почему бы и не продавать своей аудитории релеватную подборку товаров. Наверное, при разумной разнице в цене люди даже не слишком возмущены будут, если всю подноготную узнают. В конце концов, за них выбор сделали, это тоже чего-то стоит.

В дополнение к очевидной SaaS-подписке и потенциальному использованию маркетингового бюджета AliExpress, Oberlo ещё и берет комиссию за часть товаров. Идея состоит в том, что кроме обычных магазинов с Ali они в том же режиме предлагают перепродавать товары неких «проверенных» поставщиков, работающих напрямую с Oberlo. При настройке экспорта эта часть ассортимента всегда подсовывается повыше, и, конечно, регулярно попадает в финальные витрины. Не знаю, насколько это действительно прямые договоры: было бы очень красиво и вполне соответствовало духу проекта, если «проверенными» назывались бы просто обычные товары с Ali с измененными описаниями и увеличенной ценой.

Придумали эту замечательную модель совсем недалеко от России, в Литве. Стартап недавно куплен Shopify за 15 миллионов долларов.

Автор:

Источник

Оставить комментарий